«Формирование универсальных учебных действий как необходимое условие успешного усвоения образовательной программы по требованиям ФГОСНОО».
«Формирование универсальных учебных действий как необходимое условие успешного усвоения образовательной программы по требованиям ФГОСНОО».
В данном исследовании пойдет речь о том как сформировать УУД, чтобы ребёнок приобрел способность самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, был готов к самостоятельным действиям и принятию решений.
Цель: Определить наиболее эффективные пути формирования УУД у младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование универсальных учебных действий как необходимое условие успешного усвоения образовательной программы по требованиям ФГОСНОО». »
Педагогическое исследование.
Тема: «Формирование универсальных учебных действий как необходимое условие успешного усвоения образовательной программы по требованиям ФГОСНОО.
Проблема: Как сформировать УУД, чтобы ребёнок приобрел способность самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, был готов к самостоятельным действиям и принятию решений.
Цель: Определить наиболее эффективные пути формирования УУД у младших школьников.
Объект: УУД младшего школьника (общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться»).
Предмет: Формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
Гипотеза:Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, будет достигнута, если сформировать у него УУД.
Задачи: 1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования.
2. Выявить особенности формирования УУД у младших школьников.
3. Определить взаимосвязь между сформированностью УУД и процессом усвоения учебной программы.
4. Разработать основные направления и содержание работы.
5. Диагностировать эффективность проведённой работы.
АЛГОРИТМнаучного исследования
Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования;
Составление плана исследования;
Составление списка литературы;
Определение общей методики и методов исследования;
Изучение теории, анализ базовых понятий;
Изучение опыта решения этой проблемы на практике;
Сбор констатирующего материала;
Анализ и обобщение полученных результатов и построение гипотезы;
Разработка методики проверки гипотезы;
Проведение работы по развитию УУД;
Диагностика УУД.
Анализ и обобщение полученных результатов;
Выработка практических рекомендаций;
Оформление и литературная редакция текста.
Проведение работы по развитию УУД (кратко)
Была проведена психолого-педагогическая оценка готовности детей к началу школьного обучения и зафиксированы личностные результаты развития учащихся на начало года.
Результат: завышенная или заниженная самооценка, средняя или ниже среднего мотивация, навык общения ограничен, нечёткое осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;слабая внутренняя позиция школьника, нетчувства необходимости учения.
Т.е. те универсальные учебные действия, которые должны стать базой, были либо слабо сформированы, либо отсутствовали как таковые (регулятивные).
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. На современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. Главное понимать, чему учить и как учить! Любые действия должны быть осмысленными. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но значимы для него.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.
Первые шаги были направлены на понимание смысла понятий «семья», «товарищи», «добро», «терпение», «родина», «природа».
На каждом уроке проводилась отработка навыков оценивания жизненных ситуаций и поступков героев из художественных текстов, или собственных, произошедших на уроке или перемене, с точки зрении общечеловеческих норм.
Привитие навыка освоения роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению. Так как развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Личностные действия формировались при выполнении заданий, в которых ученик должен раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Например, уже в 1 классе детям был дан цикл домашних заданий: найти применение математике на кухне, в ванной, во время ремонта; русского языка в жизни человека; необходимость чтения. Это раскрывало важность этих знаний в быту и будущей жизни. У ученика формировалось понимание необходимости прочных знаний по предметам.
Для формирования личностных УУД были использованы следующие виды заданий:
участие в проектах;
творческие задания;
восприятие музыки;
обсуждение ситуаций, видеофильмов;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
Большая работа велась над самооценкой. От неё зависели взаимоотношения обучающихся с окружающими, их критичность, требовательность к себе, к событиям жизни. Были использованы следующие упражнения: «Зеркало» Смотря в зеркало рассказать всем, кого, вы видите.
«Я такой же, как ты» (объясни почему), «Если бы я был тобой», « Какой Я» (Самохарактеристика)
Большое внимание уделялось развитию коммуникативных УУД
Навыки общения школьников весьма ограничены. Даже если навык общения широк (секция, друзья), это не значит, что ребята приобрели навык грамотного общения. Т.е нужно понимать, что продуктивное общение, в отличие от фатического (бессодержательного), - процесс, который имеет цели и результат.
Условно обозначили эти цели и результаты:
* Установка и поддержание контакта (внимание, готовность к действию)
* Обмен информацией. Передача сведений, в том числе мнений, суждений, решений.
* Побуждение к выполнению в процессе общения тех или иных действий. «Паровозик» поставь стулья
* Согласование действий при совместной деятельности. «Взаимодействие» - Пилка дров
* Определение своего статуса в системе взаимоотношений с партнёром.
* Изменение состояния, поведения, мнения, решения, представления.
Для формирования коммуникативных УУД очень важно было на уроках дать каждому ребёнку возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Первой ступенью при формировании навыков работы в группе стало формирование умения работать в парах. Работая за конторками, ребята постоянно учились общаться (менялись местами, договаривались как работать). Я предлагала ученикам задания, выполнение которых должно было обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача минизачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания таблицы, правил и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечали на вопросы друг друга, комментировали и оценивали ответы, ставили друг другу оценки, оспаривали, при необходимости, оценку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Часто во время физминутки или в начале урока проводили игру на развитие КУУД. Например, «Комплимент»
Результат ко 2 году обучения
Учащиеся получили возможность научиться
Аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цель, функции участников, способ взаимодействия. Применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре). Задавать учебные вопросы. Слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.
Познавательные УУД: Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы и задачи.
Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать задачи дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся.
Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать задачи применялись такие методы:
формирование опыта умения видеть проблемы;
узнавание проблемы, план по её решению;
объяснение важности самостоятельно уметь ставить и формулировать задачи, как это делать;
Результат ко 2 году обучения
Учащиеся получили возможность научиться
Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадях. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливаем причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД
Объяснила для чего нужно овладеть именно этими действиями. (Мечта: накачать мышцы, похудеть, скопить денег)
На каждом уроке ставили цель, вырабатывали программу действий, анализировали результат, если необходимо проводили коррекцию; производили оценку - осознание качества и уровня усвоения, и если необходимо саморегуляцию как способность к к волевому усилию и преодолению препятствий.
Результат ко 2 году обучения
Учащиеся получили возможность научиться
Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и определять последовательность действий. Соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном.
Главное – это систематичность. На каждом уроке я помогала своим ребятишкам обретать уверенность в своих силах и способностях. Не скупилась на поощрения и похвалу.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности и инициативности учащихся. Так вот мы уже к концу 1 класса смогли полноценно поработать в 3 проектах.
Учебные « Наши помощники – память и ум», «Покормите птиц зимой», внеклассный «Влияние шума на организм младшего школьника».
К концу второго класса мы уже можем выполнять краткосрочную проектную деятельность в рамках 1 урока. Русский – Памятка – подсказка! «Проверочные слова»
Математика – «Зная это – всё усвоишь!» (Таблица умножения)
Вот так шаг за шагом мы идём к приоритетной цели школьного образования, к развитию у ученика способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения через систему формирования универсальных учебных действий.
Гипотеза подтвердилась. Сравнительный анализ результатов исследования позволил сделать следующий вывод:
Если сформировать у учащихся УУД, то приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, будет достигнута.
Педагогическое исследование.
Тема: «Формирование универсальных учебных действий как необходимое условие успешного усвоения образовательной программы по требованиям ФГОСНОО.
Проблема: Как сформировать УУД, чтобы ребёнок приобрел способность самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, был готов к самостоятельным действиям и принятию решений.
Цель: Определить наиболее эффективные пути формирования УУД у младших школьников.
Объект: УУД младшего школьника (общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться»).
Предмет: Формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
Гипотеза:Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, будет достигнута, если сформировать у него УУД.
Задачи: 1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования.
2. Выявить особенности формирования УУД у младших школьников.
3. Определить взаимосвязь между сформированностью УУД и процессом усвоения учебной программы.
4. Разработать основные направления и содержание работы.
5. Диагностировать эффективность проведённой работы.
АЛГОРИТМнаучного исследования
Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования;
Составление плана исследования;
Составление списка литературы;
Определение общей методики и методов исследования;
Изучение теории, анализ базовых понятий;
Изучение опыта решения этой проблемы на практике;
Сбор констатирующего материала;
Анализ и обобщение полученных результатов и построение гипотезы;
Разработка методики проверки гипотезы;
Проведение работы по развитию УУД;
Диагностика УУД.
Анализ и обобщение полученных результатов;
Выработка практических рекомендаций;
Оформление и литературная редакция текста.
Проведение работы по развитию УУД (кратко)
Была проведена психолого-педагогическая оценка готовности детей к началу школьного обучения и зафиксированы личностные результаты развития учащихся на начало года.
Результат: завышенная или заниженная самооценка, средняя или ниже среднего мотивация, навык общения ограничен, нечёткое осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;слабая внутренняя позиция школьника, нетчувства необходимости учения.
Т.е. те универсальные учебные действия, которые должны стать базой, были либо слабо сформированы, либо отсутствовали как таковые (регулятивные).
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. На современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. Главное понимать, чему учить и как учить! Любые действия должны быть осмысленными. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но значимы для него.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.
Первые шаги были направлены на понимание смысла понятий «семья», «товарищи», «добро», «терпение», «родина», «природа».
На каждом уроке проводилась отработка навыков оценивания жизненных ситуаций и поступков героев из художественных текстов, или собственных, произошедших на уроке или перемене, с точки зрении общечеловеческих норм.
Привитие навыка освоения роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению. Так как развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Личностные действия формировались при выполнении заданий, в которых ученик должен раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Например, уже в 1 классе детям был дан цикл домашних заданий: найти применение математике на кухне, в ванной, во время ремонта; русского языка в жизни человека; необходимость чтения. Это раскрывало важность этих знаний в быту и будущей жизни. У ученика формировалось понимание необходимости прочных знаний по предметам.
Для формирования личностных УУД были использованы следующие виды заданий:
участие в проектах;
творческие задания;
восприятие музыки;
обсуждение ситуаций, видеофильмов;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
Большая работа велась над самооценкой. От неё зависели взаимоотношения обучающихся с окружающими, их критичность, требовательность к себе, к событиям жизни. Были использованы следующие упражнения: «Зеркало» Смотря в зеркало рассказать всем, кого, вы видите.
«Я такой же, как ты» (объясни почему), «Если бы я был тобой», « Какой Я» (Самохарактеристика)
Большое внимание уделялось развитию коммуникативных УУД
Навыки общения школьников весьма ограничены. Даже если навык общения широк (секция, друзья), это не значит, что ребята приобрели навык грамотного общения. Т.е нужно понимать, что продуктивное общение, в отличие от фатического (бессодержательного), - процесс, который имеет цели и результат.
Условно обозначили эти цели и результаты:
* Установка и поддержание контакта (внимание, готовность к действию)
* Обмен информацией. Передача сведений, в том числе мнений, суждений, решений.
* Побуждение к выполнению в процессе общения тех или иных действий. «Паровозик» поставь стулья
* Согласование действий при совместной деятельности. «Взаимодействие» - Пилка дров
* Определение своего статуса в системе взаимоотношений с партнёром.
* Изменение состояния, поведения, мнения, решения, представления.
Для формирования коммуникативных УУД очень важно было на уроках дать каждому ребёнку возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Первой ступенью при формировании навыков работы в группе стало формирование умения работать в парах. Работая за конторками, ребята постоянно учились общаться (менялись местами, договаривались как работать). Я предлагала ученикам задания, выполнение которых должно было обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача минизачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания таблицы, правил и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечали на вопросы друг друга, комментировали и оценивали ответы, ставили друг другу оценки, оспаривали, при необходимости, оценку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Часто во время физминутки или в начале урока проводили игру на развитие КУУД. Например, «Комплимент»
Результат ко 2 году обучения
Учащиеся получили возможность научиться
Аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цель, функции участников, способ взаимодействия. Применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре). Задавать учебные вопросы. Слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.
Познавательные УУД: Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы и задачи.
Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать задачи дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся.
Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать задачи применялись такие методы:
формирование опыта умения видеть проблемы;
узнавание проблемы, план по её решению;
объяснение важности самостоятельно уметь ставить и формулировать задачи, как это делать;
Результат ко 2 году обучения
Учащиеся получили возможность научиться
Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадях. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливаем причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД
Объяснила для чего нужно овладеть именно этими действиями. (Мечта: накачать мышцы, похудеть, скопить денег)
На каждом уроке ставили цель, вырабатывали программу действий, анализировали результат, если необходимо проводили коррекцию; производили оценку - осознание качества и уровня усвоения, и если необходимо саморегуляцию как способность к к волевому усилию и преодолению препятствий.
Результат ко 2 году обучения
Учащиеся получили возможность научиться
Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей. Составлять план и определять последовательность действий. Соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном.
Главное – это систематичность. На каждом уроке я помогала своим ребятишкам обретать уверенность в своих силах и способностях. Не скупилась на поощрения и похвалу.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности и инициативности учащихся. Так вот мы уже к концу 1 класса смогли полноценно поработать в 3 проектах.
Учебные « Наши помощники – память и ум», «Покормите птиц зимой», внеклассный «Влияние шума на организм младшего школьника».
К концу второго класса мы уже можем выполнять краткосрочную проектную деятельность в рамках 1 урока. Русский – Памятка – подсказка! «Проверочные слова»
Математика – «Зная это – всё усвоишь!» (Таблица умножения)
Вот так шаг за шагом мы идём к приоритетной цели школьного образования, к развитию у ученика способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения через систему формирования универсальных учебных действий.
Гипотеза подтвердилась. Сравнительный анализ результатов исследования позволил сделать следующий вывод:
Если сформировать у учащихся УУД, то приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, будет достигнута.