Просмотр содержимого документа
««ФАНТАЗИЯ» (нетрадиционные техники рисования) дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей.
Данная программа позволяет удовлетворить потребность детей 7 – 8 лет в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Во многих дошкольных учреждениях детей знакомят с нетрадиционным рисованием. Но из поступающих в нашу школу первоклассников только 40 -50 % посещали детский сад. Поэтому для них такое рисование становится открытием.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей. Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов во внеурочной деятельности. Краткое описание используемых техник рисования позволит любому преподавателю проводить кружковые занятия.
Направленность программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фантазия (нетрадиционные техники рисования)» имеет художественную направленность.
Данная программа является модифицированной. В еѐ основе лежит программа для общеобразовательных учреждений «Фантазия» Е.А. Овчинниковой.
Уровень освоения:
Стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников и разработана для детей, которые сами стремятся научиться рисовать, но при этом имеют разные стартовые способности.
Отличительные особенности:
Новизной и отличительной особенностью программыявляется то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Адресат программы:
Программа кружка «Фантазия» представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся 1 класса школы на 1 год обучения (33 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 35 минут.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
1.Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
2.Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Развивающие:
1.Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
2.Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
3.Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
4.Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
1.Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная
бумага либо цветной картон для основы.
Способ получения: ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или
длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки
бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным. Путём обрывания
можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки,
голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае
части изображения намазываются клеем на основу
33. «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техникой рисования и составления
рисунка.
ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.
Организация выставки работ.
Планируемые результаты:
Личностные.
1. Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей работы;
- чувство прекрасного и эстетические чувства
Метапредметные:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно оценивать свою работу;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка
2. Познавательные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметные
Ученики научатся:
- создавать простые композиции на заданную тему;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- изображать предметы различной формы;
Ученики получат возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.
Раздел №2. Организационно-педагогические условия.
2.1 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Занятия должны проходить в учебной аудитории с соответствующим освещением, температурным режимом.
Ресурсное обеспечение программы:
1.Интерактивная доска
2.Альбомы
3.Краски акварельные
4.Карандаши
5.Кисти
6.Ластик
7.Подкладочный материал (клеёнка)
8.Гуашь
9.Палитра
10.Баночка для воды
Информационное обеспечение:
1.Репродукции произведений изобразительного искусства
2.Детские работы как примеры выполнения творческих заданий
3.Таблицы
4.Схемы
5.Видео мастер-классы
Нормативная база по программе.
Список литературы для организации образовательного процесса:
1.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе М., «Просвещение»,
1977.
2.Гнедич П.П. История искусств. М., «Просвещение»
3.Энциклопедия мирового искусства. Издательство «Белый город»
4.Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. М.,
«Просвещение», 1980.
5.Костерин Н.П. Учебное рисование. М., «Просвещение»
6.Якимчук Н.А. Искусство гжели. М., «Советская Россия», 1985.
7. Шматова О. «Самоучитель по рисованию акварелью», Москва «Эксмо», 2007 год;
8. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.
9. А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе»,2007г.
10. О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации:
В процессе обучения используются следующие виды контроля: входной (предвари-тельный), текущий, промежуточная аттестация, итоговый.
Входной контроль предполагает получение информации об уровне имеющихся у обуча-ющегося знаний, умений, навыков об изучаемом предмете через беседу и опрос на темы: «Мои знания о видах рисования», «Что для меня нестандартное рисование?» Проводятся в устной форме, обучающимся задаются вопросы о направлениях художественной культуры, ее особенностях.
Текущий контроль- организация проверки качества обучения по образовательной программе в течение года. Отслеживание результатов проводится на каждом занятии.
Формы:
- педагогическое наблюдение за уровнем развития мастерства обучающихся и их мотива-ции;
- зачеты в форме тестов, определяющие стартовый уровень развития детей и их творче-ских способностей;
Промежуточная аттестация проводится по окончании полугодия с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки образовательного процесса.
Формы:
- зачет (теоретический) в форме опроса для определения уровня усвоения теоретического материала «Основы нестандартного рисования» и др;
- зачет (практический) – обучающие самостоятельно выполняют нестандартные виды рисования;
- выполнение практических заданий педагога;
-выставки;
- беседы, в ходе которых выявляются уровень заинтересованности обучающихся, их по-желания, новые предложения, идеи и т.д).
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью получения информации о степени освоения обучающимися программы, достижения ими планируемых итоговых результатов в данном учебном году.
Формы:
- выполнение практических заданий педагога (провести мастер- класс для младших школьников по рисованию нетрадиционными способами др.);
-участие в массовых мероприятиях
-выставка работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
1. Видео записи занятий.
2. Дипломы, грамоты за участие в конкурсах.
3. Бланки результатов анкетирования и тестирования.
4. Сертификаты за прохождение мастер-классов.
Выставки; конкурсы; викторины; беседы с детьми и родителями; коллективные творческие работы; наблюдение за детьми в процессе работы; использование методов специальной диагностики, тестирования.
В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.
2.3 Методические материалы
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка
расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые
средства выразительности.
Педагогические технологии:
В данной программе мы используем следующие педагогические технологии:
- Технология развивающее обучение.
- Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение).