kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ФАНТАЗИЯ» (нетрадиционные техники рисования) дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа разработана в соответствии с обновленным ФГОС для внеурочной деятельности с учащимися 1 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ФАНТАЗИЯ» (нетрадиционные техники рисования) дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности»




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 с. Спасское

Спасского района Приморского края.







Утверждаю


Директор МБОУ «СОШ №8»

с. Спасское

Лях И. В.

«___» мая 2023 г.





«ФАНТАЗИЯ»

(нетрадиционные техники рисования)



дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

Возраст обучающихся: 7-8лет

Срок реализации: 1 год







Составитель:

Мех Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов.







с. Спасское

2023/24 уч. Год





Раздел№1. Основные характеристики программы


1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей.

Данная программа позволяет удовлетворить потребность детей 7 – 8 лет в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Во многих дошкольных учреждениях детей знакомят с нетрадиционным рисованием. Но из поступающих в нашу школу первоклассников только 40 -50 % посещали детский сад. Поэтому для них такое рисование становится открытием.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  • внимания и усидчивости;

  • наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;

  • в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей. Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов во внеурочной деятельности. Краткое описание используемых техник рисования позволит любому преподавателю проводить кружковые занятия.




Направленность программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Фантазия (нетрадиционные техники рисования)» имеет художественную направленность.

Данная программа является модифицированной. В еѐ основе лежит программа для общеобразовательных учреждений «Фантазия» Е.А. Овчинниковой.


Уровень освоения:

Стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников и разработана для детей, которые сами стремятся научиться рисовать, но при этом имеют разные стартовые способности.

Отличительные особенности:

Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.


Адресат программы:

Программа кружка «Фантазия» представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся 1 класса школы на 1 год обучения (33 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 35 минут.


1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.




Задачи программы:

Обучающие:

1.Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

2.Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Развивающие:

1.Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

2.Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

3.Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

4.Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

1.Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

2.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

3.Воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и дизайна.


1.3 Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие «Как стать художником?

1

1

0

2-3

«В гостях у сказки» - иллюстрирование

любимой сказки.

2

0,5

1.5

4-5

«Средневековый город» - работа в технике

граттаж.

2

0,5

1.5

6.

«Чудо – матрёшки» - роспись матрёшки

Полхов – майданской росписью.


1

0,5

0,5

7.

«Монотипия пейзажная» – нетрадиционная

техника рисования.


1

0,5

0,5

8.

Приём рисования по сырому, или равномерно

окрашенному.

1

0,5

0,5

9.

Использование карандашей в рисовании

цветов.


1

0,5

0,5

10.

Художественный приём «заливка». Рисование

неба.

1

0,5

0,5

11-12

Рисование по сырому. Пейзаж.

2

0,5

1.5

13-14.

Многослойная живопись

2

0,5

1.5

15.

Кляксография обычная. Рисование природы.

1

0,5

0,5

16.

Кляксография трубочкой.

1


1

17.

Техника рисования «Свеча + акварель». 1 1

1


1

18-19.

Рисование пальчиками

2

0,5

1,5

20-21

Линейная и воздушная перспектива.

Рисование улицы.

2

0,5

1,5

22-23

Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской

росписью.

2

0,5

1,5

24-25

«Подводное царство» - рисование рыбок.

2

0,5

1,5

26-27

Стилизация. Приёмы стилизации образов и

предметов.

2

0,5

1,5

28-30

28-30. Городецкая роспись. Роспись тарелочки,

разделочной доски.

3

1

2

31-32

Составление коллективного панно техникой

«рваная бумага».

2


2

33

«Я – юный художник» - самостоятельный

выбор техники рисования и составление

рисунка.

1


1

Итого

33

9,5

23,5


Содержание учебного плана.

1. Вводное занятие «Как стать художником?»

ТЕОРИЯ: Организация рабочего места на кружке. Рассказ учителя о целях и задачах

работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы на кружке.

2-3. «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.

ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление

индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.

4-5. «Средневековый город» - работа в технике граттаж.

ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.

Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя);

покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.

6. «Чудо – матрёшки» - роспись матрёшек Полхов – майданской росписью.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – майданской росписью. Рассматривание образцов

матрёшек.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки.

Выставка работ.

7. «Монотипия пейзажная» - нетрадиционная техника рисования.

ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.

ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение

пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине

листа рисуется пейзаж, на другой половине его отражение в озере, реке (отпечаток).

Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа,

предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после

того как с него снят оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от

отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку.

На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом

бумаги. Пейзаж получается размытым.

8. Приём рисования по сухому, или равномерно окрашенному.

ТЕОРИЯ: Понятие техники «по-сырому». Использования приёма для закрашивания

листа сплошным слоем краски.

ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы.

Рисование неба и земли.


9. Использование карандашей в рисовании цветов.

ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей,

их смешение. Свойства акварельных карандашей.

ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами.

Рисование цветов.

10. Художественный приём «заливка». Рисование неба.

ТЕОРИЯ: Понятие «заливка». Использование заливки для изображения неба, воды, гор.

ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование

неба.

11-12. Рисование по влажному. Пейзаж.

ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно

смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу

высохнуть!

13-14. Многослойная живопись или сухим по сухому.

ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного

высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.

15. Нетрадиционная техника рисования «Кляксография обычная».

ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.

ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и

наливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист

накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на

одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается,

изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали

дорисовываются (можно нарисовать птицу, облака и т. д.).

16. Нетрадиционная техника рисования «Кляксография трубочкой.

ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая

ложечка, трубочка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает ложкой краску, выливает её на

лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы

её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.

Недостающие детали дорисовываются (рисуют дерево, опавшую листву, кустарники и

т.д.).

17. Техника рисования «Свеча + акварель».

ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает

лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

18-19. Рисование пальчиками.

ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,

салфетки.

Способ нанесения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки,

пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы

пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается (гриб мухомор, травка,

листики и т. д.).

20-21. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы.

ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной

перспективы. Использовании точки схода при рисовании.

ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.

22-23. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование

сосуда и его роспись.

24-25. «Подводное царство» - рисование рыбок.

ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.

ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование

подводного мира.

26-27. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

ТЕОРИЯ: Понятие «стилизация». Рассмотрение на примерах понятия стилизации.

ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных

стилизованных предметов.

28-30. Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы

выполнения цветов и листьев.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

31-32. Составление коллективного панно техникой «рваная бумага».

ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная

бумага либо цветной картон для основы.

Способ получения: ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или

длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки

бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным. Путём обрывания

можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки,

голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае

части изображения намазываются клеем на основу

33. «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техникой рисования и составления

рисунка.

ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.

Организация выставки работ.


Планируемые результаты:

Личностные.

1. Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- способность к оценке своей работы;

- чувство прекрасного и эстетические чувства

Метапредметные:

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно оценивать свою работу;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка

2. Познавательные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности


Предметные

Ученики научатся:

- создавать простые композиции на заданную тему;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- изображать предметы различной формы;

Ученики получат возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.


Раздел №2. Организационно-педагогические условия.


2.1 Условия реализации программы.



Материально-техническое обеспечение:

Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Занятия должны проходить в учебной аудитории с соответствующим освещением, температурным режимом.


Ресурсное обеспечение программы:

1.Интерактивная доска

2.Альбомы

3.Краски акварельные

4.Карандаши

5.Кисти

6.Ластик

7.Подкладочный материал (клеёнка)

8.Гуашь

9.Палитра

10.Баночка для воды

Информационное обеспечение:

1.Репродукции произведений изобразительного искусства

2.Детские работы как примеры выполнения творческих заданий

3.Таблицы

4.Схемы

5.Видео мастер-классы

Нормативная база по программе.

Список литературы для организации образовательного процесса:

1.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе М., «Просвещение»,

1977.

2.Гнедич П.П. История искусств. М., «Просвещение»

3.Энциклопедия мирового искусства. Издательство «Белый город»

4.Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. М.,

«Просвещение», 1980.

5.Костерин Н.П. Учебное рисование. М., «Просвещение»

6.Якимчук Н.А. Искусство гжели. М., «Советская Россия», 1985.

7. Шматова О. «Самоучитель по рисованию акварелью», Москва «Эксмо», 2007 год;

8. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.

9. А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе»,2007г.

10. О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.



2.2 Оценочные материалы и формы аттестации:


В процессе обучения используются следующие виды контроля: входной (предвари-тельный), текущий, промежуточная аттестация, итоговый.

Входной контроль предполагает получение информации об уровне имеющихся у обуча-ющегося знаний, умений, навыков об изучаемом предмете через беседу и опрос на темы: «Мои знания о видах рисования», «Что для меня нестандартное рисование?» Проводятся в устной форме, обучающимся задаются вопросы о направлениях художественной культуры, ее особенностях.

Текущий контроль- организация проверки качества обучения по образовательной программе в течение года. Отслеживание результатов проводится на каждом занятии.

Формы:

- педагогическое наблюдение за уровнем развития мастерства обучающихся и их мотива-ции;

- зачеты в форме тестов, определяющие стартовый уровень развития детей и их творче-ских способностей;

Промежуточная аттестация проводится по окончании полугодия с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки образовательного процесса.

Формы:

- зачет (теоретический) в форме опроса для определения уровня усвоения теоретического материала «Основы нестандартного рисования» и др;

- зачет (практический) – обучающие самостоятельно выполняют нестандартные виды рисования;

- выполнение практических заданий педагога;

-выставки;

- беседы, в ходе которых выявляются уровень заинтересованности обучающихся, их по-желания, новые предложения, идеи и т.д).

Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью получения информации о степени освоения обучающимися программы, достижения ими планируемых итоговых результатов в данном учебном году.

Формы:

- выполнение практических заданий педагога (провести мастер- класс для младших школьников по рисованию нетрадиционными способами др.);

-участие в массовых мероприятиях

-выставка работ.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

1. Видео записи занятий.

2. Дипломы, грамоты за участие в конкурсах.

3. Бланки результатов анкетирования и тестирования.

4. Сертификаты за прохождение мастер-классов.

Выставки; конкурсы; викторины; беседы с детьми и родителями; коллективные творческие работы; наблюдение за детьми в процессе работы; использование методов специальной диагностики, тестирования.

В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.


2.3 Методические материалы


Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и

индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка

расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые

средства выразительности.


Педагогические технологии:

В данной программе мы используем следующие педагогические технологии:

- Технология развивающее обучение.

- Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение).

- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

- Тренинги как виды интерактивных технологий.

- Игровая технология.





2.4 Календарный учебный график.


Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

33

Количество учебных дней

33

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

01.09.2023- 31.12.2023

2 полугодие

09.01.2024- 31.05.2024

Возраст детей, лет

7-8

Продолжительность занятия, час

35мин

Режим занятия

1 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

33



2.5 Календарный план воспитательной работы



Мероприятие

Ориентировочное время проведения

«День учителя»

Октябрь

«День матери»

Ноябрь

«День Защитников Отечества»

Февраль

«Международный женский день 8 марта»

Март

День Победы

Май

«День защиты детей»

Июнь



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Ссылки на печатные источники:

1. Аметова Л.А. "Формирование арттерапевтической культуры младших школьников. Сам

себе арттерапевт». М., 2003.

2. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. — 2015. — №15. —

С. 567-572.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк:

Кн. для учителя. 3-е изд. перераб. И доп. М., 2005.

4. Головкина Т.А. Сборник методических материалов по изобразительному искусству

«Нетрадиционные техники рисования»

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.:

Златоуст, 2005.

6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2014. – 160 с. 10

7. Копытин А.И. Арттерапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр»,

8. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

Комарова Т. С. «Дети в мире творчества» М., 1995

9. Лебедева Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.:

Речь, 2008.

10. Макарова Е. «Преодолеть страх или искусствотерапия» М. Школа-Пресс, 1996

Полуянов Ю.А. “Дети рисуют” Москва “Педагогика” 1988 г.

11.“Программно–методические материалы. Изобразительное искусство”. Сост. В.С.Кузин.

12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы

психолога с детьми разного возраста: практич. пособие /— 4-е изд., перераб, и доп. — М.:

Издательство Юрайт, 2014. — 412 с.

13. Рисунок. Живопись. Композиция - хрестоматия “Просвещение” 1989.

14. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в

начальной школе». – М., 1999 г

15. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. М., 1980.

Ссылки на электронные ресурсы:

Интернет ресурсы

www.1september.ru

www.pedsovet.su

www.metodsovet.su

www. proshkolu.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Наталья Юрьевна Мех

Дата: 14.12.2023

Номер свидетельства: 642299


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства