kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативный курс "Буду настоящим читателем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа имеет общеинтеллектуальное направление и может быть реализованна во внеурочном компоненте в начальной школе 1-4 класс.  В ходе занятий учащиеся будут постигать весь спект универсальных учебных действий. В программе реализована технология обучения детей  продуктивному чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Буду настоящим читателем" »

Пояснительная записка


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования заявляет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ведущим

направлением школьного образования. В Образовательной системе

«Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности.

Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися данной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием интеллектуального развития детей.

Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность

и может быть реализована через систему внеурочных развивающих

занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно-

нравственной и социально ценной личности. Основным средством

этого развития выступает содержание текстов и способы работы с

ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр

универсальных учебных действий.

Отличительной особенностью программы является то, что в ней

реализована авторская технология обучения детей продуктивному

чтению, которая включает три этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития мыслительной деятельности детей и

логику работы с текстом:

подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание

предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);

первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание

в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых

слов и др.);

работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией,

выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Мнение авторов технологии совпадает с мнением К.Д. Ушинского,

который считал, что «эффективно то чтение, к которому ребёнок

подготовлен, в котором он заинтересован…». Каждый этап данной

технологии взаимосвязан с возрастными особенностями интеллектуального развития детей 8–10 лет, но не имеет жёсткой привязки к определённой возрастной группе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы

произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей

и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе

детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную

основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не

так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают.

В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются

практически все характеристики детского чтения: статус чтения,

его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы

с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же

время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной),

по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу

вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения

не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ

совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него,

эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной куль-

туры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.

Новизна программы заключена в подходе к работе с текстом, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного

чтения. Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение

опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться,

социализация и воспитание учащихся.


Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности

учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе

совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.


Задачи программы:

– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного

чтения;

– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в

процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного

человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.


Теоретико-методологические основы программы строятся на

системно-деятельностном подходе.


Объём: программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьника-

ми. Участникам учебного процесса предложены

занятия «Буду настоящим читателем» 1 раз в неделю.


Формы реализации:

1. Внеучебная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.

2. Кружковая работа в учреждениях доп. образования.

При взаимодействии с детьми в процессе их общеинтеллектуального развития используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная,

проектная, конструктивная.

Кратко перечислим педагогические методы, используемые в про-

цессе реализации программы:

– методы, повышающие познавательную активность младших

школьников;

– методы, направленные на повышение эмоциональной активно-

сти и мотивации деятельности детей при овладении универсальными

учебными действиями;

– методы и приёмы, способствующие установлению связи между

разными видами деятельности;

– методы коррекции и уточнения.


Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

– создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

– организацию рефлексии деятельности детей на занятии;

– применение парных и групповых форм обучения с учётом индивидуально-типологических особенностей учащихся.


Программа обеспечена учебным пособием для детей «Буду настоящим читателем», из серии «Как мы учимся» (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова; М.: Баласс, 2012).


Формы подведения итогов реализации программы: тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков. Закончить и обобщить

полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и

защиты проектов по теме «Дружим с книгой». Итак, система занятий дополнительной образовательной программы «Буду настоящим

читателем» последовательно обучает детей продуктивному чтению, позволяющему прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации, «вести диалог с автором», выявлять авторскую

точку зрения и соотносить её со своей, корректируя своё понимание авторским смыслом. Развивающиеся при этом навыки работы с

текстом являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, окружающего мира

и русского языка. Включение детей младшего школьного возраста

в активную деятельность при работе с текстом будет способствовать

как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно

решать жизненные задачи.


Основные разделы программы «Буду настоящим читателем»

Раздел 1. Настоящий читатель

Раздел 2. Технология продуктивного чтения

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»



Тематический план занятий (34 ч)

Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)

Введение. Кого можно считать настоящим читателем? 1 ч.

Какой я читатель? Моя любимая книга 2 ч.

Экскурсия в библиотеку 2 ч.

Домашняя библиотека 1ч.

Надо много читать 1ч.

Быстрое чтение 1ч.

Читаем всё, что задано 1ч.

Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе» 1ч.


Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста 1ч.

Шаг первый. Чтение до чтения 2ч.

Шаг второй. Чтение во время чтения 1ч.

Читаем и воображаем 1ч.

Читаем и чувствуем 1ч.

Эмоции и чувства – главное при чтении стихов 1ч.

Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула» 1ч.

Читаем и думаем, размышляем 2ч.

Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное»1 ч.

Читаем, мысленно рисуем, представляем 1ч.

Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот»1ч.

Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет» 1ч.

Шаг третий. Чтение после чтения 1ч.

Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук»1ч.

Итоговое занятие 1ч.

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)

Выбираем тему проекта 1ч.

Работа с источниками 2ч.

Подготовка проекта 2ч.

Защита проекта 1ч.

Праздник «Я – настоящий читатель!» 1ч.



Содержание разделов программы


Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о

настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку.

Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки»,

«лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Ко-

решки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг.

Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта

длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей.

Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов

математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и

окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».

Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов.

Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на про-

читанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения.

Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации.

Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и пред-

восхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений.

Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые

слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские

умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное

при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого

«Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом

Е. Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие по

ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать,

мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в

круглых скобках – подсказки и комментарии. Практическая работа

с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений.

Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская

работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, при-

думать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая

работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью

автора, его творчеством, историей создания книги.

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор темы проекта:

«Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга»,

«Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление

плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта.

Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта.

Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».


Предполагаемые результаты реализации программы


1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с

конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни):

получение школьниками знаний о содержании трёх шагов техно-

логии продуктивного чтения, читательских умениях и способах раз-

метки текстов для ведения «диалога с автором».


2. Результаты второго уровня (формирование позитивного

отношения школьника к базовым ценностям нашего общества

к социальной реальности в целом):

демонстрация навыков по применению читательских умений и

знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной

деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и

структуры технологии;

усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование»,

«диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность

самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, про-

являть интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бес-

корыстным поступкам, к природе, науке и искусству.


3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками

опыта самостоятельного социального действия):

приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и

желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.

Способы определения результативности программы: беседа,

наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование уровня читательских умений, качественное освоение учебного пособия для детей

«Буду настоящим читателем» – пособия из серии «Как мы учимся»

(авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).



Тематический планирование (34 ч)


Настоящий читатель (10 ч)


Введение. Кого можно считать настоящим читателем? 1 ч.

Какой я читатель? Моя любимая книга 2 ч.

Экскурсия в библиотеку 2 ч.

Домашняя библиотека 1ч.

Надо много читать 1ч.

Быстрое чтение 1ч.

Читаем всё, что задано 1ч.

Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе» 1ч.


Технология продуктивного чтения (17 ч)


Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста 1ч.

Чтение до чтения 2ч.

Чтение во время чтения 1ч.

Читаем и воображаем 1ч.

Читаем и чувствуем 1ч.

Эмоции и чувства – главное при чтении стихов 1ч.

Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула» 1ч.

Читаем и думаем, размышляем 2ч.

Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное»1 ч.

Читаем, мысленно рисуем, представляем 1ч.

Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот»1ч.

Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет» 1ч.

Чтение после чтения 1ч.

Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук»1ч.

Итоговое занятие 1ч.


Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)


Выбираем тему проекта 1ч.

Работа с источниками 2ч.

Подготовка проекта 2ч.

Защита проекта 1ч.

Праздник «Я – настоящий читатель!» 1ч.

Литература


1. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2009.

2. Бунеева, Е.В. Буду настоящим читателем. / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова : пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М. : Баласс, 2012.

3. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2006. – 320 с.

4. Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. :

Баласс, 2012. –160 с.

5. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1997.

6. Соболева, О.В. Беседы о чтении / О.В. Соболева // Начальная

школа Плюс До и После. 2007. – № 8–12; 2008. – № 1, 3, 4, 6, 9, 11;

2009. – № 1.

7. Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе / Н.Н. Светловская. – М. : Магистр, 2003.

8. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова,

Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –

С. 3 – 9.

9. Щеглова, Т.М. Развитие познавательной сферы личности младших школьников : Сборник игр и упражнений для детей 6–10 лет / Т.М. Щеглова. – Шуя, 1995.

Ресурсы сети Интернет:

1. Сайт издательства «Баласс» ОС «Школа 2100». Режим доступа:

http://www.school2100.ru/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. Режим доступа: http://www.edu.ru

Бунеева Екатерина Валерьевна – доктор педагогических наук,

автор учебников, г. Москва;

Чиндилова Ольга Васильевна – заслуженный учитель России,

доктор педагогических наук, автор учебников, профессор кафедры

НДО АПК и ППРО, г. Москва

Методическим обеспечением программы служат следующие издания:

Буду настоящим читателем: Пособие из серии «Как мы учимся»

(образовательные технологии). – М.: Баласс, 2012;

Новые результаты и их проверка (диск);

Образовательные технологии: Сборник. – М.: Баласс, 2012.

Общая характеристика пособия. Пособие представляет собой

индивидуальную рабочую тетрадь школьника с элементами комикса и комментариями для учителя и родителей. На занятиях рекомендуется вести работу на страницах пособия, озвучивая диалог, опираясь на предложенный дидактический материал (рисунки и тексты).

Структура пособия. Пособие состоит из введения, основной части и заключения. Введение представляет собой рисунки-комиксы, где сквозные герои – учительница и её третий класс – готовятся к ознакомлению с технологией продуктивного чтения. Введение выполняет мотивационную функцию. Заключением такой деятельности

является проект «Дружим с книгой», который выполняет рефлексивную функцию, причём для всех категорий читателей. Основная часть пособия содержит занятия для детей, комментарии для взрослых и контролирующий блок.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Факультативный курс "Буду настоящим читателем"

Автор: Лунегова Ирина Васильевна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117255


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства