Данная программа имеет общеинтеллектуальное направление и может быть реализованна во внеурочном компоненте в начальной школе 1-4 класс. В ходе занятий учащиеся будут постигать весь спект универсальных учебных действий. В программе реализована технология обучения детей продуктивному чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Буду настоящим читателем" »
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования заявляет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ведущим
направлением школьного образования. В Образовательной системе
«Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности.
Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися данной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием интеллектуального развития детей.
Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность
и может быть реализована через систему внеурочных развивающих
занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно-
нравственной и социально ценной личности. Основным средством
этого развития выступает содержание текстов и способы работы с
ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр
универсальных учебных действий.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней
реализована авторская технология обучения детей продуктивному
чтению, которая включает три этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития мыслительной деятельности детей и
логику работы с текстом:
– подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание
предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
– первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание
в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых
слов и др.);
– работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией,
выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Мнение авторов технологии совпадает с мнением К.Д. Ушинского,
который считал, что «эффективно то чтение, к которому ребёнок
подготовлен, в котором он заинтересован…». Каждый этап данной
технологии взаимосвязан с возрастными особенностями интеллектуального развития детей 8–10 лет, но не имеет жёсткой привязки к определённой возрастной группе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы
произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей
и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе
детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную
основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не
так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают.
В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются
практически все характеристики детского чтения: статус чтения,
его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы
с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же
время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной),
по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу
вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения
не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ
совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него,
эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной куль-
туры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Новизна программы заключена в подходе к работе с текстом, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного
чтения. Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение
опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться,
социализация и воспитание учащихся.
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности
учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе
совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.
Задачи программы:
– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного
чтения;
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в
процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного
человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Теоретико-методологические основы программы строятся на
системно-деятельностном подходе.
Объём: программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьника-
ми. Участникам учебного процесса предложены
занятия «Буду настоящим читателем» 1 раз в неделю.
Формы реализации:
1. Внеучебная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.
2. Кружковая работа в учреждениях доп. образования.
При взаимодействии с детьми в процессе их общеинтеллектуального развития используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная,
проектная, конструктивная.
Кратко перечислим педагогические методы, используемые в про-
– методы, направленные на повышение эмоциональной активно-
сти и мотивации деятельности детей при овладении универсальными
учебными действиями;
– методы и приёмы, способствующие установлению связи между
разными видами деятельности;
– методы коррекции и уточнения.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
– создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
– организацию рефлексии деятельности детей на занятии;
– применение парных и групповых форм обучения с учётом индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Программа обеспечена учебным пособием для детей «Буду настоящим читателем», из серии «Как мы учимся» (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова; М.: Баласс, 2012).
Формы подведения итогов реализации программы: тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков. Закончить и обобщить
полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и
защиты проектов по теме «Дружим с книгой». Итак, система занятий дополнительной образовательной программы «Буду настоящим
читателем» последовательно обучает детей продуктивному чтению, позволяющему прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации, «вести диалог с автором», выявлять авторскую
точку зрения и соотносить её со своей, корректируя своё понимание авторским смыслом. Развивающиеся при этом навыки работы с
текстом являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, окружающего мира
и русского языка. Включение детей младшего школьного возраста
в активную деятельность при работе с текстом будет способствовать
как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно
решать жизненные задачи.
Основные разделы программы «Буду настоящим читателем»
Раздел 1. Настоящий читатель
Раздел 2. Технология продуктивного чтения
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»
Тематический план занятий (34 ч)
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Введение. Кого можно считать настоящим читателем? 1 ч.
Какой я читатель? Моя любимая книга 2 ч.
Экскурсия в библиотеку 2 ч.
Домашняя библиотека 1ч.
Надо много читать 1ч.
Быстрое чтение 1ч.
Читаем всё, что задано 1ч.
Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе» 1ч.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста 1ч.
Шаг первый. Чтение до чтения 2ч.
Шаг второй. Чтение во время чтения 1ч.
Читаем и воображаем 1ч.
Читаем и чувствуем 1ч.
Эмоции и чувства – главное при чтении стихов 1ч.
Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула» 1ч.
Читаем и думаем, размышляем 2ч.
Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное»1 ч.
Читаем, мысленно рисуем, представляем 1ч.
Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот»1ч.
Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет» 1ч.
Шаг третий. Чтение после чтения 1ч.
Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук»1ч.
Итоговое занятие 1ч.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)
Выбираем тему проекта 1ч.
Работа с источниками 2ч.
Подготовка проекта 2ч.
Защита проекта 1ч.
Праздник «Я – настоящий читатель!» 1ч.
Содержание разделов программы
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о
настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку.
Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки»,
«лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Ко-
решки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг.
Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта
длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей.
Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов
математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и
окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.
Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов.
Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на про-
Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения.
Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации.
Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и пред-
восхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений.
Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые
слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские
умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное
при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого
«Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом
Е. Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие по
ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать,
мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в
круглых скобках – подсказки и комментарии. Практическая работа
с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений.
Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская
работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, при-
думать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая
работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью
автора, его творчеством, историей создания книги.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор темы проекта:
«Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга»,
«Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление
плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта.
Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта.
Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с
конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни):
получение школьниками знаний о содержании трёх шагов техно-
логии продуктивного чтения, читательских умениях и способах раз-
метки текстов для ведения «диалога с автором».
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного
отношения школьника к базовым ценностям нашего общества
к социальной реальности в целом):
демонстрация навыков по применению читательских умений и
знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной
деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и
структуры технологии;
усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование»,
«диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность
самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, про-
являть интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бес-
корыстным поступкам, к природе, науке и искусству.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками
опыта самостоятельного социального действия):
приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и
желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.
Способы определения результативности программы: беседа,
наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование уровня читательских умений, качественное освоение учебного пособия для детей
«Буду настоящим читателем» – пособия из серии «Как мы учимся»
(авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).
Тематический планирование (34 ч)
Настоящий читатель (10 ч)
Введение. Кого можно считать настоящим читателем? 1 ч.
Какой я читатель? Моя любимая книга 2 ч.
Экскурсия в библиотеку 2 ч.
Домашняя библиотека 1ч.
Надо много читать 1ч.
Быстрое чтение 1ч.
Читаем всё, что задано 1ч.
Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе» 1ч.
Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста 1ч.
Чтение до чтения 2ч.
Чтение во время чтения 1ч.
Читаем и воображаем 1ч.
Читаем и чувствуем 1ч.
Эмоции и чувства – главное при чтении стихов 1ч.
Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула» 1ч.
Читаем и думаем, размышляем 2ч.
Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное»1 ч.
Читаем, мысленно рисуем, представляем 1ч.
Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот»1ч.
Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет» 1ч.
Чтение после чтения 1ч.
Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук»1ч.
Итоговое занятие 1ч.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)
Выбираем тему проекта 1ч.
Работа с источниками 2ч.
Подготовка проекта 2ч.
Защита проекта 1ч.
Праздник «Я – настоящий читатель!» 1ч.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2009.
2. Бунеева, Е.В. Буду настоящим читателем. / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова : пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М. : Баласс, 2012.
3. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2006. – 320 с.
4. Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. :
школа Плюс До и После. 2007. – № 8–12; 2008. – № 1, 3, 4, 6, 9, 11;
2009. – № 1.
7. Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе / Н.Н. Светловская. – М. : Магистр, 2003.
8. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова,
Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –
С. 3 – 9.
9. Щеглова, Т.М. Развитие познавательной сферы личности младших школьников : Сборник игр и упражнений для детей 6–10 лет / Т.М. Щеглова. – Шуя, 1995.
Ресурсы сети Интернет:
1. Сайт издательства «Баласс» ОС «Школа 2100». Режим доступа:
http://www.school2100.ru/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. Режим доступа: http://www.edu.ru
Бунеева Екатерина Валерьевна – доктор педагогических наук,
автор учебников, г. Москва;
Чиндилова Ольга Васильевна – заслуженный учитель России,
доктор педагогических наук, автор учебников, профессор кафедры
НДО АПК и ППРО, г. Москва
Методическим обеспечением программы служат следующие издания:
Буду настоящим читателем: Пособие из серии «Как мы учимся»
(образовательные технологии). – М.: Баласс, 2012;
Новые результаты и их проверка (диск);
Образовательные технологии: Сборник. – М.: Баласс, 2012.
Общая характеристика пособия. Пособие представляет собой
индивидуальную рабочую тетрадь школьника с элементами комикса и комментариями для учителя и родителей. На занятиях рекомендуется вести работу на страницах пособия, озвучивая диалог, опираясь на предложенный дидактический материал (рисунки и тексты).
Структура пособия. Пособие состоит из введения, основной части и заключения. Введение представляет собой рисунки-комиксы, где сквозные герои – учительница и её третий класс – готовятся к ознакомлению с технологией продуктивного чтения. Введение выполняет мотивационную функцию. Заключением такой деятельности
является проект «Дружим с книгой», который выполняет рефлексивную функцию, причём для всех категорий читателей. Основная часть пособия содержит занятия для детей, комментарии для взрослых и контролирующий блок.