kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дорожная карта "Работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дорожная карта "Работа с одарёнными детьми в начальной школе"»

Дорожная карта по организации работы с одаренными детьми в начальной школе в МБОУ «СОШ п.Яйва»

В условиях общеобразовательной школы различия в умственных способностях детей выступают весьма отчётливо. Но при этом основное внимание обычно уделяется слабым ученикам, которым нужно помогать учиться. А что касается школьников, которым учение даётся особенно легко, то их возможности почти не используются. Дети, проявляющие большие способности к занятиям, нуждаются в дополнительной нагрузке и более раннем приобщении к самостоятельной работе. Особенности таких детей должны учитываться в полной мере.

Проблема работы с одарёнными детьми является актуальной для современной системы образования не только потому, что в современной педагогической литературе в настоящее время не существует единой концепции по вопросам детской одарённости.

Актуальные проблемы одарённости определяются также тем, что одарённые дети живут и обучаются среди обычных детей, и от того, какое они получат образование и как они научатся взаимодействовать с окружающей средой, зависит будущее нашего общества.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".



Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Мы выбираем для работы группу детей начальной школы. Возраст детей 7-10 лет.

Работа с такими одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

В работе по выявлению, обучению и развитию одарённых детей есть и некоторые проблемы. Так, слабо поставлена работа по психолого-педагогической поддержке учащихся и педагогов, мало внимания уделяется организации взаимодействия с семьями одаренных детей, недостаточен уровень профессиональной подготовки учителей по актуальным вопросам педагогики одаренности. Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал талантливых и одаренных детей не раскрывается в полной мере.

Цель:

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.



Задачи:

  • Развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

  • Внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;

  • Организовать специальную подготовку педагогических кадров для

работы с одаренными детьми;

  • Обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого- педагогическую поддержку одаренных детей;



Для реализации цели и задач нужна команда специалистов:

учитель, психолог, сотрудники дополнительного образования, администрация школы.

Психолог

Подбор диагностик для выявления одаренных

детей. Выявление особо одаренных детей,

диагностика типа одаренности.

Дополнительное образование.

Организация

работы кружков, факультативов

Подбор факультативных, индивидуальных и

групповых занятий по предметам для

одаренных детей.

Зам. руководителя по воспитательной работе, учитель нач. шк



Участие в научно - исследовательских

конференциях учащихся окружного и

городского уровня.



Зам. директора по

ВР, учителя

Организация и проведение семинаров для

учителей по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися,

консультирование учителей.

Организация постоянно действующего

психолого- педагогического семинара по работе

с одаренными детьми.

в течение

года

Разработка и проведение цикла занятий

родительского всеобуча «Талантам надо

помогать»

в течение

года

Внедрение, координация, апробирование

инноваций, новых эффективных методик

обучения.

в течение

года



Зам. директора по ВР, психолог



Интеллектуальные игры в рамках предметных

недель.

предметные

недели



Подготовка, подбор материала, консультации,

оформление работ на научно-практическую

конференцию.

Создание портфолио одаренных детей в течение

года



Учителя

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

Директор

Награждение, поощрение победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, конференций и т.д.

Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями



Материально-техническое и финансовое обеспечение

Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности, оборудовать компьютерные классы

Финансовые:

Изыскание дополнительных источников поощрения педагогов, работающих с талантливыми и одаренными детьми.

Ресурсное обеспечение.

Обоснование возможности инновационной деятельности в соответствии с законодательством об образовании.

Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности по развитию и сопровождению талантливых и одаренных детей заключается в исполнении:

  1. Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

  2. Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

  3. Федеральной целевой программы «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»).

  4. Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;

Концепции развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726



Организация работы с одарёнными обучающимися





Направле

ние работы

Мероприятие

Основное содержа

ние работы

Планируе

мый результат

Доку

мент, подтверждающий выполнение мероприя

тий

Сроки

Организационно - управленческая деятельность

Создание норматив

но-правовой базы

Положение о системе оценки образовательных результатов

Положение об организации дистанционного образования

Положение о конкурсах

Положение о разных формах получения образования

Положение об информационно – ресурсном центре

Положение о мультимедиатеке

Должностные инструкции педагогов общеобразовательной школы и доп. образования



Договоры о совместной деятельности с учреждениями – социальными партнёрами


сентябрь

Диагностическое


Проведе

ние тестов и диагностик

Наблюде

ние.Анализ контроль

ных и творчес

ких работ


Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д.

Выявление направленностей обучающихся

Выявление и отбор талантливых обучающихся.

Реестр

(банк)

одарен

ных детей

сентябрь

Развива

ющее

Создание развивающей среды

Разработка учебных планов внеурочной деятельности

Разработка индивидуальных учебных планов

Организация сетевого взаимодействия

Организация дистанционного образования, в том числе на базе учреждений – социальных партнёров

Развитие материально-технической базы

Создание   ресурсного центра Совершенствование системы повышения профессионального мастерства педагогов –участников проекта

Организация мониторинга развития талантливых и одарённых детей


Образовательная среда, благопри

ят

ная для эффективно

го развития талантливых и одарённых детей

Победы в олимпиадах и конкурсах

Творческие выставки


Занятия на различных дистанционных учебных платформах

оборудование для дистанционного обучения;

«Мобильные классы»;

студийное оборудование (звуковая и цифровая техника);

программное обеспечение, в том числе электронные образовательные ресурсы;

профессиональная музыкальная аппаратура;

оборудование для экспериментальных лабораторий;

оргтехническое оборудование.

Банк методической, информационной литературы


Портфолио детей и педагогов



Творческие и исследовательские работы


Грамоты и дипломы за участие в олимпиадах и творческих конкурсах


В течение года

Взаимодействие с родительской общественностью и педагогами дополнительного образования

Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей

Создание условий для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности, анкетирование и т.п.)

Открытость образова

тельного процесса


В течение года



Осуществление взаимодействия родителей, педагогов, обучающихся, социальных партнёров через систему внеурочной деятельности и доп. образования

Дети занимают

ся в кружках по интересам



Прогностические направления деятельности


Организация пришкольного каникулярного образовательно-оздоровительного лагеря или выездного для талантливых и одарённых детей

Пришкольный каникулярный образовательно-оздоровительный лагерь для талантливых и одарённых детей


Июнь-август

Как видно из таблицы, к работе с одаренными детьми привлекаются   не только педагоги школы, но и, в соответствии с программой интеграции, представители учреждений – социальных партнёров, родительской общественности.

С целью систематизации информации об одаренных детях в школе формируется и систематически обновляется банк данных, кроме того, педагоги используют инновационную педагогическую технологию «Портфолио».

Результаты выявления должны создавать основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения талантливого и одаренного ребенка. Для развития каждого вида одаренности предлагается   модель, основанная на интеграции урочной и внеурочной деятельности, позволяющая обучающимся выбирать готовую образовательную программу, в зависимости от своих способностей и предпочтений, или в сотрудничестве с педагогом  моделировать индивидуальную образовательную траекторию.

Показатели эффективности реализации дорожной карты

1. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

3. Адаптация обучающихся к социуму в настоящем времени и в будущем.

4. Повышение уровня овладения обучающимися метапредметными и социальными компетенциями, положительная динамика в количестве таких детей.

Результаты при реализации дорожной карты



развитие информационного пространства школы;

внедрение в образовательное пространство школы индивидуальной траектории развития талантливых и одаренных детей;

повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях;

положительная динамика в развитии способностей школьников и, как следствие, их успешная социализация;

развитие интеграционного пространства школы, сетевого взаимодействия и повышение качества образовательного процесса в целом;

повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;

сохранение здоровья одаренных детей в комфортной среде, удовлетворяющей всех участников образовательного процесса;

пополнение электронного банка данных «Одаренные дети», повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях.



Приложение

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на

основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Признаки, помогающие педагогу “разглядеть” одаренных детей:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Основные требования к психолого-педагогической диагностике одаренности:

- Обследование должно быть всесторонним, комплексным. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности, психо-социальное и физическое развитие, охватить как можно больший спектр способностей ребенка.

- Необходимо учитывать потенциальные возможности ребенка, ориентируясь на ''зону ближайшего развития''. Ведь значительно важнее не то, что демонстрирует ребенок в данный момент, а то, что следует ожидать от него в будущем.

Виды работы с одарёнными и высокомотивированными детьми на уроках:

- Обучение постановке вопросов: “Задай вопрос учителю (однокласснику)”.

- Проблемное обучение.

- Вовлечение учащихся в ролевые игры.

- Тренировка способности “действовать в уме” по принципу “расскажи, как будешь делать, а потом делай”.

- Подбор логических задач разных видов, которые являются прекрасной гимнастикой для ума и требуют смекалки.

- Подбор заданий, направленных на развитие умения выделять существенные и второстепенные признаки, классифицировать, творческого воображения, навыков смыслового и логического запоминания, умения грамотно пользоваться словарным запасом, сочинять рассказы, истории, сказки.

- Организация работы в малых группах, где одарённый ребёнок исполняет роль учителя.

- Включение детей в проектную и исследовательскую работы.

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

Способным детям, наряду с репродуктивными, необходимо предлагать продуктивные (творческие) задания, т.к. именно в них школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Примеры продуктивных заданий, которые можно активно использовать на уроках математики в начальной школе:

- классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур) по какому-либо признаку;

- преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);

- задания с недостающими или лишними данными;

- выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

- составление алгоритма определённого действия;

- самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.

Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, сколько, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Особое место в начальной школе следует уделить театрализации. Являясь распространённым видом детского творчества, именно драматизация наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. На уроках можно инсценировать фрагменты сказок, разыгрывать диалоги, составлять задачи.

Важно, чтобы задания на всех уроках не были однотипными, давали возможность учащимся попробовать себя в разных видах деятельности.

Одной из форм работы с одарёнными детьми в начальной школе является их участие в олимпиадах, которые дают возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности, развивают интерес к учебе и уверенность в своих силах, привлекают внимание детей к различным учебным предметам, создают для одаренных детей атмосферу радости и праздника.

В любую Олимпиадную работу по предмету обязательно должно входить несколько заданий на проявление креативности.

Например, на математической Олимпиаде ученикам было предложено объяснить, как может случиться, что 2+2=5?

Дети подошли к заданию творчески и нашли следующий ответ: если сложить вместе 2 квадрата и 2 квадрата, то получится 5 квадратов (4 маленьких квадрата вместе образуют еще один “большой” квадрат).

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.

Как же организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся начальной школы?

Начиная с первого класса, в работе следует использовать специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Следует познакомить детей с различными методами исследования. Первоклассники должны усвоить, что получить информацию можно разными способами, например, задать вопросы самому себе, своим одноклассникам, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в интернете и ...

Начиная со второго класса, следует работать над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для решения этой задачи можно выполнять следующие упражнения:

- продолжи неоконченный рассказ;

- составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);

- найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, мела).

В умении выдвигать гипотезы используется, например, следующее задание: “Давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает?”; “Почему многие дети любят компьютерные игры?” и т. д.

Делая предположения, обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. п.

Готовя детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, приучаем их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.

Важным средством развития умений давать определения являются задания на составление и разгадывание кроссвордов и загадок. Важно смотреть на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но, всё же, вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – его определяющая часть.

Одним из условий работы с одарёнными детьми является организация проектной деятельности. Основная цель проектного обучения - создание условий для развития умения школьников учиться на собственном опыте и на опыте других в процессе разработки учебного проекта.

Конечно, при организации проектной деятельности с младшими школьниками необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов младших школьников и находиться в зоне их ближайшего развития. Организовывать процесс обучения следует на основе таких продуктивных методов, как частично-поисковый и исследовательский.

На всех этапах работы с одарёнными учащимися необходимо иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Детское творчество неисчерпаемо. Успех в нём достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю.

Образцы творческих речевых игр на уроках русского языка и развития речи

- “Общее предложение”

Учитель предлагает всем вместе сочинить интересное красивое предложение. Условие: учитель произносит первое слово, дети добавляют по одному слову таким образом, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто – то из учеников почувствовал, что предложение состоялось, закончилось, он говорит: “Стоп!”.

- “Все слова предложения начинаются с одной буквы”

Например, “Пётр Петрович Петухов пошёл прогуляться по парку”.

- “Телеграмма”

Учитель пишет на доске слово и просит учеников придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.

Например, используя буквы слова “сумка”.

Пример телеграммы из зоопарка: “Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация.

- “Узнай меня”

Учитель нескольким ученика дает предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, форма, материал, что ест, где живет и т. д. не называя сам предмет. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, исправляют, дополняют сказанное.

Например: “Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно видеть на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду”. (Чайник).

- “Что такое хорошо и что такое плохо”

Учитель делит класс на 2 команды. Показывает детям предмет (рисунок). Одна группа ищет достоинства этого предмета (чем он хорош), а другая – недостатки (это плохо).

Например: Стакан.

Первая группа: стакан красивый, на нем оригинальный рисунок. Он прозрачный. Сквозь стенки хорошо виден цвет жидкости. (Это хорошо).

Вторая группа: стакан хрупкий. Его легко разбить. У него нет ручки, горячий чай трудно держать. (Это плохо).

- “Что было бы, если...”

Учитель предлагает ученикам пофантазировать, сделать какие – либо предположения по данному началу:

Что было бы, если:

– солнце стало синим?

– люди перестали разговаривать?

Неоценимую помощь в работе с одарёнными детьми может оказать межпредметная интеграция, которая способствует личностно важному и осмысленному восприятию знаний, росту познавательного интереса школьников, усилению мотивации.

Интеграция позволяет создать у школьника целостное представление об окружающем мире; даёт ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учит ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Например, на уроках окружающего мира можно предложить детям составить и решить математические задачи, основываясь на полученных на уроке сведениях о здоровом образе жизни:

Задача № 1 “По данным Министерства здравоохранения, взрослому человеку для восстановления работоспособности организма необходимо спать не менее ? части суток, ученику 1-го класса – в 2 раза больше, а 4-класснику – на 2 часа меньше, чем 1-класснику. Сколько часов в сутки должен спать выпускник начальной школы, чтобы полностью отдохнуть и набраться сил?”

Задача № 2 “Набирает ли 4-классник Петя необходимый объём физической нагрузки (13 часов), если на утреннюю зарядку в школе и дома за неделю он тратит 1 час, на уроках физкультуры в школе занимается 2 раза в неделю по 40 минут, в спортивной секции после школы занимается 3 раза в неделю по 2 часа?”

Использование занимательного материала позволяет разнообразить уроки, делать их более интересными, что способствует общему развитию школьника.

Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Создаются условия для развития у детей познавательных интересов, ребенок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на последующих этапах образования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Дорожная карта "Работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Автор: Наталья Владимировна Камышева

Дата: 24.02.2022

Номер свидетельства: 601075


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства