kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Тропинка к здоровью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная прогрмма нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и умений по культуре здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Тропинка к здоровью"»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Тропинка к здоровью»



“Человек является скульптором своего тела,

дизайнером своей души и

и архитектором своей судьбы”.

М.Л. Лазарев



Пояснительная записка



Ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста в настоящее время является общепризнанным фактом. Здоровье школьников - проблема не только медицинская, она касается всех сфер жизни и деятельности учащихся. Среди факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья детей, выделяют и социальный, и экологический, и интенсификацию образовательного процесса. Социальный и экологический факторы, к сожалению, не поддаются контролю со стороны педагогов и детей. Интенсификация образовательного процесса – школьный фактор, изменение которого возможно совместными усилиями педагогов, учащихся и родителей. Школа выпускает в жизнь молодых людей, недостаточно социально адаптированных, не имеющих необходимых знаний и умений для сбережения и укрепления своего здоровья, ведения здорового образа жизни. В связи с этим особую актуальность приобретают программы, которые способствовали бы воспитанию у детей ответственного отношения к собственному здоровью.

Идея разработки данной программы родилась в результате изучения работ доктора медицинских наук, педагога М.Л. Лазарева. В отличие от уже существующих программ, предлагающих темы близкие к интегративному курсу «Окружающий мир», данная программа предлагает изучение самого себя, своего тела, своих возможностей посредством самонаблюдения, самопознания, самоконтроля. В основе программы лежит система саморазвития личности «Цветок здоровья». Все мероприятия, которые способствуют формированию здоровой, гармонически развитой личности, отражены в графическом рисунке в виде цветка, где каждая часть соответствует конкретному компоненту системы: диагностика, музыка, настроение, дыхание, движение, природа, питание, массаж, семья, самонаблюдение, самопознание, самоконтроль. В соответствии с этими компонентами выстраивается содержание курса, раскрываются секреты здоровья. Образ цветка создаёт особую мотивацию достижения цели. Данный образ позволяет ребенку запомнить эти компоненты, увидеть их взаимосвязь, ощутить себя удивительным растущим организмом – цветком. Цветок как символ жизни, развития, силы, красоты, любви, совершенства, здоровья будет помогать ему в жизни. Насколько ярко представляется образ цветка, настолько велико стремление соответствовать ему, настолько успешна работа по данной системе.

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Школа здоровья» составлена на основе: Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ); Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (от 04.02.2010 г. Приказ – 271); ФГОС начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373); Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2013 г. №1726-р.

Модульная программа предназначена для обучающихся 7-8 лет. Направленность физкультурно-оздоровительная. Реализуется программа в МБОУ ДОД Центр «Остров» в объединении «Стрекоза». Форма организации дополнительного образования детей: студия.

Данная программа предполагает:

  • изучение самого себя, особенностей своего организма и своих возможностей,

  • психологическую подготовку к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность;

  • раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся и творческой активности;

представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени НОО;

обеспечивает:

  • побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;

  • формирование установки на использование здорового питания;

  • использование оптимальных двигательных режимов;

  • развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • формирование знания негативных факторов риска здоровью;

  • становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя;

  • развитие творческих способностей и активной жизненной позиции;

  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам;

  • формирование потребности делиться своими знаниями об укреплении здоровья с родными и близкими;

предусматривает знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, содержит информацию о самопознании, самосовершенствовании, самооздоровлении. Дети узнают об оздоравливающем влиянии природы, что болезнь – результат нарушения процессов функционирования человеческого организма, его засорения и отравления токсическими веществами.

Цель программы: формирование культуры здоровья, развитие мотивации и индивидуальной ориентации в отношении сбережения и развития собственного здоровья через самонаблюдение, самопознание и саморазвитие.

Задачи:

  • воспитывать общую культуру здоровья;

  • формировать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни;

  • способствовать овладению школьниками знаний и поведенческих навыков, сохраняющих здоровье и жизнь;

  • познакомить учащихся с оздоравливающим влиянием природы на организм;

  • научить анализировать состояние собственного здоровья;

  • формировать навыки анализа своего поведения и поведения окружающих;

  • развивать творческие способности учащихся.



Задачи программы:

  • показать значение здоровья в жизни человека;

  • способствовать развитию у детей желания укреплять своё здоровье;

  • в доступной игровой форме дать понятие о простых приемах укрепления здоровья;

  • воспитывать у детей организованность и умение управлять собой.


Направления работы:

  • учебно-воспитательное по формированию ЗОЖ;

  • диагностическое;

  • профилактическое;

  • коррекционное.

Для успешной реализации программы используются различные формы занятий: беседы, сюжетно-ролевые игры, практико-ориентированные, арт-терапия. На каждом занятии уделяется внимание психическому здоровью (коррекция эмоционального состояния, настроения); физическому здоровью (осанка, зрение, дыхание, питание, массаж); творческому развитию и творческому осмыслению.

При подведении итогов используются следующие формы: тестирование, игры, эксперимент, соревнования.

Программа рассчитана на 40 часов.

Ожидаемый результат

Ученик, закончивший 1 класс

Знает основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и ЗОЖ, о влиянии вредных привычек и экологических факторов на развивающийся организм; приёмы и методы коррекции настроения; различные виды дыхательных упражнений; приёмы профилактики нарушений осанки, приёмы закаливания; правила рационального питания.

Умеет выполнять упражнения для формирования правильной осанки; дыхательные упражнения.



Тематическое планирование

(40 часов)

Темы

Количество часов

Вводное занятие

1

Волшебный цветок «Цветик – семицветик»

2

Настроение

5

Дыхание

4

Движение

6

Природа

5

Питание

3

Массаж

3

Музыка

2

Семья

1

Я знаю, я умею, я делаю

1

Итоговое занятие

1







Содержание программы 1 года обучения

для обучающихся 7-8 лет «Тропинка к здоровью»



Темы

Количество часов

Вводное занятие

Самое ценное у человека – здоровье

1

Волшебный цветок

Секреты волшебного цветка.

Игра «Цветок».

2

Настроение

1. Настроение – главное условие здоровья.

Игра «Солнышко»

  1. Путешествие за хорошим настроением.

Игра «Зарази улыбкой»,

  1. Давайте жить дружно.

Игра «Хочу быть другом»,

  1. Если песенки поем, значит, весело живем.

Игра «Я иду и пою»,

  1. Соблюдаю я режим – буду умным и большим.

Игра «Растём».

  1. Волшебное слово «Здравствуйте»

Игра «Путешествие в школу зверят»

5

Движение

  1. Спинку прямо я держу – стройным быть всегда хочу.

Игра «Принцы и принцессы»,

  1. К солнышку потянулись – силы к нам опять вернулись.

Игра «Гора»,

  1. Прыг-скок – к здоровью шажок.

Игра «Пружинки»

  1. Глазкам нужно отдыхать, чтобы видеть всё на «пять».

Игра «Путешествие на облаке».

5. Поможем нашим глазкам.

Игра «Уютный домик».

6. Зарядка для языка

Игра «Весёлый музыкант»

  1. Я здоровье берегу – сам себе я помогу

Игра «Айболит»

7

Дыхание

  1. Правильное дыхание – фундамент хорошего здоровья.

Игра «Чудесное пёрышко».

  1. Дышим правильно, умело, чтобы тело не болело. Игра «Голубой ручеёк»,

  2. Природные звуки – помощники в укреплении здоровья

Игра «Летающие помощники».

  1. Волшебное дыхание

Игра «Чудеса»

5,6.Дышим правильно легко, чтоб учиться хорошо

Игра «Воздушный шарик»

6

Массаж

  1. Пальчики – помощники, пальчики – друзья.

Игра «Весёлые ребята»

  1. Волшебные точки.

Игра «Кто быстрее, кто точнее»,

  1. Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Игра «Доктор и пациент».

  1. Ушки на макушке

Игра «Тишина»

  1. Я здоровье берегу – сам себе я помогу

Игра «Айболит»

5

Питание

  1. Мы стараемся, жуём и желудок бережём.

Игра «Отгадай-ка»,

  1. Овощи и фрукты – полезные продукты.

Игра «Закончи сказку».

  1. Что можно есть и пить, чтобы здоровью не вредить.

Игра «Что здоровье разрушает, что здоровье укрепляет»

3

Природа

  1. Природа-сказка – нам в жизни подсказка.

Игра «Голубое озеро»

  1. Водичка, водичка, умой моё личико.

Игра «Дождик»,

  1. Вредные привычки – коварные как спички.

Игра «Да-нет»,

  1. Кто курит, тот здоровье губит.

Игра «Кривое зеркало».

  1. Айболит предупреждает.

Игра «Угадай-ка»,

5

Музыка

  1. Музыкальный сундучок.

Игра «Цветные нотки»,

  1. С песней весело шагать.

Игра «Раз - словечко, два - словечко».

2

Семья

  1. Я – семь Я

Игра «Ха и Ах»


  1. Загадки Здоровейки.

Игра «Кто с кем дружит».

2

Я знаю, я умею, я делаю

Игра «Светофор».

1

Итоговое занятие

«Путешествие в страну Доброго здоровья».

1



Методическое обеспечение.


В соответствии с целью и задачами программы, оптимальное количество обучающихся в группе – не больше 8 человек, т.к. на занятиях дети овладевают не только знаниями, но и осваивают поведенческие навыки помогающие сохранить здоровье и жизнь.

При формировании навыков: коррекции настроения, зрения, плоскостопия, правильной осанки, диафрагмального дыхания, самомассажа и др. необходима индивидуальная работа с ребенком и помощь педагога.

Занятия проводятся по схеме: 20 минут - теория, 25 минут – практика.

Структура каждого занятия отражает девиз всей системы: «Человек является скульптором своего тела, дизайнером своей души и архитектором своей судьбы». На занятии уделяется внимание:

- психическому здоровью (коррекция душевного состояния, настроения);

- физическому здоровью;

- творческому развитию, творческому осмыслению изученных приемов и упражнений.

Задача последнего состоит в том, чтобы дети не просто механически выполняли те или иные упражнения, задания, а старались прислушаться к своим ощущениям; умели наблюдать, что происходит с их организмом, оценить тот или иной прием.

При реализации программы используется несколько этапов раскрытия и развития творческого начала ребёнка, учитывая принцип трёх «П»: постоянство, постепенность, последовательность. В результате работы над раскрытием творческого потенциала, ребенок попадает под классификацию (авт.): «активированный уголь», «губка», «фонтан». «Активированный уголь» - впитывает в себя знания и пользуется ими. «Губка» - впитывает, при необходимости (по просьбе) может поделиться. «Фонтан» - берет знания, пропускает их через себя и по собственной инициативе делится с окружающими. Эти принципы не что иное, как ступени формирования общекультурных компетенций обучающихся.

Для осмысления и закрепления изученного материала на каждом занятии проводится игра-путешествие, которая помогает прочувствовать, запомнить секреты сохранения и развития здоровья.

Принимая во внимание мудрость: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня и я пойму», после каждого занятия домашнее задание включает в себя рекомендацию научить своих близких приёмам, освоенным на уроке.

Эффективность занятий определяется применением целого ряда форм и методов: беседа, игра, экскурсия, написание реферата, эксперимент и др.

Основная форма изложения нового материала - беседа. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагаются наводящие вопросы, таким образом, учащиеся подводятся к самостоятельному формулированию выводов, закономерностей, правил, способствующих формированию убеждений и понимания, что здоровье – это бесценный дар.

На каждом занятии большое внимание уделяется игровой деятельности. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Игра развивает фантазию, воображение, внимание, интеллект, способность к обучению, закрепляет полученные знания. Например, в теме «Дыхание» - это игра «Голубой ручеек», которая способствует закреплению знаний о строении своего организма, развивает воображение, внимание. Игра, как форма проверки знаний. Сюжетно-ролевая игра «Консилиум» позволяет выявить, насколько школьники усвоили материал, и насколько они готовы применить полученные знания в жизни (порез, головная боль, начинающийся насморк, стресс и др.).





Список литературы

1. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей. М.,2005.

2. Бриль М. Исцеляющий цвет. Цветотерапия: с чего начать. СПб.,2009.

3. Гарбузов В.И. Человек – жизнь – здоровье. СПб.,1995.

4. Грошбах С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся. М., 1988.

5. Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук. М., 1998.

6.Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб., 2001.

7. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. М.,2007.

8.Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта, Минск, 1999.

9.Лазарев М.Л. Юные учителя здоровья. М: 1995.

10.Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. М., 1993.

11.Ниши К. Золотые правила здоровья. СПб., 2002.

12.Ретенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. М., 1991.

13. Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников. М., 2005.

14.Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. М., 2005.

15. Ткачёва О.Ю. Малекова Н.Ю. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально обусловленных заболеваний. Пермь.,2009.

16.Толкачёв Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. М.,1992.



Литература для учащихся.

1. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. Минск, 1999.

2. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1991.

3. Юдин Г. Главное чудо света. М. : Педагогика – Пресс, 1992 г.















Приложение «ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ»

(система самонаблюдения, самопознания, саморазвития личности)























С - семья

Н - настроение

Д – дыхание

Дв – движение

Пр – природа

П – питание

Мс - массаж

М – музыка

Ск - самонаблюдение, самопознание, самоконтроль




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Тропинка к здоровью"

Автор: Ливар Людмила Ивановна

Дата: 23.07.2017

Номер свидетельства: 424368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства