Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Тропинка к здоровью"
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Тропинка к здоровью"
Данная прогрмма нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и умений по культуре здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Тропинка к здоровью"»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Тропинка к здоровью»
“Человек является скульптором своего тела,
дизайнером своей души и
и архитектором своей судьбы”.
М.Л. Лазарев
Пояснительная записка
Ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста в настоящее время является общепризнанным фактом. Здоровье школьников - проблема не только медицинская, она касается всех сфер жизни и деятельности учащихся. Среди факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья детей, выделяют и социальный, и экологический, и интенсификацию образовательного процесса. Социальный и экологический факторы, к сожалению, не поддаются контролю со стороны педагогов и детей. Интенсификация образовательного процесса – школьный фактор, изменение которого возможно совместными усилиями педагогов, учащихся и родителей. Школа выпускает в жизнь молодых людей, недостаточно социально адаптированных, не имеющих необходимых знаний и умений для сбережения и укрепления своего здоровья, ведения здорового образа жизни. В связи с этим особую актуальность приобретают программы, которые способствовали бы воспитанию у детей ответственного отношения к собственному здоровью.
Идея разработки данной программы родилась в результате изучения работ доктора медицинских наук, педагога М.Л. Лазарева. В отличие от уже существующих программ, предлагающих темы близкие к интегративному курсу «Окружающий мир», данная программа предлагает изучение самого себя, своего тела, своих возможностей посредством самонаблюдения, самопознания, самоконтроля. В основе программы лежит система саморазвития личности «Цветок здоровья». Все мероприятия, которые способствуют формированию здоровой, гармонически развитой личности, отражены в графическом рисунке в виде цветка, где каждая часть соответствует конкретному компоненту системы: диагностика, музыка, настроение, дыхание, движение, природа, питание, массаж, семья, самонаблюдение, самопознание, самоконтроль. В соответствии с этими компонентами выстраивается содержание курса, раскрываются секреты здоровья. Образ цветка создаёт особую мотивацию достижения цели. Данный образ позволяет ребенку запомнить эти компоненты, увидеть их взаимосвязь, ощутить себя удивительным растущим организмом – цветком. Цветок как символ жизни, развития, силы, красоты, любви, совершенства, здоровья будет помогать ему в жизни. Насколько ярко представляется образ цветка, настолько велико стремление соответствовать ему, настолько успешна работа по данной системе.
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Школа здоровья» составлена на основе: Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ); Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (от 04.02.2010 г. Приказ – 271); ФГОС начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373); Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2013 г. №1726-р.
Модульная программа предназначена для обучающихся 7-8 лет. Направленность физкультурно-оздоровительная. Реализуется программа в МБОУ ДОД Центр «Остров» в объединении «Стрекоза». Форма организации дополнительного образования детей: студия.
Данная программа предполагает:
изучение самого себя, особенностей своего организма и своих возможностей,
психологическую подготовку к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность;
раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся и творческой активности;
представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени НОО;
обеспечивает:
побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;
формирование установки на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов;
развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
формирование знания негативных факторов риска здоровью;
становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя;
развитие творческих способностей и активной жизненной позиции;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам;
формирование потребности делиться своими знаниями об укреплении здоровья с родными и близкими;
предусматривает знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, содержит информацию о самопознании, самосовершенствовании, самооздоровлении. Дети узнают об оздоравливающем влиянии природы, что болезнь – результат нарушения процессов функционирования человеческого организма, его засорения и отравления токсическими веществами.
Цель программы: формирование культуры здоровья, развитие мотивации и индивидуальной ориентации в отношении сбережения и развития собственного здоровья через самонаблюдение, самопознание и саморазвитие.
Задачи:
воспитывать общую культуру здоровья;
формировать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни;
способствовать овладению школьниками знаний и поведенческих навыков, сохраняющих здоровье и жизнь;
познакомить учащихся с оздоравливающим влиянием природы на организм;
научить анализировать состояние собственного здоровья;
формировать навыки анализа своего поведения и поведения окружающих;
развивать творческие способности учащихся.
Задачи программы:
показать значение здоровья в жизни человека;
способствовать развитию у детей желания укреплять своё здоровье;
в доступной игровой форме дать понятие о простых приемах укрепления здоровья;
воспитывать у детей организованность и умение управлять собой.
Направления работы:
учебно-воспитательное по формированию ЗОЖ;
диагностическое;
профилактическое;
коррекционное.
Для успешной реализации программы используются различные формы занятий: беседы, сюжетно-ролевые игры, практико-ориентированные, арт-терапия. На каждом занятии уделяется внимание психическому здоровью (коррекция эмоционального состояния, настроения); физическому здоровью (осанка, зрение, дыхание, питание, массаж); творческому развитию и творческому осмыслению.
При подведении итогов используются следующие формы: тестирование, игры, эксперимент, соревнования.
Программа рассчитана на 40 часов.
Ожидаемый результат
Ученик, закончивший 1 класс
Знает основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и ЗОЖ, о влиянии вредных привычек и экологических факторов на развивающийся организм; приёмы и методы коррекции настроения; различные виды дыхательных упражнений; приёмы профилактики нарушений осанки, приёмы закаливания; правила рационального питания.
Умеет выполнять упражнения для формирования правильной осанки; дыхательные упражнения.
Тематическое планирование
(40 часов)
Темы
Количество часов
Вводное занятие
1
Волшебный цветок «Цветик – семицветик»
2
Настроение
5
Дыхание
4
Движение
6
Природа
5
Питание
3
Массаж
3
Музыка
2
Семья
1
Я знаю, я умею, я делаю
1
Итоговое занятие
1
Содержание программы 1 года обучения
для обучающихся 7-8 лет «Тропинка к здоровью»
Темы
Количество часов
Вводное занятие
Самое ценное у человека – здоровье
1
Волшебный цветок
Секреты волшебного цветка.
Игра «Цветок».
2
Настроение
1.Настроение – главное условие здоровья.
Игра «Солнышко»
Путешествие за хорошим настроением.
Игра «Зарази улыбкой»,
Давайте жить дружно.
Игра «Хочу быть другом»,
Если песенки поем, значит, весело живем.
Игра«Я иду и пою»,
Соблюдаю я режим – буду умным и большим.
Игра «Растём».
Волшебное слово «Здравствуйте»
Игра «Путешествие в школу зверят»
5
Движение
Спинку прямо я держу – стройным быть всегда хочу.
Игра «Принцы и принцессы»,
К солнышку потянулись – силы к нам опять вернулись.
Игра«Гора»,
Прыг-скок – к здоровью шажок.
Игра «Пружинки»
Глазкам нужно отдыхать, чтобы видеть всё на «пять».
Игра «Путешествие на облаке».
5. Поможем нашим глазкам.
Игра «Уютный домик».
6. Зарядка для языка
Игра «Весёлый музыкант»
Я здоровье берегу – сам себе я помогу
Игра «Айболит»
7
Дыхание
Правильное дыхание – фундамент хорошего здоровья.
Игра «Чудесное пёрышко».
Дышим правильно, умело, чтобы тело не болело. Игра «Голубой ручеёк»,
Природные звуки – помощники в укреплении здоровья
Игра«Летающие помощники».
Волшебное дыхание
Игра «Чудеса»
5,6.Дышим правильно легко, чтоб учиться хорошо
Игра «Воздушный шарик»
6
Массаж
Пальчики – помощники, пальчики – друзья.
Игра «Весёлые ребята»
Волшебные точки.
Игра«Кто быстрее, кто точнее»,
Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
Игра «Доктор и пациент».
Ушки на макушке
Игра «Тишина»
Я здоровье берегу – сам себе я помогу
Игра «Айболит»
5
Питание
Мы стараемся, жуём и желудок бережём.
Игра «Отгадай-ка»,
Овощи и фрукты – полезные продукты.
Игра«Закончи сказку».
Что можно есть и пить, чтобы здоровью не вредить.
Игра «Что здоровье разрушает, что здоровье укрепляет»
3
Природа
Природа-сказка – нам в жизни подсказка.
Игра «Голубое озеро»
Водичка, водичка, умой моё личико.
Игра «Дождик»,
Вредные привычки – коварные как спички.
Игра«Да-нет»,
Кто курит, тот здоровье губит.
Игра«Кривое зеркало».
Айболит предупреждает.
Игра «Угадай-ка»,
5
Музыка
Музыкальный сундучок.
Игра«Цветные нотки»,
С песней весело шагать.
Игра «Раз - словечко, два - словечко».
2
Семья
Я – семь Я
Игра «Ха и Ах»
Загадки Здоровейки.
Игра «Кто с кем дружит».
2
Я знаю, я умею, я делаю
Игра «Светофор».
1
Итоговое занятие
«Путешествие в страну Доброго здоровья».
1
Методическое обеспечение.
В соответствии с целью и задачами программы, оптимальное количество обучающихся в группе – не больше 8 человек, т.к. на занятиях дети овладевают не только знаниями, но и осваивают поведенческие навыки помогающие сохранить здоровье и жизнь.
При формировании навыков: коррекции настроения, зрения, плоскостопия, правильной осанки, диафрагмального дыхания, самомассажа и др. необходима индивидуальная работа с ребенком и помощь педагога.
Занятия проводятся по схеме: 20 минут - теория, 25 минут – практика.
Структура каждого занятия отражает девиз всей системы: «Человек является скульптором своего тела, дизайнером своей души и архитектором своей судьбы». На занятии уделяется внимание:
- творческому развитию, творческому осмыслению изученных приемов и упражнений.
Задача последнего состоит в том, чтобы дети не просто механически выполняли те или иные упражнения, задания, а старались прислушаться к своим ощущениям; умели наблюдать, что происходит с их организмом, оценить тот или иной прием.
При реализации программы используется несколько этапов раскрытия и развития творческого начала ребёнка, учитывая принцип трёх «П»: постоянство, постепенность, последовательность. В результате работы над раскрытием творческого потенциала, ребенок попадает под классификацию (авт.): «активированный уголь», «губка», «фонтан». «Активированный уголь» - впитывает в себя знания и пользуется ими. «Губка» - впитывает, при необходимости (по просьбе) может поделиться. «Фонтан» - берет знания, пропускает их через себя и по собственной инициативе делится с окружающими. Эти принципы не что иное, как ступени формирования общекультурных компетенций обучающихся.
Для осмысления и закрепления изученного материала на каждом занятии проводится игра-путешествие, которая помогает прочувствовать, запомнить секреты сохранения и развития здоровья.
Принимая во внимание мудрость: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня и я пойму», после каждого занятия домашнее задание включает в себя рекомендацию научить своих близких приёмам, освоенным на уроке.
Эффективность занятий определяется применением целого ряда форм и методов: беседа, игра, экскурсия, написание реферата, эксперимент и др.
Основная форма изложения нового материала - беседа. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагаются наводящие вопросы, таким образом, учащиеся подводятся к самостоятельному формулированию выводов, закономерностей, правил, способствующих формированию убеждений и понимания, что здоровье – это бесценный дар.
На каждом занятии большое внимание уделяется игровой деятельности. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Игра развивает фантазию, воображение, внимание, интеллект, способность к обучению, закрепляет полученные знания. Например, в теме «Дыхание» - это игра «Голубой ручеек», которая способствует закреплению знаний о строении своего организма, развивает воображение, внимание. Игра, как форма проверки знаний. Сюжетно-ролевая игра «Консилиум» позволяет выявить, насколько школьники усвоили материал, и насколько они готовы применить полученные знания в жизни (порез, головная боль, начинающийся насморк, стресс и др.).
Список литературы
1. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей. М.,2005.
2. Бриль М. Исцеляющий цвет. Цветотерапия: с чего начать. СПб.,2009.
3. Гарбузов В.И. Человек – жизнь – здоровье. СПб.,1995.
4. Грошбах С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся. М., 1988.
5. Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук. М., 1998.
6.Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб., 2001.
7. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. М.,2007.
8.Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта, Минск, 1999.
9.Лазарев М.Л. Юные учителя здоровья. М: 1995.
10.Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. М., 1993.
11.Ниши К. Золотые правила здоровья. СПб., 2002.
12.Ретенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. М., 1991.
13. Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников. М., 2005.
14.Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. М., 2005.
15. Ткачёва О.Ю. Малекова Н.Ю. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально обусловленных заболеваний. Пермь.,2009.