Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа кружка летнего пришкольного лагеря " Весёлый карандаш"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» с.Спасское
Дополнительная образовательная
программа кружка «Весёлый карандаш »
пришкольного летнего лагеря экологического направления «Радуга» Составитель программы:
Грызова С.Н.
с. Спасское, 2023г.
Пояснительная записка
Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, учит внимательно наблюдать и анализировать; развивает зрительную память, пространственное и образное мышление; учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать; помогает осуществлять жизненный выбор, строящийся на общечеловеческих ценностях.
Занятия в кружке изобразительного искусства предоставляют неиссякаемые возможности для разностороннего развития детей, помогают им стать духовно богаче, развивают художественный вкус. Активная творческая деятельность, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека.
Образовательная программа «Весёлый карандаш» художественной направленности знакомит детей с прекрасным миром гармонии линий, разнообразия форм и цвета в искусстве и жизни. С ее помощью ребята научатся понимать многоцветие и красоту окружающего мира.
Актуальность программы в том, что с её помощью ребята усвоят простые, но исключительно важные для последующего развития и обучения в кружке изобразительного искусства в период учебного года их художественных способностей.
Новизна представленной программы в том, что за короткое время лагерной смены используется система коротких заданий с быстрой сменой материалов и техник.
Большое внимание уделено индивидуальной работе с детьми и поиску творческих решений. Занятия опираются на впечатления от окружающей природы, походов, прогулок и т.д., проводятся они не только в кабинете, но и на пленэре. Часто здесь ребята черпают темы и сюжеты для творческих работ.
Педагогическая целесообразностьданной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми программы способствует развитию воображения, фантазии, внимания; формирование эстетического вкуса, культуры рисования.
Цель программы – создание условий для развития творческой личности средствами изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
Ознакомление с основами изобразительной грамоты.
Использование нетрадиционных техник рисования: граттаж, оттиск, цветные мелки.
Ознакомление с основами изобразительной деятельности: работа над цветом, тоном, формой, композицией рисунка.
Развивающие:
Развитие художественных и творческих способностей учащихся.
Развитие фантазии, логического мышления, внимания и воображения.
Развитие чувства композиции.
Воспитательные:
Воспитание аккуратности, усидчивости.
Воспитание бережного отношения ко всему живому.
Привитие интереса к творчеству.
Расширение кругозора.
Отличительной особенностью данной программы является использование цвета, какглавного элемента. Это дает учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое восприятие. В изучение цвета входят следующие элементы изобразительной грамоты: тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета.
Каждый ребенок рождается художником, каждый одарен от природы. Его восприятие – образное, яркое. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Общеразвивающая программа «Весёлый карандаш» рассчитана на детей 6-12 лет, посещающих лагерь с дневным пребыванием, программа предусматривает 6 учебных часов: 2 раза по 2 часа три недели (21 день).
Ожидаемые результаты
К концу потока:
кружковцы будут знать:
- правила работы с акварелью, восковыми мелками, гуашью;
- правила работы с кисточками разных размеров;
- последовательность выполнения соломинок для напитков;
Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, программой предусмотрены следующие формы отслеживания результатов:
наблюдение за изменениями в работах учащихся;
беседы с детьми;
конкурсы внутри коллектива;
коллективные творческие работы;
выставки;
игры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Общее кол-во часов
Теория
Практика
1.
Дары лета
1
0,5
0,5
2.
Моя семья
1
0,5
0,5
3.
Моё любимое животное
1
0,5
0,5
4.
Мои друзья - дорожные знаки
1
0,5
0,5
5.
Растения нашего села
1
0,5
0,5
Портрет моего друга
1
0,5
0,5
Выставка работ «Звонкое лето»
ИТОГО:
6
3
3
Методическое обеспечение программы
Образовательная программа «Весёлый карандаш» предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, помогает преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, создает условия для расцвета природных дарований. В ее основу положены принципы:
доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, уровень
их подготовленности, степень сформированности коллектива;
наглядности – на занятиях используется много демонстрационного материала;
сознательности и активности– для активизации деятельности детей необходимо пробудить в
них интерес к обучению, определить мотивы для получения знаний.
1.Методическое сопровождение
учебной работы педагога: методика контроля усвоения учащимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся; наличие специальной методической литературы по изобразительному искусству; методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;
работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;
массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, праздника, игровой программы).
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:
схематический (оформленные стенды, таблицы, схемы, рисунки, шаблоны и т.п.) ;
картинный (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);
дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические задания, упражнения и др.);
учебные пособия, журналы, книги;
тематические подборки материалов, сценариев, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно - воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные, создания ситуации успеха, игровые, здоровьесберегающие, коллективной творческой деятельности.
Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:
методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.), наглядные (показ иллюстраций, приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.), практические.
методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные(копирование, выполнение отдельных элементов по образцу); частично-поисковые (разработка сюжета одной или коллективной работы по заданной теме).
В качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов на занятиях используются ИКТ.
Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным является сочетание разных форм занятий, каждая из которых принесет новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
Основная форма работы - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, познавательные и дидактические игры.
2Материально-техническое обеспечение:
Кабинет, оборудованный столами, стульями, общим освещением, классной магнитной доской, шкафами для дидактического и раздаточного материалов, стендами, видеосистемой, магнитофоном.
Материалы и инструменты: палитры, кисти, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, карандаши, ластики, альбомы, ватман, стаканы для воды, ветошь, клей, мел, ножницы, картон, ножницы, цветные мелки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. – М., 1985 г.
Алексеев С.С. О цвете и красках. – М., 1964 г.
Артемова Л.В. Окружающий мир. – М.: «Просвещение», 1992 г.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989 г.
Бялик В. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж. – М.: Изд. «Белый город», 2001 г.
Ветрова Г.Е. История России. Великие полотна. – М.: Издательство «Белый город», 2001.
Все обо всем. Искусство. – М.: Издательство АСТ, 2002 г.
Гомозова Ю.Б. Праздник своими руками. - Ярославль, 2001 г.
Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. – М.: Народное образование, 2004 г.
Жукова Л.М. Азбука русской живописи. – М.: Издательство «Белый город», 2002 г.
Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий. /Сост. Чернявская М.С. – М.: Просвещение, 1991 г.
Искусство в школе: общественно-педагогический и научно-методический журнал. – М.: Издательство «Искусство в школе», г.
Казнева М. Энциклопедия живописи для детей. Сказка в русской живописи. – М.: Издательство «Белый город», 2002 г.
Каменева Е. Какого цвета радуга (словарь). – М.: «Детская литература», 1971 г.
Королева И.А. Давай учиться рисовать. – М.: Заочный народный университет искусств, 1993 г
Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985 г.
Линскотт К. Акварель. – М.: Издательство АСТ, 2004 г.
Мосин И.Г. Рисование – 1-2: учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. – Екатеринбург: Издательство « Фактория», 2000 г.