Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения «Умелые ручки»
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса школьного образовательного учреждения.
Основой эстетического воспитания является искусство. Рабочая программа «Умелые ручки» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и имеет художественно-эстетическую направленность.
Программа « Умелые ручки» разработана на основе Программы внеурочной деятельности для младших школьников « Смотрю на мир глазами художника» // Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и общее образование. / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В. А. Горского - М.: Просвещение, 2011г. Примерные программы художественно-эстетического направления.
Направленность программы кружка «Умелые ручки»-
художественно-эстетическая,
по функциональному предназначению- общекультурная,
по форме организации - кружковая,
по времени реализации- годичная .
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду– приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 23 учащихся. Занятие проводится 2 раз в неделю в течение года, продолжительность занятий 45 мин.
Цель программы:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами.
3.Научить применять инструменты и приспособления.
4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.
5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.
6. Обучить выполнению швов «через край»
7. Познакомить с технологией использования гофрированной бумаги, салфеток при изготовлении поделок .
8. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина, соленого теста .
- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате обучения школьники должны
знать:
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Достижения ребенка:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
ПРИЁМЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество.
При этом соблюдаются
правила:
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов.
деятельность должна соответствовать возможностям учащихся
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы
научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
связи теории с практикой
систематичности и последовательности;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
доступности и посильности;
творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли учителя;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый исследовательский.
Педагогические приёмы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
свободного выбора.
Основные составляющие занятий:
воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
организация рабочего места
повторение пройденного материала
Организация и проведение занятия включает следующие структурные элементы:
инструктажи:
вводный - проводится перед началом практической работы,
текущий - во время выполнения практической работы,
заключительный
практическая работа
физкультминутки
подведение итогов, анализ, оценка работ
приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Содержание программы кружка (66 часов)
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий . Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
1.Вводная беседа (2 часа).
Теория – 1 час
Введение в образовательную программу.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика – 1 час
Экскурсия по территории школы.
2.Художественное творчество (15 часов).
Теория – 2 часа
Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши ( 1 час).
Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся(1 час)
Практика – 13 часов
Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края:
«Осень пришла!» (2 часа)
«В лес по грибы!» (2 часа)
« Зимние забавы» (2 часа)
«Весна идет!» (2 часа)
По замыслу детей (5 часов)
3.Работа с природным и бросовым материалом (8 часов).
Теория– 1 час
Природа Ставропольского края.
Практика – 7 часов
Изготовление композиций из засушенных листьев (2 часа)
Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа) (2 часа)
Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) (2 часа)
Изготовление из пластиковой бутылки. «Самолет».(1час)
4.Работа с пластилином (8 часов).
Теория – 1 час
Профессия скульптора.
Практика – 7 часов
Лепка людей, животных по образцу (3 часа)
Пластилиновая аппликация на картоне «Ветка рябины» (1час)
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Практическая значимость.
Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Прогнозируемый результат:
- скоординированы движения кистей рук;
- развито творческое воображение;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
- высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
- приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
- активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне.
- использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др.
- практическое применение своих умений и навыков.
Материально-техническое обеспечение программы
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
компьютер
медиапроектор
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
иголки швейные
доски для работы с пластилином
Материалы:
Пластилин
соленое тесто
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами
картон белый и цветной
ткань: ситец
природный материал ( шишки, каштаны, листья и т.д.)
крупы ( пшено, гречка), макароны
гофрированная бумага
салфетки (разных цветов)
бросовый материал (спичечные коробки, крышки и т.д.)
нитки швейные
клей ПВА
ватные диски
бисер, бусины
Требования безопасности перед началом занятий
1. Приготовить необходимые материалы и инструменты. 2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы. 3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять все действия только по указанию учителя. 2. Ножницы передавать друг другу острым концом вниз. 3. При резании бумаги, ткани не направлять ножницы к себе или товарищу. 4. Не делать резких движений во время работы. 5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.. 6. При работе швейной иглой одеть напёрсток. 7. Осторожно пользоваться конторским клеем. 8. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
Т/Б при работе с ножницами, иголкой:
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.
Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Литература
Для педагога:
Афонькина, Е. Ю., Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома. М., 1996. -207 с.
Афонькин, С. Ю., Лежнева, Л. В., Пудова, В. П. Оригами и аппликация. М., 2001.- 304 с.
Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988.
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников.
М.: Просвещение, 2010.-223с.-(Стандарты второго поколения).
Джун Джексон. Поделки из бумаги. – "Росмэн", Москва 1996.
Калмыкова, Н.В., Максимова, И.А. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000.
Полунина, В.Н. Искусство и дети. – "Просвещение", Москва 1982.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Авторская учебная программа Е. И. Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Программы внеурочной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт. / Под научной редакцией В.А.Горского.-Изд. 2-е, -М.:Просвещение)
Для родителей:
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995.
Для детей:
Бортон, П., Кэйв, В. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" Москва 1996.
Минервин, Г.Б. О красоте машин и вещей. – "Просвещение" Москва 1975.
КОНТРОЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№-
занятия
ТЕМА ЗАНЯТИЙ
КОЛИЧ.
ЧАСОВ
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ,
МАТЕРИАЛ
ДАТА
1 , 2
Вводная беседа. Введение в образовательную программу 1 года обучения.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Экскурсия по территории школы.
2
Мультимедийный проектор.
3, 4
Рисование «Осень пришла!»
Ознакомление с техникой рисования «печатание» листьями.
2
Краски «Акварель», Листья для «печатания»
5
Оригами « Осенние листья»
1
Бумага, ножницы, клей, схемы изделий
6
Беседа « Красота природы»
1
Мультимедийный проектор. Презентация
7
« В лес по грибы». Работа с природным материалом.
1
Картон, каштаны, ветки, листья, пластилин
8
«Мои домашние животные» Лепка из пластилина .
1
Пластилин, рисунки домашних животных.
9
Рисование по замыслу. Техника «разбрызгивания» краски.
1
Краски «Акварель»,
Бумага.
10
Знакомство с соленым тестом. Технология использования.
1
Мультимедийный проектор. Презентация «Я леплю из соленого теста»
11
Лепка из соленого теста «Посуда»
1
Соленое тесто, стек.
12
Пластилиновая аппликация «Ветка рябины» (с натуры)
1
Пластилин, ветка рябины.
13
«Композиция и засушенных листьев».
1
Картон, засушенные листья, клей.
14, 15
Аппликация из бумаги « Красивое дерево»
1
Цветная бумага, клей, ножницы.
16
Беседа « Крупы - еда и не только!»
1
Мультимедийный проектор. Презентация « Картины из крупы».