Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремёсел, оно сохраняет своё значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у обучающихся большой интерес. Кружковые занятия по обучению бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры и развитию эстетического вкуса. У обучающихся начальных классов ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта детей. Также занятие бисероплетением формирует усидчивость, развивает творческие способности, воспитывает трудолюбие.
Бисерное рукоделие требует от обучающихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога постоянного наблюдения за обучающимися.
1.1 Пояснительная записка.
- направленность (профиль) программы – художественная.
- актуальность программы – Одно из главных достоинств бисероплетения состоит в том, что для него не нужны специальные инструменты. Имея под рукой проволоку, иголку, нитку, ножницы и сам бисер, можно создавать удивительные творения. Бисерное рукоделие является весьма востребованным среди детей, а так же знакомит с одним из видов искусства рукоделия. Бисероплетение учит ребёнка создавать вещи своими руками, формирует трудовые навыки, даёт первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей.
- педагогическая целесообразность – заключается в том, что изготавливая игрушки, обучающиеся вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, очень схожую с игровой, которая ещё недавно была ведущим видом деятельности. Поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счёт бисеринок что, несомненно, развивает мышление.
- новизна программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Программа состоит из 2 модулей:
«Бисероплетение».
«Сувениры из бисера».
Первый модуль программы реализуется по системе персонифицированного финансирования дополнительного образования Краснодарского края (далее – ПФДО).
Каждый модуль нацелен на достижение конкретных результатов. Модульный подход позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся.
- отличительные особенности программы – Рабочая образовательная программа «Бусинка» разработана с учетом современных образовательных технологий. В программе организуется разнообразная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития творческих способностей детей. Программа модульная и направлена на овладение как техникой плетения (бисероплетения), так и на работу с различными сувенирами из бисера. В данной программе большинство поделок из бисера на проволоке. Выбор проволоки, как основной материал. Работа с проволокой, в отличие от иголки с ниткой, позволяет за одно занятие выполнить работу от начала до конца.
Особенности организации образовательного процесса.
Возможна реализация программы с применением дистанционных технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
Видеоконференция на платформе ZOOM;
Чат (онлайн-консультация);
Видео-консультирование (WhatsApp, Skype)
Офлайн-обучение:
Мессенджер WhatsApp, ВКонтакте;
Электронная почта;
Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
Мастер-классы, презентации;
Видео-уроки;
Дистанционные конкурсы.
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
- адресат программы - Возраст обучающихся 6 –18 лет. Комплектация группы 10-15 человек. Комплектация обучающихся объединения проводятся в начале учебного года на ознакомительную программу. По окончанию программы обучающиеся могут продолжить обучение по базовой программе.
- объём программы – общее количество часов необходимое для освоения ознакомительной программы 48 часов.
- формы обучения – очная, дистанционная.
- форма работы – групповая.
- срок освоения программы – 3 месяца.
- режим занятий – занятия проводятся группой 2 раза в неделю по 1,5 часа подряд без перемены.
В дистанционном режиме: занятия проводятся 2 раза в неделю: дети с 6 до 11 лет – 20 минут занятие, с 12 до 18 – 30 минут занятие.
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых обучающихся на основании собеседования.
Занятия – по группам.
Виды занятий - практические занятия,самостоятельная работа, беседы, итоговое занятие.
1.2Цель и задачи программы.
Цель - изучение техники бисероплетения, путём пробного погружения в предметную сферу для формирования познавательного интереса обучающегося, овладения им элементарной компонентной грамотностью.
Задачи:
Образовательные.
Обучить основам техники бисероплетения.
Научить правильно, подбирать материал для плетения.
Научить подбирать бисер для поделок.
Личностные.
Воспитать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.
Содействовать активизации познавательной и творческой деятельности.
Содействовать организации содержательного досуга.
Метапредметные.
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Развивать образное мышление, внимание, фантазию.
Развивать творческие способности.
Развивать терпение и усидчивость при изготовлении изделия.
Итогом реализации данной программы является переход обучающихся на базовую общеобразовательную общеразвивающую программу «Бусинка».
1.3 Содержание программы.
Учебный план
Название модулей
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
всего
теория
практика
контроль
1 МОДУЛЬ: «Бисероплетение».
24
6
17
1
зачёт
2 МОДУЛЬ: «Сувениры из бисера».
24
5
18
1
зачёт
ИТОГО:
48
11
35
2
Учебно-тематический план
1 модуля «Бисероплетение» (ПФДО)
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
всего
теория
практика
контроль
1.
Вводное занятие.
1
1
-
-
-
2.
Инструменты и материалы.
1
1
-
-
Беседа
3.
История бисера и его использование.
1
1
-
-
Беседа
4.
Основы цветоведения.
1
1
-
-
Беседа
5.
Виды плетения.
3
-
3
-
Беседа
6.
Техника плетения.
14
-
14
-
Наблюдение, беседа
Воспитательная работа
2
2
7.
Итоговая аттестация.
1
-
-
1
Зачёт
ИТОГО:
24
6
17
1
-
Цель и задачи 1 модуля
Цель - изучение техники бисероплетения, овладение элементарными навыками.
Задачи:
Образовательные.
Научиться основам техники бисероплетения.
Научиться правильно, подбирать материал для плетения.
Научиться подбирать бисер для поделок.
Личностные.
Воспитать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.
Содействовать активизации познавательной и творческой деятельности.
Содействовать организации содержательного досуга.
Метапредметные.
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Развивать образное мышление, внимание, фантазию.
Развивать творческие способности.
Развивать терпение и усидчивость при изготовлении изделия.
Содержание учебно-тематического плана 1 модуля
Тема № 1 «Вводное занятие»
Теория. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в объединении и программой обучения. Знакомство с обучающимися. Техника безопасности.
Тема № 2 «Инструменты и материалы»
Теория. Обучающиеся знакомятся с предметами, которые нужны для плетения бисером.
Тема № 3 « История бисера и его использование»
Теория. История стекла и изготовление бисера. Знакомство с разными направлениями работы с бисером.
Тема № 4 «Основы цветоведения»
Теория. Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Тёплая и холодная гамма.
Тема № 5 «Виды плетения»
Теория. Ознакомление основы плетения на проволоке.
Практика. Выполнение основных видов плетения.
Тема № 6 «Техника плетения»
Практика. Обучающиеся работают с различными видами плетения, делают простейшие поделки.
Тема № 7 Итоговая аттестация. Зачёт.
Планируемые результаты 1 модуля
По окончании изучения 1 модуля ознакомительной программы обучения обучающиеся будут уметь:
Работать в безопасном режиме с различными инструментами.
Выполнять основные приёмы плетения.
Читать схему и подбирать материалы для плетения.
Плести разные поделки из бисера
Будутзнать:
приспособления и инструменты необходимые для занятий по учебному модулю;
правила техники безопасности;
названия и способов плетения;
самостоятельно рассчитывать;
набирать бисер,
зарисовывать схемы изделий;
самостоятельно создавать изделия на основе изучения учебного модуля.
Учебно-тематический план
2 модуля «Сувениры из бисера»
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
всего
теория
практика
контроль
1.
Вводное занятие.
1
1
-
-
-
2.
Инструменты и материалы.
1
1
-
-
Беседа
3.
История бисера и его использование.
1
1
-
-
Беседа
4.
История возникновения сувениров.
1
1
-
-
Беседа
5.
Виды плетения.
3
-
3
-
Беседа
6.
Изготовление сувениров
15
-
15
-
Наблюдение, беседа
Воспитательная работа
1
1
7.
Итоговая аттестация.
1
-
-
1
Зачёт
ИТОГО:
24
5
18
1
-
Цель и задачи 2 модуля
Цель - способствовать формированию у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно - творческой активности, помочь им в овладении навыками декоративно - прикладного искусства и его значением в жизни человека.
Задачи:
Образовательные.
познакомить с сувенирной продукцией;
научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами.
Личностные:
воспитать чувства принадлежности к социуму, формирование общественных ценностей;
воспитать культуры чувств: отношение к человеку, обществу.
Метапредметные.
развивать эстетический и художественный вкус, умение видеть прекрасное;
расширение кругозора обучающихся, творческого воображения, активности, интереса к предмету;
развивать умение управлять своим поведением, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Содержание учебно-тематического плана 2 модуля
Тема № 1 «Вводное занятие»
Теория. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в объединении и программой обучения. Знакомство с обучающимися. Техника безопасности.
Тема № 2 «Инструменты и материалы»
Теория. Обучающиеся знакомятся с предметами, которые нужны для плетения сувениров из бисера.
Тема № 3 « История бисера и его использование»
Теория. История стекла и изготовление бисера. Знакомство с разными направлениями работы с бисером.
Тема № 4 «История возникновения сувениров»
Теория. Обучающиеся ознакомятся о возникновении сувениров, их разновидностью.
Тема № 5 «Виды плетения»
Теория. Ознакомление основы плетения на проволоке, леске.
Практика. Выполнение основных видов плетения для сувениров.
Тема № 6 «Изготовление сувениров»
Практика. Обучающиеся работают с различными видами плетения, делают простейшие сувениры.
Тема № 7 Итоговая аттестация. Зачёт.
Планируемые результаты 2 модуля
Обучающиеся будут знать:
Исторические сведения сувенирной продукции.
Разновидности сувениров.
Знать организацию рабочего места, правила безопасности труда при работе с бисером и ножницами, личной гигиены при выполнении различных работ.
Знать источники и носители информации.
Обучающиеся будут уметь:
Уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ.
Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий.
Владеть простейшими способами технологии изготовлении сувениров.
Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучениянеобходимо: телефон или компьютер с подключением к сети интернет и веб-камерой, видеокамера для записи офлайн видео-урока, соответствующее программное обеспечение для реализации телекоммуникационной связи педагога с обучающимися, аудио-аппаратура (у педагога и обучающихся).
2.3 Формы аттестации
Итоговая аттестация: Форма аттестации - выставка детских работ в учреждении по истечении срока реализации программы.
Форма фиксации - контрольный лист с результатами в виде: зачет «+», либо незачет «-» (Приложение № 2)
2.4 Оценочные материалы
В качестве методов диагностики результатов обучения используются беседа, опрос в устной форме.
Также в течение изучения программы применяется метод наблюдения, то есть педагог отслеживает наличие отсутствия или наличие прогресса у группы, у каждого обучающегося в отдельности.
2.5 Методические материалы.
Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, выставка (посещение и участие), «творческие посиделки» (праздники, конкурсы), различного вида беседы.
Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Наша цель – заинтересовать обучающегося и увлечь его в мир бисероплетения, используя в работе различные журналы, книги, материал, взятый из Интернета.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала), групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов для выставки.
От начала к концу обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения изделий по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение. По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов.
3. Список литературы.
Белякова О.В. Сказочный мир бисера/ О.В.Белякова. – Ростов н / Д: Владис, 2010. – 112с.
Сладкова, О.В. Забавные фигурки/ О.В.Сладкова.- М.: Астрель, 2011.- 112с.: ил.
Фигурки из бисера / авт.-сост. Н.В.Белов. – Минск: Харвест, 2009. – 144с.: ил.
Гийом Дюшен Поделки из бисера: Растения и животные: Новая техника плетения /Пер. с фран. – М.: Издательская группа « Контэнт», 2015. – 64с.; цв. ил.
Стольная Е.А. Цветы и деревья из бисера. Изд. 8-е. – М.: Мартин, 2014. – 128с., ил.
Шнуровозова Т.В. Цветы и фигурки из бисера / Т.В. Шнуровозова. – Ростов н / Д: Владис, 2009. – 192с.: ил. – (Умелые руки).
Интернет-ресурсы:
мессенджер WhatsApp, ВКонтакте
платформа Zoom, Skype – для видео-связи;
сервисы Яндекс, Google и др.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» - учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.
Приложение № 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творчества
ПЛАН
воспитательной работы
в объединении «Бусинка»
на 2020-21учебный год
№
месяц
Наименование мероприятия
Форма проведения
1.
сентябрь
Родительское собрание
собрание
2.
сентябрь
Мы выбираем жизнь!
беседа
3.
октябрь
Правила пожарной безопасности
круглый стол
4.
ноябрь
Экскурсия в Храм
экскурсия
Приложение № 2
Итоговая аттестация по изучению разделов и тем программы
«Бусинка» ознакомительного уровня
Дата проведения: Тема для контрольного урока: Изделия из бисера.
Контрольный урок проводится по завершению пройденных тем. Форма контроля – выставка.