Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремёсел, оно сохраняет своё значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у обучающихся большой интерес. Кружковые занятия по обучению бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры и развитию эстетического вкуса. У обучающихся начальных классов ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта детей. Также занятие бисероплетением формирует усидчивость, развивает творческие способности, воспитывает трудолюбие.
Бисерное рукоделие требует от обучающихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога постоянного наблюдения за обучающимися и практической помощи каждому.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
- направленность (профиль) программы – художественная,так как способствует раскрытию творческих способностей учащихся, нравственному и художественному развитию личности ребёнка.
- новизна программы – состоит в том, что в ней систематизированы все приёмы учения бисероплетения от азов до выполнения сложных изделий, обоснованное распределения их в соответствии с возрастными особенностями обучающихся т.е. программа построена по принципу «от простого к сложному».
- актуальность программы – Одно из главных достоинств бисероплетения состоит в том, что для него не нужны специальные инструменты. Имея под рукой проволоку, иголку, нитку, ножницы и сам бисер, можно создавать удивительные творения. Бисерное рукоделие является весьма востребованным среди детей, а так же знакомит с одним из видов искусства рукоделия. Бисероплетение учит ребёнка создавать вещи своими руками. Формирует трудовые навыки, даёт первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей.
- педагогическая целесообразность – заключается в том, что изготавливая игрушки, обучающиеся вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, очень схожую с игровой, которая ещё недавно была ведущим видом деятельности. Поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счёт бисеринок что, несомненно, развивает мышление. На занятиях кружка обучающиеся приобретают необходимые трудовые умения и навыки.
- отличительные особенности программы – является деятельный подход к воспитанию и развитию средствами труда, где обучающиеся выступают в роли исполнителя своей работы. В данной программе большинство поделок из бисера на проволоке. Выбор проволоки, как основной материал. Работа с проволокой, в отличие от иголки с ниткой, позволяет за одно занятие выполнить работу от начала до конца.
- особенности организации образовательного процесса.
Возможна реализация программы с применением дистанционных технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
Видеоконференция на платформе ZOOM;
Чат (онлайн-консультация);
Видео-консультирование (WhatsApp, Skype)
Офлайн-обучение:
Мессенджер WhatsApp, ВКонтакте;
Электронная почта;
Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
Мастер-классы, презентации;
Видео-уроки;
Дистанционные конкурсы.
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
- адресат программы – Возраст обучающихся 6 – 18 лет. Это дети, которые прошли обучение по ознакомительный образовательной программе «Бусинка». Так же на базовую программу первого и второго года могут зачисляться обучающиеся не прошедшие ознакомительную программу по итогам выполнения практического задания.
- объём программы – общее количество часов необходимое для освоения базовой программы 360/240. Первый год обучения: 1 и 2 группа – 144 часа, 3 группа – 96 часов. Второй год обучения: 1 и 2 группа – 216 часов, 3 группа – 144 часа.
- формы обучения – очная, дистанционная.
- форма работы – групповая
- срок освоения программы – 2 года.
- режим занятий
Группы формируются с учетом потребностей заказчика (родителей, учащихся). Ребенок выбирает удобный для него режим: посещение занятий 3 или 2 раза в неделю. Для достижения цели урока, дети занимаются 1,5 часа подряд без перемены.
Вдистанционном режиме занятия проводятся согласно расписанию объединения: 2 раза в неделю по 40 минут и 3 раза в неделю по 40 мин.
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых обучающихся на основании собеседования.
Теория. Обучающиеся знакомятся с программой обучения, расписанием занятий в объединении, техникой безопасности.
Тема № 2 «Бисер и проволока».
Теория. Обучающиеся вспоминают предметы и инструменты, необходимые для плетения бисером. Знакомятся с новыми, более сложными видами плетения на проволоке.
Практика. Работа с новыми видами плетения. Изготовление простых фигурок с помощью игольчатого, французского, параллельного и встречного плетения.
Тема №3 «Плоские фигурки».
Практика. Изготовление плоских фигурок: пчела, медвежонок, петух, кот, божья коровка, стрекоза и другие.
Тема № 4 «Объёмные фигурки».
Практика. Изготовление объёмных фигурок: баран, корова, коза, курица и другие.
Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучения необходимо: компьютер с подключением к сети интернет и веб-камерой, видеокамера для записи офлайн видео-урока, соответствующее программное обеспечение для реализации телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.
2.3 Формы аттестации
Годовая аттестация:
Форма аттестации - выставка детских работ в учреждении по истечении срока реализации программы. В режиме дистанционного обучения – фото отчёт.
Форма фиксации - контрольный лист с результатами в виде: зачет «+», либо незачет «-» (Приложение № 2)
Итоговая аттестация:
Форма аттестации - выставка детских работ в учреждении по истечении срока реализации программы. В режиме дистанционного обучения – фото отчёт.
Форма фиксации - контрольный лист с результатами в виде: зачет «+», либо незачет «-» (Приложение № 3)
Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсия, выставка (посещение и участие), «творческие посиделки» (праздники, конкурсы), различного вида беседы.
Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Наша цель – заинтересовать обучающегося и увлечь его в мир бисероплетения, используя в работе различные журналы, книги, материал, взятый из Интернета.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала), групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов для выставки.
От начала к концу обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения изделий по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение. По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов.
3. Список литературы.
Белякова О.В. Сказочный мир бисера/ О.В.Белякова. – Ростов н / Д: Владис, 2010. – 112с.
Сладкова, О.В. Забавные фигурки/ О.В.Сладкова.- М.: Астрель, 2011.- 112с.: ил.
Фигурки из бисера / авт.-сост. Н.В.Белов. – Минск: Харвест, 2009. – 144с.: ил.
Гийом Дюшен Поделки из бисера: Растения и животные: Новая техника плетения /Пер. с фран. – М.: Издательская группа « Контэнт», 2015. – 64с.; цв. ил.
Стольная Е.А. Цветы и деревья из бисера. Изд. 8-е. – М.: Мартин, 2014. – 128с., ил.
Шнуровозова Т.В. Цветы и фигурки из бисера / Т.В. Шнуровозова. – Ростов н / Д: Владис, 2009. – 192с.: ил. – (Умелые руки).
Интернет ресурсы:
сервисы Яндекс;
мессенджер WhatsApp;
Нормативные документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» - учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.
Приложение № 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творчества
ПЛАН
воспитательной работы
в объединении «Бусинка»
на 2020-21 учебный год
№
месяц
Наименование мероприятия
Форма проведения
1.
сентябрь
Родительское собрание
собрание
2.
сентябрь
Мы выбираем жизнь!
беседа
3.
октябрь
Правила пожарной безопасности
круглый стол
4.
ноябрь
Экскурсия в Храм
экскурсия
5.
декабрь
Интернет - зависимость
беседа
6.
январь
Берегите природу
конкурс
7.
февраль
Кущевская в годы ВОВ
беседа
8.
март
Сказочные эстафеты
соревнования
9.
апрель
Терроризм – угроза обществу
круглый стол
10.
май
Родительское собрание
собрание
11.
май
Бессмертный полк
акция
Приложение № 2
Годовая аттестация по изучению разделов и тем программы
«Бусинка» базового уровня 1 год обучения
Дата проведения: Тема для контрольного урока: Изделия из бисера.
Контрольный урок проводится по завершению пройденных тем. Форма контроля – выставка работ. Способы оценки: зачет «+», не зачет «-».