Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, а также на основе авторской программы по бурятскому языку С.Ц. Содномова, Р.С.Дылыковой, Б.Д.Содномовой.
Младший школьный возраст отличается общительностью и эмоциональностью. У них интенсивно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Формируется способность к словесно-логическому мышлению, рассуждению. Их внимание приобретает относительно устойчивый характер, тем не менее их способность к волевому усилию и адекватной самооценке еще недостаточно развита. У детей этого возраста велик интерес к чтению, рассказов с острой и занимательной фабулой, к сказкам, научно-познавательной литературе. Им интересны знания об окружающем мире, поэтому важно пробудить в них любознательность, познавательную активность. Они восприимчивы и запоминают то, что вызывает непосредственный эмоциональный отклик.
В свою очередь, изучение бурятского языка способствует развитию речевых способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на русском языке, также изучение бурятского языка позволяет расширить словарный запас младшего школьника на русском языке за счет заимствованных слов.
Одним из приоритетов начального образования признается развитие личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности - учебно-познавательной, практической, социальной. Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения бурятского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями учебно-познавательного характера. Деятельностный характер курса позволяет сочетать речевую деятельность на бурятском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и т. п.), осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки.
Обучение бурятскому языку на начальном этапе обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими этапами. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Дата |
предметные | метапредметные | личностные |
Повторение |
1 | Знакомство с учебником «Бурятский язык». | Урок повторения | Расширение круга знаний о лексике, фонетике, орфографии, словообразовании, морфологии, синтаксису, культуре речи. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; коммуникативные:Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Регулятивные: постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
2,3 | Предложение. | Урок повторения | Повторить понятия о слове, предложении, тексте. Обобщить знания о предложении, уметь распознавать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Уметь видеть обращение в устной и письменной речи. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
4,5 | Главные и второстепенные члены предложения. | Урок развития речи | Уметь распознавать главные и второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных ценностей | |
6 | Диктант по теме «Повторение изученного» | Урок контроля знаний и умений | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
Имя существительное |
7, 8 | Части речи. | Урок повторения | Уметь распознавать самостоятельные и служебные части речи. Уметь распознавать существительное, определять род имен существительных | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
9,10 | Падежные окончания, оканчивающиеся на согласную букву. | Урок усвоения новых знаний | Уметь определять падеж имен существительных | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | |
11, 12 | Падежныеокончания, оканчивающиеся на а,о,э, 2-3 согласные. | Урок усвоения новых знаний. | Знать особенности имен существительных изменения по падежам. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | |
13 | Падежные окончания, оканчивающиеся на дифтонги, на долгую гласную. | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности изменения имен существительных. Уметь определять падеж; выделять главные члены предложения. |
14 | Именительный падеж | Урок усвоения новых знаний | Формировать представление об именах существительных в именительном падеже, о признаках этого падежа | Познавательные: использовать знаково- символические средства; Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
15 | Родительный падеж | Урок усвоения новых знаний | Формировать представление об именах существительных в родительном падеже, признаках этого падежа. | Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные:ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
| |
16 | Дательный падеж | Урок усвоения новых знаний | Формировать представление об именах существительных в дательном падеже, о признаках этого падежа | Познавательные: использовать знаково- символические средства; Коммуникативные: анализинформации,аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила; | . | |
17 | Винительный падеж | Комбинированный | Формировать представление о винительном падеже имен существительных, признаках этого падежа | Познавательные: использовать знаково- символические средства; Коммуникативные: анализинформации,аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила. |
| |
| Правописание падежных окончаний имен существительных, оканчивающихся на согласную н | Комбинированный | Формировать представление о падежах именах существительных, развивать умение распознавать падеж имен существительных, совершенствовать умение составлять предложения. | Познавательные: использовать знаково- символические средства; Коммуникативные: анализинформации,аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила. | | |
18 19 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности имен существительных в творительном и предложном падеже; уметь определять падеж; отрабатывать приемы распознавания падежей | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила; Познавательные: использовать знаково- символические средства; Коммуникативные: анализинформации,аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | |
20 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. | Урок закрепления новых знаний | Знать падежи; уметь распознавать падеж имен существительных | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | |
21 | Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен» | Урок контроля знаний и умений | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания | познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
22 23 | Послесловие | | Уточнить представление учащихся о предлоге, их роли в словосочетании и в предложении. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. | | |
24 | Контрольный диктант за первое полугодие | Урок контроля знаний и умений | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
25 | Местоимение как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности местоимения как части речи, уметь распознавать местоимения среди других частей речи | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | |
26 | Изменение местоимений по лицам | Урок усвоения новых знаний | Знать правописание местоимений; определять лицо, число и род местоимений, уметь изменять местоимения по падежам | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | |
27 | Изменение личных по числам. | Урок усвоения новых знаний | Уметь раздельно писать местоимения с предлогами; определять число местоимений. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | |
28 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | Урок контроля знаний и умений | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания
| Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: постановка учебной задачи; | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
29 | Роль глаголов в языке | Урок усвоения новых знаний | Уметь распознавать части речи, рассказывать о глаголе как части речи по плану | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения
| Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
30 31 | Изменение глаголов по временам | Урок усвоения новых знаний | Уметь точно употреблять в речи глаголы, правильно определять время глагола. | | |
32. | Изменение глаголов по временам. | Урок усвоения новых знаний | Уметь образовывать разные временные формы глагола |
33. | Спряжение глаголов. 1 лицо глаголов. | Урок усвоения новых знаний | Уметь спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, определять лицо и число глаголов |
34 | 2-е лицо глаголов | Урок усвоения новых знаний | Уметь писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа |
35 36 37 | Правописание частицы в глаголах. | Урок закрепления новых знаний | Уметь правильно писать частицы в глаголах | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; | | |
38 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Урок контроля знаний и умений | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
Имя прилагательное |
39 40 | Имя прилагательное как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Определять части речи | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; регулятивные:постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
41 42 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. | Урок усвоения новых знаний | Уточнить и углубить представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
43 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь распознавать число имен прилагательных, правильно писать окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
44 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля знаний и умений | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Регулятивные:сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
45 46. 47. | Общие сведения об имени числительном. Порядковые, простые, составные числительные | Урок усвоения новых знаний | Роль числительных в речи, правильное употребление их в устной и письменной речи | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | |
48 49 50 51. | Наречие как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Роль наречий в речи, правильное употребление их в устной и письменной речи. |
52 | Диктант по теме «Наречие» | Урок контроля знаний и умений | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания. |
53 | Однородные члены предложения, запятая, союзы в предложениях с однородными членами предложения | Комбинированный | Находить в предложении однородные члены предложения. | Познавательные: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | |
54 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Комбинированный | Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью союзов. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | |
55 56 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Комбинированный | Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами. | Регулятивные: сличение способа действия и его результата с данным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качеств и уровня усвоения | |
57 58 | Типы текстов Монолог, диалог. | Комбинированный | Уметь отличать типы текстов, определять тему и основную мысль текста | Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция; Регулятивные:выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качеств и уровня усвоения. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
59 | Контрольный диктант «Однородные члены предложения» | Урок контроля знаний и умений | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания. |
| | | |
Повторение |
60 | Язык. Речь. Текст | Урок обобщения и систематизации знаний | | Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; Регулятивные: сличение способа действия и его результата с данным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качеств и уровня усвоения | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | |
61 | Предложение и словосочетание | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь различать виды предложений выделять словосочетания из предложений | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | | |
62 | Предложение и словосочетание | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать признаки однородных членов предложения, уметь находить главные и второстепенные члены предложения, распознавать однородные члены предложения | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | | |
63 | Предложение и словосочетание | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать признаки распространенных и нераспространенных, простых и сложных предложений, находить главные и второстепенные члены предложения | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | | |
64 | Лексическое значение слова | Урок обобщения и систематизации знаний | Закреплять представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | | |
65 | Части речи | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь распознавать части речи и правильно их употреблять, распознавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание | Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; Регулятивные: сличение способа действия и его результата с данным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качеств и уровня усвоения | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | | |
66 | Части речи | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь распознавать части речи и правильно их употреблять, распознавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | | |
67
68. | Итоговый контрольный диктант | Урок контроля знаний и умений | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | | |
Анализ контрольного диктанта. Повторение | Урок повторения и обобщения | Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе, повторить изученное |