Материалы:Бумага для эскизов, Бумага (формат А3), графический карандаш, ластик. Цветные карандаши или фломастеры для работы над колоритом композиции.
Ожидаемые результаты
Учащиеся закрепят навыки в работе над декоративной композицией, преобразованием реалистичных форм в декоративные.
Требования к работам
Композиционно организованный, декоративно продуманный (место узоров на птице) эскиз на тему «Птица Веснянка». Начало работы над линейным рисунком на формате А3.
ХОД УРОКА
Вступительная часть.
Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь на рабочие места. Готовим простые карандаши и ластики.
Сегодня мы поговорим о прекрасной весне, а именно о вестниках весны. Кого так называют? (Ласточки!) а почему? (прилетают к нам весной). А какие ещё птицы зимуют в другом месте, а к тёплому времени года прилетают к нам? (грачи, стрижи, ласточки, жаворонки, скворцы, соловьи, зяблики, дрозды, журавли и пр.) .
Замечательно! Но сегодня мы не будем изображать какой-то определённый вид птиц, а с помощью своей фантазии перенесём на бумагу придуманную птицу-веснянку, птицу, которая летит к нам из тёплых краёв, несёт с собой весну, солнце, радость.
Берём карандаш, чётко, внятно подписываем свои работы на оборотной части листа.
Основная часть
Теоретическая часть
Итак, вы подписали свои работы. Что мы должны сделать, прежде чем снова браться за карандаш (подумать, пофантазировать, что мы хотим изобразить, какого размера в листе будет главный персонаж, какое пространство будет вокруг, в каком движении будет птица). Кто является главным персонажем в нашем рисунке? (Птица) а что может быть второстепенным? (деревья, реки, другие птицы...).
Хорошо, ребята, поскольку наша птица является воплощением нашей фантазии, ее оперение будет волшебным, придуманным, мы можем его украсить, как угодно, но обязательно в соответствии с темой весны. Какими элементами мы будем украшать нашу композицию, чтобы было ясно, что птица несёт с собой весну. (Цветы, листья, солнце).
А теперь давайте решим задачу. Перед нами два варианта листочка (Педагог рисует на доске реалистичный, с дырочками, неровным краем, асимметричный лист и второй, симметричный, упрощённый, «идеальный» вариант). Скажите, пожалуйста, чем отличаются эти листочки? Какой из них встречается в природе? А какой проще будет повторить несколько раз?
Любой предмет мы с помощью своей фантазии можем преобразить: усложнить или упростить. Сделать декоративным. Вспомним ли мы с вами, что означает слово «декор» ? (украшать). Для того, чтобы превратить реальный предмет в украшение, его изменяют, добавляют какие-то элементы или наоборот убирают, изменяют форму тоже в сторону усложнения или упрощения (демонстрация на доске педагогом и учащимися декорирования листочка).
Наша задача -украсить птицу. Может ли один преображённый нами элемент служить украшением птицы? (да) Педагог приводит пример на доске, просит ребят предложить свой вариант. А могут ли несколько элементов стать украшением, декором? ( да) Как будет называться такая последовательность украшений, узоров? (Орнамент) Замечательно! Итак, выбираем элемент, преображаем его в декоративный узор и узорами или сложенным из них орнаментом украшаем саму птицу, а также размышляем о пространстве в котором она находится и о том как декорировать, то есть украсить само это пространство.
Начинаем работу над эскизами. Кто скажет, что такое эскиз и для чего он нам нужен? (подготовительный рисунок, своеобразный черновик, на котором художник продумывает разные варианты будущей картины и выбирает наиболее удачный).
Процесс работы над эскизами. Утверждённые эскизы переносятся на формат А3. Педагог напоминает, о правилах перенесения эскизов (соответствие размеров).
Индивидуальная работа с учащимися. Вынесение на обсуждение общих затруднений.
Ребята, кто завершил работу над эскизом и перенёс эскиз на лист, мы также должны тщательно продумать цветовую гамму работы, выбрать цвета, ассоциирующиеся с весной (зелёные, голубые, синие, жёлтые, охристые, розовые, коричневые, серые).( Как вариант, можно предложить ребятам подумать над определениями для птицы-веснянки: назвать ее нежной, радостной и др. и подумать с какими цветами у ребят ассоциируются эти чувства, это настроение). Выберите себе 5-6 цветов и поработайте цветом на эскизе. (цветными карандашами). На следующем занятии на большом формате мы будем работать акварелью (но цвета будем использовать как на вашем эскизе).
Индивидуальная работа с учащимися.
Ребята, перед завершением занятия, давайте организуем небольшую выставку на промежуточном этапе работы. Поищем общие ошибки и постараемся их исправить.
Просмотр работ в конце класса. Рекомендации педагога, комментарии учащихся к своим работам и выступление желающих с корректными замечаниями и указанием на положительные стороны работы.
Продолжение работы над композицией.
Спасибо большое за урок, ребята, кладем материалы и ваши работы на свои места, приводим в порядок рабочее место, задвигаем стулья. До новых встреч!