kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа по краеведению Калининградской области.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта программа позволит детям глубже узнать историю города Калининграда, историю края, памятники,  раскроет некоторые тайны из прошлого. Целью создания программы послужит формирование у учащихся познавательного интереса  к памяникам культуры, к достопримечательностям края, развитию творческих способностей путем исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по краеведению Калининградской области. »



























Рабочая программа


«Краеведение»

2»В» класс. Учитель: Рахманова И. Е.







Пояснительная записка к программе краеведение



1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны.

В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей Калининградской области, растительным и животным миром, водными ресурсами региона. Узнают так же о полезных ископаемых, экологическом здоровье края, о памятниках истории и культуры, а так же совершат заочные путешествия по основным городам Калининградской области.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

2. Цели и задачи программы.


Цели:

- формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае;

- изучение истории города Калининграда, Калининградской области, его искусства через судьбы знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т. д.; создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребёнка и в достижении им определённого уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры находящихся под охраной Юнеско.

- пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде;

- привлечь внимание учащихся к экологической проблеме края.





Задачи:

Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;

Формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;

Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа);

Формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.


Организация достижения целей:

Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;

Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).


При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:

События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;

Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;

Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.


3. Методы и формы работы.


Для облегчения понимания материала детьми в процессе обучения предлагаются игровые формы.

На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра, конференция и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои выводы.

Занятия предусматривают получение знаний не только на специальных занятиях внеурочной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий и нацелено на общее развитие ребят, на развитие наблюдательности, внимания.


4. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы





Личностные универсальные учебные действия:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа.


Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.


Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.








Что должны знать учащиеся к концу курса:

- где расположена наша область, какие полезные ископаемые, растении, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю области, названия городов области, их местонахождение, историю родного города, его достопримечательности, основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны региона, на примере Куршской косы.





Список используемых источников:



  1. Амозова Е.Е. Перспективы развития Виштынецкого рекреационного района. – Калининград, 2001.

  2. Баринова Г.М Эколого-географический предпосылки создания Виштынецко-Сувалской охраняемой территории. // Экологические проблемы Калининградской области и Юго-Восточной Балтики: Сб. науч. тр./ Калинингр. ун-т.- Калининград, 1999. – С.25-30.

  3. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1985.

  4. Вуаулина В.Д. Наш край: Калининградская область.: Пособие по краеведению для среднего школьного возраста. – Калининград: Янтарный сказ, 1998.

  5. Виштынецкое озеро: природа, история, экология.: научное издание/ В.В. Орленок; Калининградский государственный университет., - Калининград, Издательство КГУ, 2001.

  6. Государственный Комитет по охране окружающей среды Калининградской области 1988-1998: Научное издание/ Госкомэкология РФ. – Ольштын: Варминска, 1998.

  7. Заповедники и национальные парки России. – М.:ЛОГАТА, 1998.

  8. История западной России: Рабочая тетрадь для школьников. 6-7 классы / Сост. Г,В, Кретинин, Под ред. Клемешева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.



  1. Краснов Е.В. Экология Калининградской области: Учебное пособие.– Калининград: Янтарный сказ, 1998.

  2. Кретинин Г.В. История западной России : Учебник. 6-7 классы/ Под редакцией А,П, Клемешева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  3. Куршская коса – Государственный природный национальный парк. / Дарьялов А.П., Справочное издание, Калининград: Калининградская правда, 1994.

  4. Куршская коса: растения на песке / Алянскене С., Справочное издание. – Клайпеда: Спаудос практика, 2001.

  5. Литвин В.М., Дедков В.П. Природные ресурсы Калининградской области. – Калининград: Янтарный сказ, 1999.

  6. Памятники природы и другие особо охраняемые территории Калининградской области.: очерки природы/ В.М. Литвин, Справочное издание. – Калининград: Калининградская правда, 2003.

  7. Потемкина Т.А., Тамбовкина Т.Ю. Немецкий язык: от простого к сложному: учебное пособие кн. 1. – Калининград: Янтарный сказ, 1998.

  8. Схема охраны природы Калининградской области./ Цыбин Ю.А.- Калининград: Издательство TENAX MEDIA, 2004.

  9. Хупфер П. Балтика – маленькое море, большие проблемы / Перевод с нем. – М,, Гидрометеоиздат, 1982.
















Календарно-тематическое планирование по курсу краеведения



№ урока

Тема урока( дата)

Кол-во уроков

Оборудование

Домашнее задание

Программное содержание


1

Где расположена наша область? Как найти ее на карте?

2

Карта запада России, карта калининградской области, дополнительная литература, доска.

Уметь найти и показать область на карте,

Познакомить учащихся с особенностями Калининградской области, научить находить ее на карте

2

Немного истории.

2

Презентация мультимедиа, дополнительная литература.

Составить историческую справку – схему.

Предоставить учащимся краткую историческую справку края.

3

«Таинственная жизнь крепостей». (библиотека)

2

Презентация мультимедиа, фотографии, дополнительная литература.


Дать сравнительную характеристику замков области и Польши.

4

Балтийское море - наше сокровище.

2

Изображения балтийского моря, фотографии, карта-схема побережья, дополнительная литература, доска. Презентация мультимедиа.

Нарисовать море, написать о своем отношение к морю.

Познакомить учащихся с особенностями и значением Балтийского моря

5

Почвы области, какие они?

2

Презентация мультимедиа. Карта области, дополнительная литература.

Информация.

Дать представление о почвах области, рассказать, что на них растет.

6

Куршская коса(экскурсия)

2

Изображения балтийского моря, фотографии, карта-схема побережья, дополнительная литература.

Информация о животных и растениях косы (индивидуальные задания).

Совершить экскурсию на косу, познакомить с ее особенностями.

7

Флора и фауна Куршской косы.

2

Презентация мультимедиа, фотографии, дополнительная литература.


Дать представление о животных и растениях косы.







8

Видео викторина. «Что мы узнали о нашем крае?»

2

Иллюстрации,

Презентация мультимедиа.


Проверить уровень усвоения знаний.


10

Животный мир.

2

Презентация мультимедиа. иллюстрации леса, фотографии животных, доклады.

Интересная информация

Дать представление о животных области. .

11

Растительный мир области.

2

Карточки дополнительная литература, иллюстрации, Презентация мультимедиа

Интересная информация

Познакомить с растениями края.

12

Реки нашего края. Река

2

Презентация мультимедиа. Карта области, дополнительная литература.

Нанести на карту реки. Индивид. Зад.

Дать представление о реках региона и их значении, учить работать с картой.

13

Озера области. Озеро Виштынец

2

Презентация мультимедиа. Карта области, фотографии озер, иллюстрации Виштынецкого озера.

Индивидуальные задания

Познакомить учащихся с видами озер, с особенностями оз. Виштынец, учить работать с картой.

14

Практическое занятие. Работаем с картой.

2

Карты, дополнительная литература.


Продолжать учить работать с картой.

15

Что еще мы знаем? Урок – обобщение.

2

Презентация мультимедиа .Дополнительная литература, фотографии, иллюстрации.

Повторение

Закрепить изученный материал.

16

Урок – игра. «Брей – ринг».

2

Презентация мультимедиа. Раздаточный материал: карточки, кроссворд


Проверить уровень усвоения знаний.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Авторская программа по краеведению Калининградской области.

Автор: Рахманова Ирина Евгеньевна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124502


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства