Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Ручной труд» для 3 класса»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ставропольского края
Администрация Новоалександровского городского округа
МОУ СОШ№12
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
________________________
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Протокол №1 от «28» 08.2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________________
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Протокол № 1 от «29» 08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директора
________________________
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Приказ № 406 от «30» 08.2023 г
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Ручной труд»
для учащегося 3 класса (Вариант I)
_______________________________
Срок реализации: 1 год
Основное (общее) образование
34 часа
2023-2024 учебный год
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Составила: _______________
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
г. Новоалександровск 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУСОШ №12 на 2023-2024 учебный год; с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.М. Щербаковой «Ручной труд», под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Программа ориентирована на учебник: Л.А. Кузнецова Ручной труд 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018
Настоящая программа составлена на 34 часа и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения, является программой базового уровня обучения. На изучение предмета «Ручной труд» в 3 классе отводится 1 час в неделю.
Ручной труд играет огромную роль в развитии ребенка и создает благоприятные условия для его обучения и воспитания. Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемые резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Основная цель изучения данного предмета на I этапе обучения заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Исходя из основной цели, задачами обучения ручному труду являются:
-формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
-расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
-расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
-формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
-формирование интереса к разнообразным видам труда;
-развитие познавательных психических процессов;
-развитие умственной деятельности;
-развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
-развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;
-формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности;
Решение поставленных задач позволяет корригировать интеллектуальные и физические недостатки у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных особенностей путем систематического и целенаправленного совершенствования восприятия, формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения зрительно-двигательной координации, ручной моторики.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю, 0,5 ч на индивидуальное обучение, 0,5 ч на самостоятельное обучение).
Планируемые результаты
Предметные результатыАООП по ручному труду включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по ручному труду определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 3 классе:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
-знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с помощью учителя;
-знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
-знать правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
-знать виды трудовых работ;
-знать основные приёмы работы, выполнять их с помощью учителя;
-выполнять простые инструкции учителя;
-отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
-знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать их, использовать их с помощью учителя;
-анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;
-использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя;
-оценивать свою работу с помощью учителя;
-осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.
-знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;
-знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
-знать виды трудовых работ;
-отвечать на простые вопросы;
-выполнять простые инструкции учителя;
-знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и использовать их;
-знать основные приёмы работы, выполнять их с помощью учителя;
-знать правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
-анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;
-использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя;
-оценивать свою работу с помощью учителя;
-осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП в 3 классе относятся:
-формирование представления о себе;
-формирование представлений о собственных возможностях;
-овладение начальными навыками адаптации в новом социальном пространстве;
-овладение элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия;
-формирование способности к принятию социального окружения, формирование умения определить свое место в нем, принятие ценностей и социальных ролей, соответствующих индивидуальному развитию ребенка;
-формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, чувств;
-формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
-формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе;
-положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Регулятивные базовые учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями(инструментами)
-организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
-оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание учебного предмета.
Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда (1 час)
Работа с природными материалами (5 часов)
Виды природных материалов. Свойства природных материалов (цвет, форма, величина, поверхность гладкая или шероховатая, изменение цвета в связи с сезонными изменениями летом и осенью). Виды работ с природными материалами. Приёмы соединения деталей: с помощью клея, пластилина, заострённых палочек. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, скорлупой грецкого ореха.
Работа с бумагой и картоном (11 часов)
Сорта бумаги и их назначение: бумага для печати (журнальная, газетная, книжная), для рисования (рисовальная), для письма (писчая), гигиеническая (салфеточная). Виды работы с бумагой и картоном. Приёмы работы с бумагой и картоном: разметка по шаблону, обрывание бумаги, смазывание деталей клеем. Организация рабочего места при работе с бумагой. Историко-культурологические сведения (применение масок в глубокой древности и в настоящее время; кокошник, его назначение; шлем, его назначение).
Виды работы с бумагой:
- аппликация из бумаги;
- окантовка картона полосками из бумаги;
- изготовление изделий из складной бумаги;
- изготовление изделий из деталей, вырезанных по шаблону, полушаблону;
- изготовление объёмных изделий из картона;
- конструирование объёмных игрушек из бумаги на основе геометрических тел.
Приёмы работы с бумагой:
-обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;
- резание ножницами;
- смазывание деталей клеем для их соединения;
- разметка;
- разметка по шаблону;
- сгибание, перегибание;
- нанесение на бумагу рицовки по линейке.
Работа с проволокой (3 часа)
Элементарное понятие о проволоке. Применение проволоки в изделиях. Виды проволоки: медная, алюминиевая, стальная. Свойства проволоки. Инструменты, применяемые при работе с проволокой. Организация рабочего места при работе с проволокой. Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание руками волной, в кольцо, спираль, намотка руками на карандаш.
Получение деталей изделия (лапки паука), букв.
Работа с древесиной (3 часа)
Элементарные сведения о древесине, о применении древесины в строительстве, в промышленности (изготовление дверей, мебели, музыкальных инструментов, школьных принадлежностей, столярных инструментов, детских игрушек, бумаги). Понятия "дерево" и "древесина", их различие. Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями: ломание руками, зачистка напильником, наждачной бумагой, пиление. Инструмент для обработки древесины ручным способом - столярная ручная пила (ножовка). Экскурсия в столярную мастерскую. Опилки. Краткие сведения о применении опилок в промышленности. Применение опилок в изготовлении поделок (аппликаций). Технология изготовления аппликации из древесных опилок. Организация рабочего места при работе с древесными опилками.
Изготовление колышков для растения, изготовление аппликации из древесных опилок.
Работа с текстильными материалами (11 часов)
Применение ниток в работе. Виды работы с нитками: наматывание на катушки и на картон, сматывание в клубок, сшивание деталей из ткани, пришивание пуговиц, вышивание.
Завязывание узелка на нитке. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами. Правила обращения с иглой. Виды ручных стежков и строчек: строчка прямыми стежками, строчка косыми стежками, строчка прямого стежка в два приёма, строчка косого стежка в два приёма.
Выполнение строчки прямыми стежками, сшивание двух кругов, выкроенных из ткани, прямыми стежками, выполнение строчки косыми стежками на бумаге в клетку по проколам, изготовление закладки из фотоплёнки, сшивание деталей изделия строчкой косого стежка, изготовление прихватки.
Ткань. Что необходимо для изготовления ткани. Виды работы с тканью, инструменты и приспособления, необходимые для работы с тканью: утюг, ножницы, игла, нитки, булавки, шаблоны. Последовательность раскроя деталей из ткани.
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения тестов, соотносятся с оценками:
- «отлично» -5, если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - 4, если обучающийся выполнил от 51% до 65% заданий;
- удовлетворительно» -3, если обучающийся выполнил от 35% до 50% заданий.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Количество часов на индивидуальное обучение
Количество часов на самостоятельное изучение
Дата
Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. (1час)
1
1.
Материалы, инструменты, используемые на уроках ручного труда. Правила обращения с ножницами и с иглой
1
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной среды;
1
Работа с природными материалами. (3 часа)
2.
Виды природных материалов. Виды работы с природными материалами.
1
Умение ориентироваться в пространстве; умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
1
3.
Изготовление аппликации из засушенных листьев "Птица".
1
1
4.
Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов "Рыбки".
1
1
Работа с бумагой и картоном (2часа)
5.
Сорта бумаги, виды и приёмы работы с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги "Медвежонок и ёлочка".
1
Уметь делать рациональную разметку по шаблону и линейке. уметь смазывать клеем бумагу по всей поверхности при склеивании и окантовочные полосы.
1
6.
Окантовка картона полосками бумаги. Изготовление картины на окантованном картоне.
1
1
Работа с проволокой. (2часа)
7.
Применение проволоки в изделиях, ее свойства. Инструменты, используемые при работе с проволокой. Правила обращения с проволокой.
1
Умение выполнять элементарные работы с проволокой.
1
8.
Приёмы работы с проволокой: сгибание руками волной, в кольцо, в спираль, на карандаш.
1
1
Работа с природными материалами. (2часа)
9.
Работа с природными материалами. Изготовление объёмных изделий из природных материалов. Приёмы соединения деталей.
1
Умение соединять детали изделия из природного материала с помощью клея, пластилина, проволоки, ниток, палочек; соблюдать пропорции.
1
10.
Приёмы работы с пластилином. Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы.
1
1
Работа с проволокой. (1час)
11.
Изготовление из проволоки букв л,с,о,в.
1
Умение выполнять элементарные работы с проволокой
1
Работа с бумагой и картоном. (5часов)
12.
Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Изготовление складной гирлянды из цветной бумаги.
1
Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.
Объёмные изделия из картона. Коробка. Назначение и форма коробок.
1
Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
1
28.
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Изготовление коробки с помощью клапанов.
1
1
Работа с текстильными материалами. (4часа)
29.
Виды ручных стежков и строчек. Выполнение строчки прямого стежка в два приёма на бумаге в клеточку.
1
Умение сшивать изделие по краям;
умение ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя;
1
30.
Выполнение косого стежка в два приёма "зигзаг" по краю изделия.
1
1
31.
Выполнение косого стежка в два приёма "крестик" по поверхности.
1
1
32.
Изготовление закладки с вышивкой.
1
1
Работа с бумагой и картоном. (2часа)
33.
Конструирование объёмных игрушек из бумаги на основе геометрических тел.
1
Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.
1
34.
Изготовление из бумаги матрёшки.
1
1
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
Базовый учебник:
Технология. Ручной труд. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы / Л.А. Кузнецова.:- М.: Просвещение, 2018
Литература для учителя:
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа – Пресс, 2014. – 416 с.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство, физ. культура, ручной труд, музыка и пение). Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с., ил.
Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с., [8] вкл. л.
Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.
Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2009. – 152 с.
Путем творчества. Страничка жизни и опыта одной экспериментальной школы: Сборник статей. / Под ред. проф. В.П. Кащенко. – М.: Типография «Продпуть», 2012. – 58 с.
Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч.2. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 270 с.
Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2009
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: игры и фокусы с бумагой. СПб., 2004 г.
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 2008 г.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.,2002 г.
Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 2006 г.
Гусакова М.А. Аппликация. М., 2007 г.
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.,
Коррекционная работа во вспомогательной школе. Л.,2008 г.
Лапшин В. А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 2010 г.
Лиштван З.В. Конструирование. М., 2011 г.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход у учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 2010 г.
Новикова Е.Б. Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения детей. Журнал «Воспитание и обучение», №5, 2007 г.- с.41.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под редакцией В.Г. Петровой. М., 2006 г.
Павлова Н.Т. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М.,1988.
Пасынок Ю. Ю. Составление рабочей программы. Журнал « Управление начальной школой». №9/сентябрь, 2009 г.- с.33.
Петрова И.М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003 г.
http://pedmir.ru- издательство СМИ «Педагогический мир»
www.viki.rdf.ru
http://all-origami.ru/
http://ru.wikipedia.
http://www.librero.ru/
Литература для учащихся:
Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 2006. – 79 с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 2005. – 144 с.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.
Литература для родителей:
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,
Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры //Нач. школа. – 2008. - № 11/12. – С. 25-32.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.
Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». / Под ред. А.И. Шустова, - изд. 3-е, пер. – М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2005. – 175 с.
Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. – 2001. - №4. – С. 3-7.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // «Дошкольное воспитание», 2005, №10.
Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 2010. – 144 с.
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с., ил.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
3 класс
Диагностическое тестирование за I четверть.
Тема: «Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Работа с бумагой.
Работа с проволокой».
Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по ручному труду на конец I четверти . Проследить динамику обученности.
Достаточный уровень.
1) Вырезать по пунктирным линиям карточки с изображением материалов и инструментов. Правильно разложить их на рабочем месте. Определить виды работ, где они используются.
2). Из каких сортов бумаги сделаны эти изделия? Вырезать по пунктирным линиям карточки с изображениями изделий и разложить их в графы в соответствии с сортами бумаги.
3) Начертить линию длиной 16 см. Отмерить и отметить на ней 6 см, 4см, 6см. Приложить к линии проволоку. Ручкой перенести разметку на проволоку. Сделать из проволоки букву В.
Минимальный уровень.
1). Назвать виды работ, где используются данные материалы.
2) Обвести елочку по шаблону и вырезать:
3). Из куска проволоки сделать буквы С, Л.
Диагностическое тестирование за II четверть.
Тема: «Работа с природными материалами. Работа с металлоконструктором.
Работа с бумагой и картоном».
Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по ручному труду на конец II четверти. Проследить динамику обученности.
Достаточный уровень.
1) Какие животные изображены на картинке? Из каких природных материалов они сделаны? Назвать вид работы (конструирование объемных изделий из природных материалов) и приемы соединения деталей.
2) Какой набор винтов и гаек необходимо иметь для сборки треугольника, а какой – для сборки квадрата? Собрать квадрат из металлоконструктора
3) Сделать три кольца, используя полушаблон, соединить их в цепочку:
Минимальный уровень.
Какие животные изображены на картинке? Из каких природных материалов они сделаны?
2). Какие инструменты используют для соединения деталей металлоконструктора?
Какой набор винтов и гаек необходимо иметь для сборки треугольника, а какой – для сборки квадрата?
3). Сделать кольцо для новогодней цепочки, используя полушаблон:
Диагностическое тестирование за III четверть.
Тема: «Работа с текстильным материалом. Работа с древесиной».
Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по ручному труду на конец III четверти. Проследить динамику обученности.
Достаточный уровень. 1) Назвать инструменты, которые нужны для работы с текстильным материалом.
Назвать ручные инструменты, которые нужны для работы с древесиной.
Самостоятельно выполнить обметочный шов с опорой на схему.
Самостоятельно пришить вешалку к готовой прихватке.
Минимальный уровень.
Выбрать и назвать только те инструменты, которые нужны для работы с текстильным материалом.
Рассказать правила ТБ при работе с текстильным материалом.
Назвать инструменты и материалы, которые необходимы при работе с древесиной.
Выполнить с помощью учителя обметочный стежок.
иагностическое тестирование за IV четверть.
Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по ручному труду на конец учебного года. Проследить динамику обученности.
Достаточный уровень.
Назвать правила ТБ при работе с бумагой и картоном.
Самостоятельно, или с минимальной помощью учителя, выполнить вышивание ручным стежком на ткани.
Самостоятельно собрать стол из элементов металлоконструктора.
Минимальный уровень.
Вспомнить основные правила техники безопасности при работе с ножницами, иголкой и нитками.
Выполнить с помощью учителя объемную открытку из бумаги и картона.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
Базовый учебник:
Технология. Ручной труд. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы / Л.А. Кузнецова.:- М.: Просвещение, 2018
Литература для учителя:
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа – Пресс, 2014. – 416 с.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство, физ. культура, ручной труд, музыка и пение). Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с., ил.
Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с., [8] вкл. л.
Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.
Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2009. – 152 с.
Путем творчества. Страничка жизни и опыта одной экспериментальной школы: Сборник статей. / Под ред. проф. В.П. Кащенко. – М.: Типография «Продпуть», 2012. – 58 с.
Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч.2. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 270 с.
Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2009
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: игры и фокусы с бумагой. СПб., 2004 г.
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 2008 г.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.,2002 г.
Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 2006 г.
Гусакова М.А. Аппликация. М., 2007 г.
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.,
Коррекционная работа во вспомогательной школе. Л.,2008 г.
Лапшин В. А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 2010 г.
Лиштван З.В. Конструирование. М., 2011 г.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход у учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 2010 г.
Новикова Е.Б. Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения детей. Журнал «Воспитание и обучение», №5, 2007 г.- с.41.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под редакцией В.Г. Петровой. М., 2006 г.
Павлова Н.Т. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М.,1988.
Пасынок Ю. Ю. Составление рабочей программы. Журнал « Управление начальной школой». №9/сентябрь, 2009 г.- с.33.
Петрова И.М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003 г.
http://pedmir.ru- издательство СМИ «Педагогический мир»
www.viki.rdf.ru
http://all-origami.ru/
http://ru.wikipedia.
http://www.librero.ru/
Литература для учащихся:
Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 2006. – 79 с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 2005. – 144 с.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.
Литература для родителей:
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,
Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры //Нач. школа. – 2008. - № 11/12. – С. 25-32.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.
Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». / Под ред. А.И. Шустова, - изд. 3-е, пер. – М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2005. – 175 с.
Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. – 2001. - №4. – С. 3-7.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // «Дошкольное воспитание», 2005, №10.
Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 2010. – 144 с.
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с., ил.