Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся 3 класса (Вариант 2) на 2024/25 учебный год»
ОБСУЖДЕНА И ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол №
« » августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом
от « » августа 2024г. №
Директор ______И.А. Карпенко
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся 3 класса (Вариант 2) на 2024/25 учебный год
Составитель:
Ширина Г.Ф.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программапо предмету «Музыка и движение» для обучающихся 3 класса с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана на основе:
- Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства Просвещения России от 24.11.2022 N 1026"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- приказа Министерства Просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». Перечень учебников, учебных пособий, используемых в учебном процессе ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 7" в 2024-25 учебном году;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7»;
- учебного плана государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 7»
- годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
Основная цель обучения предмету «Музыка и движение» детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение данной цели в процессе обучения предмету «Музыка и движение» предусматривает решение следующих основных задач:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
- обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
- реализация психокоррекционных возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные:
- интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах);
- умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах;
- умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий.
Особенностью уроков «Музыка и движение» является то, что в процессе их организации и проведения решаются задачи как музыкально – эстетического развития, так и коррекционно – развивающие.
Уроки «Музыка и движение» направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах деятельности (подпевании, танцах, музицировании, музыкально – дидактических и хороводных играх).
Учитель обучает учащихся разнообразным ритмическим движениям, соответствующим характеру звучания музыки: бег, ходьба по кругу, бег и ходьба с предметом, прыжки на месте, кружение и др. Учитель использует на уроках музыкальные игрушки, детские (самодельные) музыкальные инструменты. Учитель стимулирует учащихся к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. Это является основой социализации детей данной категории.
Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Учебный предмет «Музыка и движение» является основной частью предметной области «Искусство» и является частью учебного плана. На его изучение отведено 68 часа, 2 часа, 34 учебные недели.
Реализуется для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями, основной целью которого является - эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Содержание предмета «Музыка и движение» представлен основными разделами: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Определение характера музыки. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.
Пение.
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Подпевание повторяющихся интонаций припева песни.
Движение под музыку.
Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Выполнение под музыку действия с предметами. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку.
Игра на музыкальных инструментах.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте.
Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является индивидуальная работа при осуществлении дифференцированного подхода.
Календарно - тематическое планирование уроков по предмету
«Музыка и движение». 3 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Ориентировка в пространстве зала.
1
02.09
Построение в круг.
1
05.09
Построение в круг. Игры в кругу «Передай предмет по кругу».
1
09.09
Танец маленьких утят. Повторение простых движений за педагогом.
1
12.09
Танец маленьких утят. Повторение простых движений за педагогом.
1
16.09
«В траве сидел кузнечик». Муз.
1
19.09
«В траве сидел кузнечик». Инсценировка песни.
1
23.09
Осенний хоровод. Ходьба по кругу.
1
26.09
«Грустный дождик» Д. Кабалевский. Повторение простых движений за педагогом.
1
30.09
Ориентировка в пространстве зала. Ходьба в центре зала на носочках, на пяточках.
1
03.10
Ориентировка в пространстве зала. Ходьба под марш.
1
07.10
Весёлая полька. Муз. Ю. Слонова. Движение по кругу приставными шагами.
1
10.10
Весёлая полька. Муз. Ю. Слонова. Движение по кругу приставными шагами.
1
14.10
Русский танец «Калинка». Хороводный шаг.
1
17.10
Русский танец «Калинка». Притопы одной ногой, выставление ноги с носка на пятку.
1
21.10
Русский танец «Калинка». Хороводный шаг. Притопы одной ногой, выставление ноги с носка на пятку.
1
24.10
Игры под музыку. Повторение простых движений за педагогом.
1
07.11
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки на примере русских народных песен. Хлопки.
1
11.11
Игра на музыкальных инструментах. Бубен.
1
14.11
Игра на музыкальных инструментах. Барабан.
1
18.11
Слушание (различение) музыкальных инструментов: бубен, барабан.
21.11
Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах.
1
25.11
Слушание. «Дождик» - муз. и сл. О. Арсеневской.
1
28.11
«Дождик» - муз. и сл. О. Арсеневской. Повторение простых движений за педагогом.
1
02.12
Слушание. «Когда зимы пора придет» - муз. и сл. Н. Фукаловой.
1
05.12
«Когда зимы пора придет» - муз. и сл. Н. Фукаловой.Повторение простых движений за педагогом.
1
09.12
Слушание. «Новогодняя хороводная» - муз. А. Островского, сл. Ю. Леднева. Ходьба по кругу.
1
12.12
«Новогодняя хороводная» - муз. А. Островского, сл. Ю. Леднева.
Ходьба по кругу. Хороводный шаг.
1
16.12
«Новогодняя хороводная» - муз. А. Островского, сл. Ю. Леднева.
Хороводный шаг.
1
19.12
Игры под музыку. Повторение простых движений за педагогом.
1
23.12
«Под новый год» - муз. Т. Зарицкой, сл. Н. Шумлина.
1
26.12
«Лесной оркестр» - муз. и сл. Е. Курячий.
1
09.01
«Лесной оркестр» - муз. и сл. Е. Курячий.
1
13.01
Игра на музыкальных инструментах.
1
16.01
Игры под музыку. Повторение простых движений за педагогом.
1
20.01
«Танец с погремушкой» М. Картушиной.
1
23.01
«Танец с погремушкой» М. Картушиной.
1
27.01
Ориентировка в пространстве зала. Ходьба под марш.
1
30.01
«Солдаты маршируют» - муз. И. Арсеева. Выполнение простых движений за педагогом.
1
03.02
Игра на музыкальных инструментах. Бубен.
1
06.02
«Солдатский марш» - муз. Р. Шумана.
1
10.02
Ходьба под марш. Выполнение простых движений за педагогом.
1
13.02
Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах.
1
17.02
Слушание. Подснежник» - муз. П. Чайковского.
1
20.02
«Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского.
1
27.02
«Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского.
Выполнение простых движений за педагогом.
1
03.03
Игры под музыку. Повторение простых движений за педагогом.
1
06.03
«В стране игрушек» муз. В. Запольского, сл. В. Шумилина.
1
13.03
«В стране игрушек» муз. В. Запольского, сл. В. Шумилина. Выполнение простых движений.
1
17.03
«Веселый дождик» - муз. и сл. Е. Курячий.
1
20.03
«Веселый дождик» - муз. и сл. Е. Курячий.
Выполнение простых движений.
1
31.03
«На зеленой на лужайке» - муз. О. Комарницкой, сл. А. Прокофьева.
1
03.04
«На зеленой на лужайке» - муз. О. Комарницкой, сл. А. Прокофьева.
1
07.04
«Во поле береза стояла» - р.н.п.
1
10.04
«Во поле береза стояла» - р.н.п. Ходьба на носочках, на пяточках.
1
14.04
«Во поле береза стояла» - р.н.п. Хороводный шаг.
1
17.04
«А я по лугу» - р.н.п.
1
21.04
«А я по лугу» - р.н.п. выполнение простых движений.
1
24.04
«Веселые гуси» - укр. н.п.
1
28.04
«Веселые гуси» - укр. н.п.
1
05.05
«Тень – тень» - р.н.п., обр. В. Калиникова и др.
1
08.05
«Тень – тень» - р.н.п., обр. В. Калиникова.
1
15.05
Игра на музыкальных инструментах.
1
19.05
Игра на музыкальных инструментах.
1
22.05
«Солнечная песенка» - муз. Т. Бочковской, сл.Ю. Забутова.
1
26.05
«Песенка о дружбе» муз. и сл. Н. Головыриной.
1
«Песенка о дружбе» муз. и сл. Н. Головыриной.
1
Игры под музыку. Повторение простых движений за педагогом.