Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)»
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЛГ МАОУ «СОШ № 2»
________________
приказ от «31» августа 2021г. № 411-о
Адаптированная рабочая программа
(вариант 5.1)
учебного предмета
«Русский язык»
на 2021- 2022 учебный год
Общее количество часов по плану на учебный год: 136 часов
Количество часов в неделю: 4 часа
Класс: 2
Программа составлена на основании:
авторской программы Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой, Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной «Русский язык». Программыобщеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1—4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. — М.: Астрель, 2012. – С. 6 – 250 (Планета знаний).
Составитель программы: Ищенко Наталья Сергеевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Принято на заседании школьного методического объединения учителей,
работающих с обучающимися с ОВЗ
протокол от «___»____2021г. № ____
Руководитель ШМО _________________
подпись
ЛАНГЕПАС, 2021г.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающегося 2Г класса на 2021-2022 учебный год составлена:
в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
во исполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (в редакции приказа от 31.12.2015 №1576);
во исполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598;
на основе авторской программы Л.Я. Желтовской, Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной «Русский язык». Сборник программ общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 2 класс. УМК «Планета знаний» - М.: АСТ: Астрель, 2012 г., – С.8 – 84;
и является приложением к Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, утвержденной приказом Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», от 11.01.2019 № 12-о (в редакции приказа от 31.05.2021 №314-о).
Отличительные особенности программы
Программа адресована обучающемуся с ТНР (вариант 5.1, заключение ПМПК №1900245 от 21.08.2020г.).
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Программа учитывает особые образовательные потребности ребёнка с ТНР:
потребность в профилактике специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
потребность в развитии устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
потребность в развитии способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач;
потребность в развитии способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося;
потребность в обучении правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающегося бытовых ситуациях;
потребность в расширении и обогащении опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении;
потребность в развитии умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
потребность в коррекции нарушений психического и речевого развития;
потребность в формировании «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных;
потребность в формировании языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических);
потребность в развитии навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста;
потребность в формировании умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять план текста и т. д.). Формирование умения выражать свои мысли.
Раздел I
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку как к родному;
адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Обучающийся получит возможность для формирования:
чувства сопричастности к языку своего народа (я – носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
осознания русского языка как основного средства общения народов России;
осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;
понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать).
Предметные
Обучающийся научится:
осознавать слово как главное средство языка;
понимать прочитанное при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;
осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенный);
различать звуки и буквы, различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
делить слова на слоги для переноса (без стечения согласных);
использовать небуквенные графические средства: пробел; знак переноса;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях);
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
применять правила правописания (в объёме содержания курса 2 класса);
использовать приёмы и последовательность правильного списывания текста;
использовать проговаривание (орфографическое чтение) как средство самоконтроля при письме под диктовку, списывании;
использовать небуквенное графическое средство – абзац;
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом;
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом 40-50 слов, писать под диктовку тексты в 40-45 слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
определять значения слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
оценивать уместность использования слов в тексте;
устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
различать имена существительные по вопросам: кто? что? (одушевлённые и неодушевлённые), имена собственные; имена прилагательные по вопросам: какой? каков? (полные, краткие);
использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
излагать содержание исходных небольших текстов, создавать небольшие по объёму тексты/сочинения/ в 4-8 предложений, правильно оформляя их в соответствии с изученными правилами.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится на доступном уровне:
самостоятельно организовывать своё рабочее место;
понимать цель выполняемых действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
понимать важность планирования работы;
осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слова);
использовать приёмы и последовательность правильного списывания текста;
выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном, проговаривание (орфографическое чтение);
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Обучающийся получит возможность научиться:
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, проектов;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения;
оценивать правильность выполнения своих учебных действий.
Познавательные
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
ориентироваться в учебнике, справочном бюро учебника;
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
строить простейшие модели (схемы) слова (звуковые и буквенные), предложения;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов из набора слов, предложений из набора слов);
делать простые выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующим возрасту;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
выделять главную мысль текста;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Cистема оценки достижения планируемых результатов
освоения рабочей программы
Контроль и оценка достижений обучающегося осуществляется в двух направлениях: метапредметные и предметные результаты.
Оценка метапредметных результатов освоения обучающимся программы по русскому языку осуществляется на основании:
результатов комплексной метапредметной работы (один раз в год в конце учебного года);
данных портфолио обучающегося.
Оценка предметных результатов освоения обучающимся программы по русскому языку осуществляется на основе «Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ЛГ МАОУ «СОШ №2» (приказ от 01.11.2017г. №919-о):
Текущий контроль - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Основная цель текущего контроля - анализ хода формирования знаний и умений обучающегося, формируемых на уроках русского языка. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Промежуточная аттестация определяет уровень освоения программы по итогам учебного года. Формой проведения промежуточной аттестации является контрольный диктант с грамматическим заданием.
Методы контроля:
устный опрос – беседа, устное выполнение упражнений, сообщение о правилах русского языка;
письменный опрос проводится с помощью электронной тетради «Контрольные и диагностические работы» к учебнику Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной «Русский язык». Контрольные и диагностические работы состоят из двух частей: основная часть нацелена на проверку предметных знаний и умений, дополнительная часть – на диагностику метапредметных умений.
Формы оценивания:
словесно-объяснительная оценка;
мониторинг уровня выполнения письменных проверочных и контрольных работ.
Шкала определения уровня выполнения письменных работ
Качество освоения программы
Уровень достижений
85-100%
оптимальный
65-84%
допустимый
50-64%
критический
меньше 50%
недопустимый
Критерии оценивания достижения планируемых результатов
по русскому языку
При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, уровень сформированности устной речи.
Оптимальному уровню развития каллиграфического навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1 негрубый недочёт.
Допустимому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, если имеется 1 существенный недочёт (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами и словами, пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1–2 негрубых недочёта.
Критическому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами и словами, пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 2-3 негрубых недочёта.
Недопустимому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочётов относятся: частичные искажения формы букв; несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв; выход за линию рабочей строки; наличие нерациональных соединений; отдельные случаи несоблюдения наклона.
Оптимальному уровню развития знаний, умений и навыков поорфографиисоответствует письмо без ошибок.
Допустимому уровню развития знаний, умений и навыков соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 2, и работа содержит не более 2-3 недочётов.
Критическому уровню развития знаний, умений и навыков соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5, и работа содержит не более 3–4 недочётов.
Недопустимому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочётов превышает указанное количество.
Оптимальному уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи.
Допустимому уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки оптимального уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
Критическому уровню развития устной речи соответствуют неполные, недостаточно последовательные ответы ученика, допускает неточности в употреблении слов и построении предложений.
Недопустимому уровню развития устной речи соответствуют ответы, когда ученик отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, излагает материал несвязно.
Перечень обязательных работ по развитию речи
№
п/п
Вид работы
Примерные сроки выполнения
1.
Обучающее изложение «Отлёт журавлей»
11.10 – 15.10
2.
Обучающее сочинение «Осень»
11.10 – 15.10
3.
Составление недостающей части стихотворения.
08.11 – 12.11
4.
Обучающее изложение «Лесная быль»
10.01 – 14.01
5.
Обучающее сочинение о зимних забавах.
24.01 – 28.01
6.
Обучающее изложение «Клестята»
14.03 – 18.03
7.
Творческая работа «Пишем письмо»
28.03 – 01.04
8.
Творческая работа «Поздравление с 8 марта»
28.03 – 01.04
9.
Обучающее изложение «Золотой луг2
16.05 – 20.05
10.
Обучающее сочинение «Здравствуй, лето!»
16.05 – 20.05
Перечень обязательных контрольно-измерительных работ по оценке качества усвоения программы по русскому языку во 2 классе
№ п/п
Вид контроля
Вид работы
Примерные сроки выполнения
Объекты контроля
1.
Диагностический
Входная контрольная работа
( диктант с грамматическим заданием)
06.09 – 10.09
Умение писать под диктовку и проверять написанное.
2.
Текущий
Словарный диктант.
06.09 – 10.09
Правописание изученных словарных слов.
3.
Текущий
Словарный диктант.
13.09 – 17.09
Правописание изученных словарных слов.
4.
Текущий
Словарный диктант.
27.09 – 01.10
Правописание изученных словарных слов.
5.
Текущий
Контрольное списывание.
27.09 – 01.10
Проверить умение списывать печатный текст объём 25—35 слов, повторить правила обозначения твёрдых и мягких согласных, упражнять в применении этих правил на письме, организовать самопроверку учащимися результатов работы.
6.
Текущий
Словарный диктант.
04.10 – 08.10
Правописание изученных словарных слов.
7.
Текущий
Проверочная работа по теме «Слово и его строение»
11.10 – 15.10
Проверить умение анализировать звуковое и буквенное строение слова, сопоставлять строение разных слов, характеризовать звуки русского языка, знать последовательность букв в русском алфавите; в дополнительной работе: моделировать звуковую схему слова; группировать согласные звуки по звонкости и глухости; осуществлять проверку в определении ударного слога, в написании слов с большой буквы и вносить коррективы; использовать алфавит для упорядочивания информации; проверять и оценивать результаты работы.
8.
Текущий
Проверочный диктант по теме «Слово и его значение»
08.11 – 12.11
Проверить умение писать под диктовку тексты объёмом 25—30 слов в соответствии с правилами, изученными в 1 классе; организовать самопроверку и самооценку результатов работы.
9.
Текущий
Словарный диктант.
29.11 – 03.12
Правописание изученных словарных слов.
10.
Текущий
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 полугод.
20.12 – 24.12
Проверить умение писать под диктовку тексты объёмом 30—35 слов в соответствии с правилами, изученными в 1-м полугодии 2 класса; организовать самопроверку и самооценку учащимися результатов работы.
11.
Текущий
Проверочная работа по теме «Правописание слов»
20.12 – 24.12
Проверить умение различать звуки и буквы; давать характеристику согласным звукам по звонкости и глухости; определять однокоренные слова; находить слова с орфограммой в корне; определять способ проверки орфограммы; уметь решать орфографические задачи, объяснять свои действия; группировать слова по частям речи; употреблять правильно вежливые слова.
12.
Текущий
Словарный диктант.
17.01 – 21.01
Правописание изученных словарных слов.
13.
Текущий
Словарный диктант.
07.02 – 11.02
Правописание изученных словарных слов.
14.
Текущий
Осложнённое списывание.
07.02 – 11.02
Проверка умения удерживать, запоминать графический образ слов, точно воспроизводить слова при записи (способ письма «вижу — пишу»), выделять главные члены предложения, соотносить со схемой главных членов предложения, читать таблицу, проверять, вносить правку, определять способ проверки орфограммы, проводить рефлексию способов действий.
15.
Текущий
Проверочный диктант по теме «Правописание слов»
14.02 – 18.02
Проверка умения применять изученные правила при письме под диктовку, осуществлять проверку и корректировку записи методами: 1) проговаривание по слогам; 2) применение изученных способов проверки; осуществлять самооценку результатов работы.
16.
Текущий
Словарный диктант.
07.03 – 11.03
Правописание изученных словарных слов.
17.
Текущий
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
28.03 – 01.04
Проверить умение писать под диктовку тексты объёмом 35—40 слов в соответствии с изученными правилами; диагностировать умения по самопроверке и самооценке учащимися результатов работы.
18.
Текущий
Словарный диктант.
18.04 – 22.04
Правописание изученных словарных слов.
19.
Текущий
Проверочная работа по теме «Части речи»»
25.04 – 29.04
Проверка умения определять части речи, ставить к ним вопросы; устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении; решать орфографические задачи, соотносить строить схему и словосочетание, достраивать схему; сравнивать, группировать слова по частям речи.
20.
Промежуточная аттестация
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.
10.05 – 13.05
Проверить умение писать под диктовку тексты объёмом 40—45 слов в соответствии с изученными правилами; диагностировать умение по самопроверке и самооценке результатов работы.
Раздел II
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (26 ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (7ч)
Речь. Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации). Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнёров по общению и потребности (мотива) у одного обращаться с речью, у другого воспринимать её.
Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст. Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить.
Текст (устный и письменный). Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения «красная строка». Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо. Стилевое различие текстов (научная, учебно-деловая, художественная, разговорная речь.
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Элементарное прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану. Понимание интонационной окраски предложений, маленьких текстов.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации.
Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану).
Создание, конструирование собственных устных и письменных высказываний (предложений, текстов) с определённой речевой задачей на темы, близкие второклассникам: о каникулах, новогоднем празднике, любимых уголках природы, животных, об увлечениях, прочитанных книгах, увиденных фильмах. Разыгрывание ситуаций в диалоговой форме. Составление элементарного текста письма.
Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок). Овладение нормами орфоэпии и правильного интонирования предложения и текста.
Обогащение словаря новыми словами, уточнение значения по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного контекста. Использование разных языковых средств выражения сравнительных отношений: описательные выражения (похож на…, подобен…), сравнительные обороты (нежный, как…, неуклюжий, точно…, словно).
Грамотное оформление выражаемых мыслей и чувств в соответствии с изученными каллиграфическими, орфографическими и пунктуационными правилами.
Практическое овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, благодарность, поздравление, пожелание).
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (110ч)
Общие сведения о языке (3ч)
Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей – язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).
Русский язык – родной язык русского народа. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа (почему так называется, почему так говорят, почему так пишется). Представление об историческом корне слова. Из истории происхождения собственных имён (имён, фамилий).
Наблюдение над выразительными средствами русского языка, качествами устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Развитие мотива к изучению русского языка.
Фонетика, орфоэпия и графика (7 ч)
Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности, использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, йотированными гласными е, ё, я, ю, с непроизносимыми согласными.
Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.
Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 8) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Слово и его значение (лексика) (3 ч)
Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова. Осознание словарного богатства русского языка. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значение слова. Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Наблюдение над использованием слов в разных значениях в речи, в эталонных текстах. Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство со словарями: толковыми, синонимов и антонимов.
Слово и его строение (состав слова, морфемика) (9ч)
Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень – смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.
Основа слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология) (22ч)
Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов – имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Имя существительное. Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).
Представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имён существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, местоположению, оценке, характеру). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Глагол. Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растёт, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Служебные части речи. Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к) противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно). б) служить для связи слов и предложений.
Синтаксис (8ч)
Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).
Орфография и пунктуация (58 ч)
Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от местоположения в слове. Использование орфографического словаря.
Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях),
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова как проверяемых, так и непроверяемых.1
Таблица соответствия содержания программы тематическому планированию
Разделы программы по русскому языку
Кол-во часов по разделам тематического плана
Речь
Язык
Сведения
о речи
Виды деятельности
Сведения
о языке
Фонетика, орфоэпия, графика
Слово и его значение (лексика)
Состав слова (морфемика)
Части речи (морфология)
Синтаксис
Орфография, пунктуация
Раздел тематического плана «О даре слова»
1 часа
-
2 часа
1 час
-
-
-
1 час
-
5 часов
Раздел тематического плана «Слово и его строение»
-
3 часа
-
6 часов
-
-
1 час
1 час
10 часов
21 час
Раздел тематического плана «Слово и его значение»
2 часа
3 часа
-
-
2 часа
-
3 часа
-
-
10 часов
Раздел тематического плана «Слово и его значимые части»
-
-
-
-
-
9 часов
-
-
-
9 часов
Раздел тематического плана «Правописание слов»
-
2 часа
-
-
-
-
-
-
16 часов
18 часов
Раздел тематического плана «Жизнь языка в речи»
3 часа
2 часа
-
-
-
-
-
3 часа
-
8 часов
Раздел тематического плана «Правописание слов»
-
3 часа
-
-
-
-
-
-
30 часов
33 часа
Раздел тематического плана «Части речи и их работа в предложении»
-
5 часов
-
-
-
-
16 часов
2 часа
2 часа
25 часов
Раздел тематического плана «Язык и речь»
1 час
1 час
1 час
-
1 час
-
2 часа
1 час
-
7 часов
Общее количество часов по разделам программы
7 часов
19 часов
3 часа
7 часов
3 часа
9 часов
22 часа
8 часов
58 час
136 часов
Особенности организации образовательного процесса
На уроках русского языка осуществляется коррекционная работа по нормализации познавательной деятельности обучающегося с ТНР:
для детей с ТНР предусмотрены разные способы подачи учебных заданий через разнообразные виды и формы деятельности (игровой, трудовой, предметно-практической);
для снятия усталости и напряжения чередуются занятия и физкультурные паузы;
обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.);
новый учебный материал учитель объясняет по частям;
вопросы учителя и инструкции сформулированы чётко и ясно;
использование на уроках речевых разминок (проговаривание отдельных слов, трудных для произношения, правил, терминов);
большое внимание уделяется работе по предупреждению ошибок;
задачи, которые учитель ставит в учебном процессе, детализируются, инструкции носят дробный характер, т.е. доступны для понимания и выполнения;
включение в уроки тренировочных упражнений по развитию внимания, памяти, мыслительных операций;
формирование навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний: поэтапное разъяснение; последовательное выполнение задания, повторение инструкции; осуществление поэтапной проверки упражнений;
значительное время отводится на обучение выполнять инструкцию с несколькими заданиями;
учитывая индивидуальный темп выполнения заданий, предоставляется дополнительное время для завершения задания;
для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий, с разработанным дидактическим материалом различной степени трудности и с различным объемом помощи: задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения; задания тренировочного характера, аналогичные образцу; задания контрольного характера и т.д.
наглядное подкрепление информации, инструкций: картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (ТНР):
инструкция учителя для освоения технологии работы;
переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика;
опора на жизненный опыт ребёнка;
использование наглядных, дидактических материалов;
итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм;
реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий;
использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной карты - сличения, опорной схемы алгоритма;
увеличение времени на выполнение заданий;
организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Используемые технологии обучения:
Информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации, решение учебных задач с использованием интерактивной доски, электронные плакаты, мультимедийные тренировочные упражнения). Они позволяют организовать фронтальную, индивидуальную коррекционную работу с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебного материала.
Игровые технологии.
-Компьютерные игры.
-Дидактические игры.
- Ролевые игры.
В конце учебника один разворот посвящён проектной деятельности (под проектом понимается любой продукт деятельности ребёнка – рисунок, поделка, оформление задачи, сбор коллекций). Проектная деятельность способствует освоению коммуникативных, познавательных и регулятивных умений, а также формированию навыков работы с информацией. Работа над проектом проходит во внеурочное время на внеклассном мероприятии. Во 2 классе обучающиеся работают над проектами:
«Хорошо уметь писать, свои мысли выражать»
«Лето – время отдыха и открытий»
В содержание УМК«Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Содержание учебного материала курса «Русский язык» способствует развитию культуры речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.Духовно-нравственное развитие обучающихся в процессе освоения учебного предмета «Русский язык» происходит через внеурочные мероприятия:
№ п/п
Название раздела
Внеурочное мероприятие
Духовно-нравственное развитие
1.
Правописание слов.
Работа над проектом «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать»
Воспитание эмоционально - целостного отношения к родному языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная письменная речь является показателем общей культуры человека.
2.
Язык и речь.
Работа над проектом
«Лето – время отдыха и открытий»
Межпредметные связи
Русский язык является для обучающегося основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Наиболее тесными межпредметными связями являются:
русский язык – литературное чтение (составление и запись предложений и мини-текстов о героях литературных произведений, запись отдельных выражений);
русский язык – изобразительное искусство (написание предложений по иллюстрациям).
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма(написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка, учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы. Во 2 классе изучаются следующие орфограммы:
безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные в корне слова;
слова с двойными согласными;
разделительный мягкий знак.
Раздел III
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы на 2021 – 2022 учебный год обучение русскому языку во втором классе является обязательным и планируется из расчета 4 часа в неделю. Рабочая учебная программа по русскому языку рассчитана на 136 часов (34 учебных недели).
Распределение часов в течение 2021 – 2022 учебного года
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого за учебный год
30 часов
32 часа
38 часов
36 часов
136 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы/
Раздела
Название темы/раздела
Общее количество часов на изучение тем/раздела
Из них
Характеристика учебной деятельности обучающихся
теория
развитие речи
контроль
1
О даре слова
5
4
0
1
Предъявлять основные учебные умения: читать, писать.Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.
Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью.
Делать простые выводы.
Находить основную мысль читаемых текстов.
Сравнивать тексты, написанные разными стилями, узнавать образные слова. Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов. Осознавать различие и общность понятий «речь» и «язык». Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения.
2.
Слово и его строение
21
17
2
2
Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике. Выявлять и дополнять группы звуков с помощью ориентира таблицы. Моделировать схемы слов.
Соотносить количество звуков и букв в словах, устанавливать и объяснять причины расхождения количества букв и звуков.
Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.
Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный. Синтезировать:составлять слова из слогов, звуков, букв.
Наблюдать над свойствами русского ударения, вслушиваться в мелодику слова, правильно произносить слова.
Осознавать роль создания письменности для развития общества. Определять положение заданной буквы в алфавите. Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов. «Читать» схему о роли букв е, ё, ю, я. Осознавать условия выбора прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных. Высказываться об увиденном, описывать. Устанавливать основное правило и варианты его применения при записи слов разной слоговой структуры. Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова.
Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице. Моделировать слоговое и звуковое строение слова. Выявлять условия выбора гласных после разных групп твёрдых и мягких согласных. Осознавать несоответствие в языке между процессом оглушения и написания согласных на конце слов.
Вычленять главное действие в решении задачи по подбору проверочного слова. Наводить справки в орфографическом словаре. Группировать слова по их общим значениям. «Читать» табличку и озвучивать её содержание словесно. Различать на слух набор слов, предложений и текстов. Синтезировать: составлять предложения на основе набора слов. «Чувствовать» (языковое чутьё) недочёты в речи. Осознавать суть орфографического действия.
Применять знания о правописании при записи слов. Устанавливать причину появления ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга. Оценивать успешность своей работы в тренинге.
Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана- вопросника. Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно.
Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме. Действовать по аналогии (сопоставление с содержанием мультфильма).
3.
Слово и его значение.
10
8
1
1
Выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении. Осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений.
Осознавать наличие разных сторон значения слова. Уточнять значения слов в толковых словарях. «Читать» таблицу: добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.
Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилие к установлению значений «непонятных» слов. Наводить с правки о значениях слов в толковом словаре. Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, антонимов, синонимов. Группировать слова как части речи. Выявлять общее и различное в частях речи.
Находить ключевые слова-признаки отгадки в тексте загадки.
Использовать разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией.
Понимать тему, выявлять ключевые слова текста, выбирать запрашиваемый материал.
Наблюдать над использованием синонимических конструкций для выражения сравнительных отношений. Различать особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам. Создавать собственные высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств.
Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера. Определять свои интересы и выбирать нужный проект.
4.
Слово и его значимые части.
9
9
0
0
Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове. Определять корень слова с позиций совокупности его отличительных признаков. Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы. Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря.
Наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова приставками и суффиксами, делать выводы.
Отличать назначение окончания от роли других значимых частей в слове. Изменять слова при связи слов в предложении.
Анализировать строение слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем).
Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов. Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы). Группировать слова в соответствии с их составом. Прогнозировать результат своей работы, выявлять затруднения и находить способы выхода из них.
5.
Правописание слов
18
15
1
2
Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки. Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы. Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи. Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова. Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм. Находить ответ о написании слов в орфографическом и этимологическом словарях. Дифференцировать применение правил при записи слов со схожими орфограммами.
Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. Выбирать более знакомые способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове. Обосновывать (устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове. Работать с информацией научного текста (правила): выявлять новые сведения, опираясь на известные. Использовать общие способы действий при решении разных орфографических задач. Обобщать материал о способах проверки орфограмм с помощью таблицы. Дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приёмы проверки. Находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами. Графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками. Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях. Анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов. Воспроизводить содержание текстов с опорой на план. Оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому. Обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе. Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками. Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом. Использовать нормы речевого этикета в тексте-поздравлении. Редактировать тексты. Выбирать проект и группу, распределять виды работ.
6.
Жизнь языка в речи
8
7
1
0
Осознавать взаимосвязь языка и речи, процесс рождения речи. Обнаруживать главное в сообщении и в структурных частях предложения.
«Читать» схемы и знаки препинания. Обобщать признаки предложения. Понимать основные «шаги» памятки-инструкции, действовать в соответствии с ними. Строить высказывания в объёме предложений. Учитывать и читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов. Ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям. Подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы. Наблюдать над отбором фактов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредельные темы. Добывать информацию о книге (понимать тему, содержание) из названия, оглавления. Формулировать, высказывать мнения, сообщать о впечатлениях от прочитанного. Читать и понимать историко-познавательные тексты. Осуществлять систематизацию, хранение книг и их поиск в домашней библиотеке. Осуществлять поиск книги по каталогам.
Связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге, о зимних забавах). Собирать и отбирать материал для высказывания.
Корректировать (редактировать) написанное. Проводить презентацию проекта. Корректно вносить собственные замечания, предложения.
7.
Правописание слов.
33
27
3
3
Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов. Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой. Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова. Наводить справку о написании слов в орфографическом словаре, в этимологическом словаре. Разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Извлекать и обобщать информацию из таблицы об иноязычных словах.
Находить основание для группировки слов (по лексическому значению, по наличию орфограмм). Группировать слова по наличию в них двойных согласных. Обращаться к орфографическому словарю с целью уточнения правописания слов. Пробовать «перо» в составлении текста телеграммы.
Тренировать зрительную память и контролировать свои действия.
Находить основания для группировки слов. «Читать» таблицы и дополнять недостающую информацию. Применять правила в процессе исполнения работы.
Обсуждать варианты решений, выявляя правильные.
Готовиться к воспроизведению текста по слуху на основе его зрительного восприятия.
Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова. Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме. Дифференцировать варианты применения правил при решении орфографических задач.
Находить основание для группировки трёх типов объектов. Осуществлять самоконтроль и самооценку.
Различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова. Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах. Дифференцировать функции употребления мягкого знака.
Оценивать степень усвоения изученного материала. Выявлять трудности в его усвоении. Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи. Выбирать верные ответы при решении орфографических текстов. Работать в парах: отстаивать свою точку зрения, убеждать партнёра, прислушиваться к мнению собеседника, вырабатывать общее решение, преобразовывать в словесную форму. Анализировать слова по строению с разных позиций (звуко-буквенному, слоговому, морфемному). Использовать правила написания слов при записи по слуху.
Предъявлять результат. Осуществлять самоконтроль.
Составлять тексты в жанре письма.
Осознавать источники поиска информации при выполнении как индивидуального, так и группового проекта.
8.
Части речи и их работа в предложении.
25
21
2
2
Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам. «Читать» и преобразовывать модели (схемы) предложений в высказывания.
Определять грамматические признаки имени существительного.
Систематизировать признаки имени существительного как части речи. Группировать имена существительные по отнесённости к одушевлённым и неодушевлённым.
Наблюдать над вариантами значений существительных каждой группы. Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет. Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана. Осознавать традиции русского народа в наименовании и оформлении имён собственных.
Определять грамматические признаки имени прилагательного. Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи. Наблюдать над вариантами значений прилагательных.
Определять грамматические признаки глагола. Систематизировать признаки глагола как части речи. Осмысленно подбирать глаголы при выражении мыслей и чувств.
Наблюдать над формами изменения частей речи по числам. Делать вывод об общности данной формы у известных частей речи.
Осознавать роль в предложении слов-связок. Синтезировать:составлять предложения с использованием слов-связок. Осознавать способность слов-связок выражать оттенки значений. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Анализировать содержание текста из нескольких микротем. Осуществлять рефлексию по итогам года.
Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста. Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их при создании собственных высказываний. Редактировать собственные и чужие тексты.
Осознавать своё место, роль, мотив в выбранном проекте. Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности.
Обобщать и систематизировать изученные языковые явления.
9.
Язык и речь (обобщение)
7
7
0
0
«Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи. Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения.
Применять полученные предметные умения при работе с текстом познавательного характера.
Итого
136
115
10
11
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку на 2021 – 2022 учебный год для обучающегося 2Г класса
№ п/п
Тема раздела/урока
Количество часов
Дата проведения занятия
Учебно-методическое обеспечение
план
факт
О даре слова (5 часов)
1.
Зачем человеку слово дано. Знакомство с учебником.
1
01.09 – 03.09
[2],[5],[6],[7]
2.
Наш родной язык – русский.
1
01.09 – 03.09
[2],[5],[6]
3.
Язык певучий и богатый.
1
06.09 – 10.09
[2],[5],[6],[10]
4.
Входная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)
1
06.09 – 10.09
[3]
5.
Слово. Предложение. Текст. Словарный диктант.
1
06.09 – 10.09
[2]
Слово и его строение (повторяем, изучаем) (21 час)
6.
Звуки речи и буквы.
1
06.09 – 10.09
[2],[5],[6],[7]
7.
Слоги и ударение. Словарный диктант.
1
13.09 – 17.09
[2]
8-10.
Алфавит.
3
13.09 – 17.09
[2],[5],[6],[9]
11.
Большая буква в словах.
1
20.09 – 24.09
[2],[5],[6]
12-13.
Перенос слова.
2
20.09 – 24.09
[2],[5],[6],[8]
14.
Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков.
1
20.09 – 24.09
[2],[5],[6],[10]
15.
Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков. Словарный диктант.
1
27.09 – 01.10
[2],[5],[6],[8]
16-17.
Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков.
2
27.09 – 01.10
[2],[5],[7],[11]
18.
Контрольное списывание.
1
27.09 – 01.10
[3]
19.
Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков.
1
04.10 – 08.10
[2],[5],[6]
20-21.
Обозначение на письме гласных звуков.
2
04.10 – 08.10
[2],[5],[6],[7]
22.
Слова – названия предметов, признаков, действий. Словарный диктант.
1
04.10 – 08.10
[2],[5],[6],[9]
23.
Работа слов в предложении и тексте.
1
11.10 – 15.10
[2]
24.
Проверочная работа по теме «Слово и его строение»
1
11.10 – 15.10
[3]
25.
Развитие речи. Обучающее изложение «Отлёт журавлей»
1
11.10 – 15.10
[2],[5],[6],[9]
26.
Развитие речи. Обучающее сочинение «Дед Мороз и дети»
1
11.10 – 15.10
[2],[5],[6],[9]
Слово и его значение (10 часов)
27.
Если хочешь понимать и быть понятым.
1
18.10 – 22.10
[2],[5],[6]
28.
Конкретные и общие значения слов.
1
18.10 – 22.10
[2],[5],[6],[8]
29.
Слова и их лексические значения.
1
18.10 – 22.10
[2],[5],[6],[10]
30.
Наблюдение над употреблением в речи многозначных слов.
1
18.10 – 22.10
[2],[5],[7]
31.
Наблюдение над употреблением слов в переносном значении.
1
01.11 – 05.11
[2],[5],[9]
32-33.
Группы слов с общим значением.
2
01.11 – 05.11
[2],[5],[6],[7]
34.
Ежели вы вежливы… Вежливые слова.
1
01.11 – 05.11
[2],[5],[11]
35.
Проверочный диктант по теме «Слово и его значение»
1
08.11 – 12.11
[4]
36.
Развитие речи. Составление недостающей части стихотворения.
1
08.11 – 12.11
[2],[10]
Слово и его значимые части (9 часов)
37.
Корень слова. Однокоренные слова.
1
08.11 – 12.11
[2],[5],[7],[8]
38.
Однокоренные слова.
1
08.11 – 12.11
[2],[5],[7],[11]
39.
Исторический корень слова.
1
15.11 – 19.11
[2],[5],[7],[9]
40.
Суффиксы в слове.
1
15.11 – 19.11
[2],[5],[6],[9]
41.
Приставки в слове.
1
15.11 – 19.11
[2],[5],[6],[11]
42.
Суффиксы и приставки в слове.
1
15.11 – 19.11
[2],[5],[6],[10]
43-44.
Окончание слова.
2
22.11 – 26.11
[2],[5],[6],[7]
45.
Анализ слов по составу.
1
22.11 – 26.11
[2],[5],[6],[11]
Правописание слов (18 часа)
46-47.
Орфограммы в корне слова.
2
22.11 – 26.11
29.11 – 03.12
[2],[5],[7],[8]
48.
Безударные гласные в корне слова.
1
29.11 – 03.12
[2],[5],[7],[11]
49.
Безударные гласные в корне слова. Словарный диктант.
1
29.11 – 03.12
[2],[5],[6],[9]
50-52.
Безударные гласные в корне слова.
3
29.11 – 03.12
06.12 – 10.12
[2],[5],[7],[8]
53-54.
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
2
06.12 – 10.12
[2],[5],[7],[10]
55.
Непроверяемые звонкие и глухие согласные.
1
13.12 – 17.12
[2],[5],[6],[9]
56-59.
Непроизносимые согласные в корне слова.
4
13.12 – 17.12
20.12 – 24.12
[2],[5],[11]
60.
Повторение изученного.
1
20.12 – 24.12
[2],[5],[7],[8]
61.
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 полугодие.
1
20.12 – 24.12
[3]
62.
Анализ и работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Правописание слов»
Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.
4
24.01 – 28.01
31.01 – 04.02
[2],[5],[7],[8]
76-78.
Слова с двойными согласными.
3
31.01 – 04.02
[2],[5],[7],[11]
79.
Слова с двойными согласными. Словарный диктант.
1
07.02 – 11.02
[2],[5],[6],[9]
80-81.
Слова с двойными согласными.
2
07.02 – 11.02
[2],[5],[7],[8]
82.
Осложнённое списывание.
1
07.02 – 11.02
[3]
83.
Анализ и работа над ошибками. Повторение.
1
14.02 – 18.02
[2],[5],[7],[11]
84.
Правописание слов.
1
14.02 – 18.02
[2],[5],[6],[9]
85.
Проверочный диктант по теме «Правописание слов»
1
14.02 – 18.02
[3]
86.
Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков.
1
14.02 – 18.02
[2],[5],[6],[7]
87.
Употребление гласных после шипящих и ц.
1
21.02 – 25.02
[2],[5],[6]
88.
Правописание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.
1
21.02 – 25.02
[2],[5],[6],[10]
89-90.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных.
2
21.02 – 25.02
28.02 – 04.03
[2],[5]
91-93.
Разделительный мягкий знак.
3
28.02 – 04.03
[2],[5],[7],[11]
94.
Употребление в словах мягкого знака.
1
07.03 – 11.03
[2],[5],[6],[9]
95.
Повторение.
1
07.03 – 11.03
[2],[5],[6]
96.
Фонетический анализ слова. Словарный диктант.
1
07.03 – 11.03
[2],[5],[6],[10]
97-98.
Повторение. Решение орфографических задач.
2
14.03 – 18.03
[2],[5],[7],[8]
99.
Развитие речи. Обучающее изложение «Клестята»
1
14.03 – 18.03
[2],[5],[7],[8]
100.
Повторение.
1
14.03 – 18.03
[2],[5],[9]
101.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
1
28.03 – 01.04
[3]
102.
Анализ и работа над ошибками.
1
28.03 – 01.04
[2],[5],[7],[10]
103.
Развитие речи. Творческая работа «Пишем письмо».
1
28.03 – 01.04
[2],[5],[9]
104.
Развитие речи. Творческая работа «Поздравляем с 8 марта»
1
28.03 – 01.04
[2],[5],[11]
Части речи и их работа в предложении (25 часов)
105-106.
Общие значения частей речи.
2
04.04 – 08.04
[2],[5],[7]
107.
Имя существительное.
1
04.04 – 08.04
[2],[5],[9]
108-110.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
3
04.04 – 08.04
11.04 – 15.04
[2],[5],[6],[7]
111-113.
Собственные имена существительные.
3
11.04 – 15.04
18.04 – 22.04
[2],[5],[11]
114-115.
Имя прилагательное.
2
18.04 – 22.04
[2],[5],[9]
116.
Имя прилагательное. Словарный диктант.
1
18.04 – 22.04
[2],[5],[7],[10]
117-118.
Глагол.
2
25.04 – 29.04
[2],[5],[6],[7]
119.
Проверочная работа по теме «Части речи»
1
25.04 – 29.04
[3]
120-121.
Изменение слов по числам.
2
25.04 – 29.04
03.05 – 06.05
[2],[5],[11]
122-123.
Предлоги. Союзы.
2
03.05 – 06.05
[2],[5],[7],[10]
124-125.
Строим предложения.
2
10.05 – 13.05
[2],[5],[9]
126.
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
1
10.05 – 13.05
[3]
127.
Анализ и работа над ошибками.
1
16.05 – 20.05
[2],[5],[6],[7]
128.
Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой луг»
1
16.05 – 20.05
[2],[5],[8]
129.
Развитие речи. Обучающее сочинение «Здравствуй, лето!»
1
16.05 – 20.05
[2],[5],[11]
Язык и речь (обобщение) 7 часов
130.
Язык и речь.
1
16.05 – 20.05
[2],[5],[7],[10]
131-133.
Слово (значение, строение, правописание).
3
23.05 – 27.05
[2],[5],[9]
134-135.
Предложение. Текст.
2
23.05 – 27.05
30.05 – 31.05
[2],[5],[8]
136.
Правописание слов.
1
30.05 – 31.05
[2],[5],[7],[10]
Итого 136 часов
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
Книгопечатная продукция
1.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1—4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. — М.: Астрель, 2012. — 607, [1] с. — (Планета знаний).
1
Электронный вариант
2.
Учебники
Русский язык: 2 класс: в 2 частях/ Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина. – 7-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021.
1
3.
Русский язык: контрольные и диагностические работы: 2-й класс: к учебникам Л.Я. Желтовской, О.Б.Калининой «Русский язык»/Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина. – Москва: Астрель, 2013. – 47[1] с. – (Планета знаний).
1
Электронный вариант
4.
Русский язык: тесты и самостоятельные работы для текущего контроля: 2- й класс: к учебнику Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой / О.Б. Калинина, Л.Я. Желтовская. - Москва: Издательство АСТ: Издательство Астрель, 2015. - 48 с.
1
Электронный вариант
5.
Технологические карты уроков к курсу «Русский язык. 2 класс» Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой: 2 класс: поурочные разработки. — М.: Дрофа; Астрель, 2018. — 351 с.: ил. — (Российский учебник : Планета знаний).
1
Электронный вариант
Печатные пособия
6.
Таблица гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке.
1
7.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
1
Интернет-ресурсы
8.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
9.
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
10.
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://1september.ru/
11.
«Открытый урок» http://festival.1september.ru/
1 Учитывая, что оба блока программы реализуются на практике в тесном взаимодействии, последовательность и количество часов изучения программного материала регулируются тематическим планом.