Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для обучающегося с задержкой психического развития»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) 2 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2); Примерной основной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика 1-4класс» (учебно – методический комплекс «Школа России»).
Предметная линия учебников «Школа России», 1-4 классы пособие для учителей общеобразовательных организаций / М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова - М. «Просвещение». 2014.
Перечень электронных образовательных ресурсов
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов.
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов.
http://www.proshkolu.ru - Бесплатный школьный портал – все школы России.
http://konkurs-kenguru.ru – Математика для всех.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности использовать математические знания в быту (подсчитывать денежные суммы, необходимое количество каких-либо предметов для определенного числа участников, ориентироваться во времени и пространстве, определять целое по его части и т.п.);
развитие возможностей знаково-символического опосредствования, что повышает общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают осознанно используемые математические символы, схемы, планы и т.п.);
увеличение объема оперативной памяти;
совершенствование пространственных и временных представлений;
улучшение качества учебного высказывания за счет адекватного использования логических связок и слов («и»; «не»; «если…, то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»);
появление и развитие рефлексивных умений;
развитие действий контроля;
совершенствование планирования (в т.ч. умения следовать плану);
вербализация плана деятельности;
совершенствование волевых качеств;
формирование социально одобряемых качеств личности (настойчивость, ответственность, инициативность и т.п.).
Личностные результатыосвоения рабочей программы 2класса по учебному предмету «Математика» могут проявляться в:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Метапредметные результатыосвоения рабочей программы 2 класса по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
Регулятивные результаты.
Регулятивные результаты.
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Познавательные результаты.
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные результаты.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать своё мнение;
определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов, продолжать её или восстанавливать в ней пропущенные объекты;
проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному признаку;
обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Предметные результаты Числа и величины
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1р. = 100 к.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Геометрические величины
Обучающийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Работа с информацией
Обучающийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа от 1 до 100. Нумерация (26 ч)
Числа от 1 до 20. Счет десятками. Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100. Поместное значение цифр. Однозначные и двузначные числа. Число 100. Рубль. Копейка. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30.Задачи-расчеты. Миллиметр. Метр. Таблица единиц длины.
Сложение и вычитание (65 ч)
Задачи, обратные данной. Сумма и разность отрезков. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. Закрепление изученного. Единицы времени. Час. Минута. Длина ломаной.
Закрепление изученного: решение задач и примеров изученных видов. Порядок выполнения действий. Скобки. Числовые выражения. Сравнение числовых выражений.
Периметр многоугольника. Свойства сложения. Свойства сложения. Закрепление. Закрепление изученного. Наши проекты. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты на посуде». Что узнали. Чему научились. Подготовка к изучению устных приёмов вычислений. Приём вычислений вида 36+2, 36+20.Приём вычислений вида 36+2, 36+20.Приём вычислений вида 36-2, 36-20.Приём вычислений вида 26+4.
Приём вычислений вида 30-7.Приём вычислений вида 60-24. Закрепление изученного. Решение задач на нахождение суммы. Закрепление изученного. Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого. Закрепление изученного. Решение задач на встречное движение. Приём вычислений вида 26+7.Приём вычислений вида 35-7.Закрепление изученных приемов сложения и вычитания. Что узнали. Чему научились. Что узнали. Чему научились. Буквенные выражения. Буквенные выражения. Закрепление. Уравнение. Решение уравнений методом подбора. Закрепление: решение уравнений, примеров и задач изученных видов. Закрепление: решение уравнений, примеров и задач изученных видов. Проверка сложения. Проверка вычитания. Закрепление изученного.
Сложение вида 45+23.Вычитание вида 57 – 26.Проверка сложения и вычитания.
Закрепление изученного. Угол. Виды углов. Математический диктант№ 1. Закрепление изученного. Сложение вида 37+48.Сложение вида 37+53.Прямоугольник.Прямоугольник. Закрепление изученного. Сложение вида 87 + 13.Закрепление изученного. Закрепление изученного. Решение задач. Вычисления вида. 32+8, 40-8.Вычитание вида 50 – 24.Что узнали. Чему научились. Что узнали. Чему научились. Вычитание вида 52 – 24 Математический диктант №2. Закрепление изученного. Закрепление изученного. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Закрепление изученного. Подготовка к умножению. Закрепление изученного. Подготовка к умножению. Квадрат.
Квадрат. Закрепление. Наши проекты. «Оригами»
Числа от 1 до 100. Умножение и деление. (37 ч)
Умножение. Конкретный смысл умножения. Связь умножения со сложением. Знак действия умножения. Название компонентов и результата умножения. Приемы умножения 1 и 0. Переместительное свойство умножения. Название компонентов и результата деления. Задачи, раскрывающие смысл действия деление. Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. Периметр прямоугольника. Арифметическиедействия. Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Прием умножения и деления на число 10. Умножение числа 2 и на 2. Деление на 2. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на нахождение третьего слагаемого.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» (8 ч)
Закрепление изученного. Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
в том числе с учётом рабочей программы воспитания.
№ п/п
Название раздела
Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»
Количество часов
из них: форма
Формы контроля
аудиторная
самостоятельная
Контрольные работы
Математи
ческие диктанты
Провероч
ные работы
Проекты
1
Числа от 1 до 100. Нумерация.
Международный день распространения грамотности
26
13
13
1
2
Сложение и вычитание
День программиста
Всемирный день математики
65
33
32
2
2
2
2
3
Умножение и деление.
Международный день КВН
37
18
19
1
1
4
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе»