kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по предмету «Логопедические занятия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование для ребенка с ОВЗ  коррекционных занятий по логопедии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «Логопедические занятия»»




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ставропольского края‌‌

Администрация Новоалександровского городского округа‌

МОУ СОШ№12



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

.

Протокол №1 от «28» 08.2024 г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________


Протокол № 1 от «29» 08.2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директора

________________________


Приказ № 403 от «30» 08.2024 г



Адаптированная рабочая программа

по предмету «Логопедические занятия»

для учащегося 4 класса (Вариант I)

_________________________________

Срок реализации: 1 год

Основное (общее) образование

34 часа

2024-2025 учебный год

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).



Составила: Маслова Н. А.,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории


г. Новоалександровск‌ 2024 г


Пояснительная записка


Программа разработана на основе:

- Федерального закона РФ «Об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ в редакции от 05.05.2014 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.05.2014).

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУСОШ №12.

- Учебный план МОУСОШ №12.

- Календарный график МОУСОШ №12 на 2024-2025 учебный год.


Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Данный курс способствует формированию у обучающихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Логопедические занятия» - курс, подводящий обучающихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» составлен для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи. Данная система коррекционной работы обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации. Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

Цель и задачи коррекционного курса

Цель курса - коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи и связной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения, закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей, обучающихся.

- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Краткие сведения категории обучающихся

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Характеристика речевого развития обучающихся 4 класса. Для большинства обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонематического и грамматического строя речи.

Речевые нарушения носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. У обучающихся нарушены все компоненты речи: ее фонетико - фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случае наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи. Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех обучающихся:

  • нарушение лексико-грамматического строя речи;

  • признаки дизартрии.

Особенность речевых расстройств состоит в том, что преобладающим в их структуре является фонематический дефект.

Нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

        У обучающихся в различной степени нарушены многие уровни поражения речевого высказывания: смысловой, языковой сенсомоторный. При этом наиболее недоразвиты высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения компонентов.

Основное содержание коррекционного курса

Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза). Тематическое планирование разработано на основе лексических тем, изучаемых на уроках речевой практики.

Тематический подход позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет речевым развитием ребенка. Занятия направлены на формирование у детей целостных представлений о предметном мире, развитие внимания, обогащение чувственного опыта. У ребенка накапливаются элементарные понятия о неживой природе, животном и растительном мире, бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода, начинает активизироваться связная речь. Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, вне зависимости от возраста. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывать действия с ними. Обязательным условием является многократность повторения одного и того же материала и наличие тесного эмоционального контакта с ребёнком.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в специальной (коррекционной) школы, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при разработке программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

В структуру каждого занятия, как правило, входят:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения;

-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;

- работа над предложением;

- развитие связной речи.

При реализации программы используются следующие принципы:

- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

- принцип коррекции и компенсации;

- деятельностный принцип, определяющий ведущий тип деятельности, стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровье сберегающих, информационно – коммуникативных, игровых технологий.

Интеграция с другими предметами: русский язык, чтение и развитие речи, речевая практика, мир природы и человека.

Место коррекционного курса «Логопедические занятия»

Место коррекционного курса «входит в коррекционно – развивающую область (коррекционные занятия) в обязательную часть коррекционно – развивающей области учебного плана. В учебном плане на изучение коррекционного курса «Логопедические занятия» в 4 классе отведено 3 часа в неделю (34 учебные недели), что составляет 102 часов в год. Форма проведения – групповые занятия длительностью 35- 40 минут.

Содержание рабочей программы по курсу «Логопедические занятия» в 4 классе

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол- во часов

Развитие лексико – грамматического компонента речи

Развитие психологической базы речи


Обследование

1.

Изучение медицинских карт, сведения о семье

ребенка, данных о речевом развитии.

Первичная диагностика.

1ч.



2.

Обследование импрессивной речи.

Обследовать речь на уровне

понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

1ч.

3.

Обследование связной речи (экспрессивной).

Выявить степень

сформированности развернутого самостоятельного высказывания.

1ч.

4.

Обследование лексико- грамматической стороны речи.

Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. Выявить правильность построения грамматической структуры

предложения.

1ч.

5.

Обследование слоговой структуры слова и звукопроизносительной

стороны речи.

Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить наличие нарушений

звукопроизношения.

1ч.

6.

Обследование чтения и письма.

Выявить наличие нарушений чтения и письма.

1ч.


Предложение

7.

Предложение. Слово.

Закрепить различие в понятиях

«предложение» и «слово».

1ч.

  • Усвоение понятия «слово»,

«предложение».

  • Выделение заданного слова в ряду других.

  • Различение слов, сходных по звуковому составу (сон – сын, стол – стул, коза – коса и т.п.).

  • Выделение слова из простого нераспространённого

предложения.

Условно – графическое

изображение слова, предложения.



Звуки речи

8.

Звуки и буквы.

Закрепить различие в понятиях

«звук» и «буква».

1ч.

  • Способы образования гласных звуков.

  • Способы образования согласных звуков.

  • Дифференциация гласных и согласных звуков.

  • Выделение гласных и согласных звуков из слогов, слов.

Условно – графическое

изображение гласных и согласных звуков.

  • Звуковой анализ слов(мак, муха). Игра «Волшебное слово».

  • Преобразование слов путём замены одних звуков другими (сом – дом, дом –дым).

  • Преобразование слов путём наращивания и отнимания

1.Развитие зрительного восприятия:

  • Быстрое нахождение предметов по слову.

  • Быстрое нахождение предметов по краткой экспозиции.

  • Синтез предмета из его частей.

  • Синтезирование разрезных карт.

  • Соотношение частей и целого.

  • Узнавание предметов по контуру, перечёркнутые, наложенные друг на друга изображения.

9.

Гласные звуки и буквы.

Уточнить способ образования гласных звуков.

1ч.



10.

Согласные звуки и буквы.

Уточнить различие в образовании гласных и согласных звуков.

1ч.


Слоговая структура слова

11.

Анализ односложных слов.

Закрепить понятие о слоге как части слова.

1ч.

  • Работа над восприятием и воспроизведением неречевых ритмических структур. Отстукивание, отхлопывание симметричных и несимметричных структур.

  • Понятие «слог». Деление слов на слоги.

  • Дифференциация длинных и коротких слов, соотнесение их с соответствующей схемой – полоской.

  • Определение количества слогов в слове. Условно – графическое изображение

слогов.

2.Развитие тактильного восприятия:

  • Определение предметов на ощупь «Волшебный мешочек».

  • Дифференцированное узнавание похожих предметов.

  • Нахождение предметов с закреплённым лексическим понятием (найди всё круглое, твёрдое, гладкое и т. д.).

12.

Анализ двусложных

слов.

Закрепить понятие о слоге как

части слова.

1ч.

23.

Анализ трехсложных слов.

Закрепить понятие о слоге как части слова.

Закрепить умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме.

1ч.

14.

Слогообразующая роль гласных.

Закрепить умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме.

1ч.


Ударение

15.

Ударение.





Закрепить умение выделять ударный слог. Показать смыслоразличительную и

фонетическую роль ударения.

1ч.


3. Развитие слухового восприятия.

  • Соотнесение знакомого шума с предметом

(операция индентификации).

  • Определение направления шума (развитие пространственного гнозиса).

  • Дифференциация резко отличающихся по высоте неречевых шумов.

  • Установление

последовательности звучаний шумов.

Различение шумов сходных между собой.

16.

Ударные и безударные гласные.

Формировать первоначальные представления о единообразном написании ударных и безударных гласных в родственных словах.

1ч.


Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными

17.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах, словах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1ч.

  • Уточнение артикуляциии звучания гласных звуков.

  • Соотнесение артикуляции гласных звуков с их зрительными символами.

  • Дифференциация гласных звуков:

  1. В слогах;

  2. В словах;

  3. В предложениях.



Формирование обобщающих понятий по лексическим темам:


    • Игрушки.

    • Посуда.

    • Одежда.

    • Мебель.

    • Овощи.

    • Фрукты.

    • Одежда.

    • Обувь.

    • Транспорт.

    • Музыкальные инструменты.

    • Насекомые.

    • Домашние животные.

    • Дикие животные.

    • Рыбы.

    • Птицы.

    • Семья.

4. Развитие памяти.

  • Расширение объёма зрительной кратковременной памяти (избегать линейного расположения предметов).

  • Формирование навыка

дифференциации зрительных запоминаний.

  • Линейное распознавание предметных картинок в сюжетной

последовательности: дети- лес- ёжик- дом.

  • Комбинированный линейный ряд: картинка – буквы; буквы

– цифры.

  • Развитие линейной памяти на материале глагольных слов: играл – упал –заплакал.

  • Развитие слуховой памяти: отражённое повторение предложений с добавлением нового слова.



5. Развитие мышления.

  • Формирование обобщения: обобщение словом; группировка предметов по внешнему сходству;

родо – видовое обобщение.

  • Операция сериации: расположение предметов в

18.

Дифференциация

твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в предложениях.

Закреплять умение различать

твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1ч.

19.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах, словах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1ч.

20.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в предложениях.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1ч.

21.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах, словах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1ч.

22.

Дифференциация твёрдых и мягких

согласных перед гласными У – Ю в

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме

1ч.


предложениях.

мягкости согласных при помощи

гласных 2-го ряда.


  • Учебные вещи.

ряд по нарастающим или убывающим признакам.

  • Соотношение предметов по ведущему признаку.

  • Операция сравнения предметов.

23.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах, словах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1ч.

24.

Дифференциация

твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в предложениях.

Закреплять умение различать

твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1ч.

25.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Э – Е в слогах, словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью

гласных 2-го ряда.

1ч.

26.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Э – Е в предложениях.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью

гласных 2-го ряда.

1ч.

Название раздела,

темы логопедического занятия

Задачи

Кол-

во часов


Развитие психологической базы речи


Дифференциация твёрдых и мягких согласных

27-

28.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах.

Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом

слова.

2ч.



29.

Итоговое занятие по

теме «твердые и мягкие согласные»

Закрепить умение различать

твердые и мягкие согласные. Проверить уровень знаний

учащихся

1ч.


Разделительный мягкий знак в слове

30-

31.

Разделительный «ь»

перед буквами е, е, ю, я, и.

Показать и обосновать роль разделительного «ь» в словах.

2ч.



32.

Дифференциация смягчающего и

разделительного «ь».

Учить различать смягчающий и разделительный «ь».

1ч.


Дифференциация звонких и глухих парных согласных

33-

35.

Дифференциация Б – П в слогах, словах,

предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное

сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

  • Уточнение артикуляции и звучания согласных звуков.

  • Узнавание согласного звука (на слух) в конце, начале и середине слова.

  • Дифференциация звонких и глухих согласных в слогах, словах, предложениях.

  • Звонкие и глухие согласные на конце слова.


Формирование обобщающих понятий по лексическим темам:


    • Игрушки.

    • Посуда.

    • Одежда.

    • Мебель.

    • Овощи.

    • Фрукты.

    • Одежда.

    • Обувь.

    • Транспорт.

    • Музыкальные инструменты.

  • Насекомые. Домашние животные.

  • Дикие животные.

  • Рыбы.

  • Птицы.

  • Семья.

    • Учебные вещи.


5. Развитие мышления.

  • Формирование обобщения: обобщение словом; группировка предметов по внешнему сходству;

родо – видовое обобщение.

  • Операция сериации: расположение предметов в ряд по нарастающим или

убывающим признакам.

  • Соотношение предметов по ведущему признаку.

  • Операция сравнения предметов.

36-

38.

Дифференциация В - Ф в слогах, словах,

предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном

произношении и на письме.

1

39-

41.

Дифференциация

Г- К в слогах, словах, предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное

сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

42-

44.

Дифференциация Д- Т в слогах, словах,

предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном

произношении и на письме.

1

45-

47.

Дифференциация

Ж-Ш в слогах, словах, предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном

произношении и на письме.

1

48-

50.

Дифференциация З-С в слогах, словах,

предложениях.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

51.

Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие согласные».

Проверить уровень знаний учащихся по данной теме.

1ч.


Слова, обозначающие предметы

52.

Слова, обозначающие предметы.

Закрепить понятие о словах, обозначающих предмет.

1ч.

  • Знакомство с категорией одушевлённости предметов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

  • Слова, обозначающие понятия.

  • Род существительных (соотнесение с местоимениями мой, моя, моё, мои).

  • Работа с антонимами.

  • Родственные слова. Образование родственных слов.

Формирование навыка словообразования:

  • образование множественного числа существительных

именительного падежа на

и, -ы, -а;

  • образование

6. Развитие навыка самоконтроля.

1. Игра "Сделай так же". Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу,

б) елочку из треугольников,

в) узор из геометрических фигур, г) композицию,

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке.

53.

Различение одушевленных и не одушевлённых

предметов.

Учить различать предметы по вопросам «кто это?», «что это?»

1ч.

54.

Слова, обозначающие один и много

предметов.

Закрепить умение образовывать

множественное число имени существительного

1ч.

55.

Существительные в родительном падеже единственного и

множественного числа.

Учить образовывать множественное число имени существительного в родительном

падеже.

1ч.

56.

Существительные мужского рода,

женского рода, среднего рода.

Учить определять род имени существительного, заменяя слова- предметы подходящими по смыслу

местоимением (он, она, оно).

1ч.

57.

Слова, обозначающие большой и маленький предмет.

Учить образовывать слова, обозначающие маленький предмет

с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

1ч.

58.

Сравнение двух предметов.

Учить сравнивать 2 похожих

предмета и определять признаки сходства и различия.

1ч.

существительных именительного падежа с помощью суффиксов:

существительные м.р.с

суффиксами –ок, -ик (столик), существительные с суффиксами – онок, -ёнок (слонёнок) существительные с суффиксами – очк, -ечк (розочка), существительные с суффиксами – ник (дворник).

  • Косвенные падежи количественных числительных (один, два, пять) с существительными.

  • Косвенные падежи существительных (детёныши животных)

  • Существительные, обозначающие профессии с

суффиксами – тель, - ист, - щик.

2. Игра "Сохрани слово в секрете". Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши..

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга.

59.

Предмет и его части.

Закрепить умение определять предмет по названию его составных частей.

1ч.


Слова, обозначающие действие предметов

60.

Слова, обозначающие действие предмета.

Закрепить умение правильно употреблять грамматическую

форму глагола.

1ч.

  • Приставочные глаголы. Образование.

  • Согласование глаголов прошедшего времени с существительным в числе.

  • Согласование глаголов 3 лица настоящего времени с существительным в числе.

Согласование с существительными в роде и числе (Игра «Вкус и цвет»).

  • Сопоставление форм одного и того же глагола.


61.

Употребление глаголов с различными приставками (-в;-вы,

-при;-у ).

Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками.

1ч.

62.

Изменение слов, обозначающих

действия, по числам.

Учить образовывать множественное число глаголов.

1ч.

63.

Изменение слов, обозначающих

действия, по родам.

Учить правильно согласовывать имена существительные с

глаголами в роде.

1ч.

64.

Упражнения в подборе слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим

предметы.

Совершенствовать смысловую сторону речи.

1ч.

65.

Слова, обозначающие предметы и действия

предметов.

Учить различать слова, обозначающие предметы и

действия предметов.

1ч.




Слова, обозначающие признаки предметов

66.

Слова, обозначающие

признаки предметов.

Закрепить представление о словах,

обозначающих признак предмета.

1ч.

Формирование навыка словообразования:

  • Притяжательные прилагательные на –ин (мамин, Дашин).

  • Образование качественных прилагательных с помощью суффиксов – е, - ее (выше, сильнее)

  • Образование прилагательных с суффиксом –ов(сосновый).

  • Образование прилагательных с суффиксом

–н (зимний, лесной).

  • Образование прилагательных с суффиксом –ск (деревенский).

  • Согласование с существительными вроде.

  • Согласование с существительными в числе.

Согласование с существительными в роде и числе.


67.

Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина,

форма, вкус).

Учить выделять ведущие признаки предметов.

1ч.

68

Выделение ведущих признаков предметов (материал, качества

характера).

Учить выделять ведущие признаки предметов.

1ч.

69.

Образование относительных прилагательных.

Учить образовывать имена прилагательные от

существительных с помощью суффиксов.

1ч.

70.

Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным

значением.

Учить образовывать прилагательные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1ч.

71.

Подбор прилагательных с противоположным значением.

Учить подбирать прилагательные, обозначающие противоположные признаки (антонимы).

1ч.

72.

Подбор прилагательных,

близких по значению.

Учить подбирать слова-признаки, близкие по значению (синонимы)

1ч.

73.

Проверочный диктант по теме: «слова, обозначающие предметы, действия,

признаки».

Проверить уровень знаний учащихся.

1ч.


Предложение

74.

Обозначение границ предложения.

Закрепить умение правильно оформлять

границы предложения.

1ч.

  • Понятие «предложение».

  • Интонационные границы предложения.

  • Деление предложений на слова.

  • Дифференциация понятий

«слово - предложение».

  • Условно – графическая запись предложений.

  • Анализ предложений из двух

– трёх слов.

  • Составление предложений к действиям и сюжетным картинкам.

  • Договаривание предложений по картинкам (И.п. и В.п. ед. ч. существительных).

  • Договаривание предложений по картинкам(косвенные

падежи ед. ч. существительных).

  • Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глагола настоящего времени с существительным.

7. Развитие пространственных и временных представлений.

  • Положение предметов в

пространстве: правый – левый, слева – справа, вверху – внизу, верх – низ, верхний – нижний.

  • Развитие конструктивного праксиса путём моделирования предметов, букв из палочек.

  • Уточнение порядка следования: первый–

последний, перед, после, за (сказка «Репка»).

  • Игры: «Кто тянул репку?»,

«Пустое место», Который и сколько», «Что изменилось в ряду?».

  • Уточнение временных понятий: вчера – сегодня – завтра,

Утро – день – вечер – ночь.

75.

Определение количества

предложений в тексте.

Закрепить умение выделять законченные предложения из

сплошного текста.

1ч.

76.

Составление предложений с употреблением

различных падежей (р.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам родительного падежа.

1ч.

77.

Составление предложений с употреблением

различных падежей (д.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам дательного

падежа.

1ч.

78.

Составление

Учить составлять предложения,

1ч.


предложений с употреблением

различных падежей (в. п.).

изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам винительного падежа.


  • Составление предложений по сюжетным картинкам по вопросам. Согласование глагола прошедшего времени с существительным.

  • Составление предложений с данным словом. Простые предлоги (в, на, с, из, под, над).

Распространение предложений дополнениями. Составление рассказа по опорным словам. Составление предложений по картине, деление на слова.


79.

Составление предложений с употреблением

различных падежей (т.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам творительного падежа.

1ч.

80.

Составление

предложений с употреблением различных падежей (п. п.).

Учить составлять предложения,

изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам предложного падежа.

1ч.

81.

Дополнение

предложений по вопросам.

Закрепить умение распространять простое двусоставное

предложение.

1ч.

82.

Работа с

деформированным предложением.

Упражнять в составлении грамматически правильного

предложения.

1ч.

83.

Повествовательные, вопросительные,

восклицательные предложения.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.

1ч.

84.

Сложное

предложение.

Учить правильно строить сложное

предложение, используя союзы «а»,

«и», «но».

1ч.


Текст

85.

Восстановление

деформированного текста.

Закреплять умение устанавливать последовательность предложений в

тексте.

1ч.



86.

Восстановление текста с

пропущенными словами.

Формировать умение точно употреблять слова в тексте.

1ч.

87.

Пересказ текста по

вопросам.

Формировать умение

устанавливать связь предложений в тексте.

1ч.

88.

Составление рассказа по серии картинок.

Развивать умение выделять части в рассказе, последовательно излагать

текст.

1ч.



89.

Составление рассказа по одной сюжетной

картинке.

Развивать умение последовательно излагать текст без опоры на

картинный план.

1ч.

90.

План. Пересказ текста по плану.

Познакомить учащихся с планом.

Формировать умение

пересказывать текст в соответствии с планом.

1ч.


Предлоги

91.

Предлоги в

предложении.

Закрепить знания о написании

предлогов в предложении.

1ч.

Простые (в, на, по, над) и сложные (у, к, из – за, из – под, через, между, около) по пониманию предлоги:

  • Выполнение инструкций.

  • Понимание пространственного отношения на фрагментарных картинках (чашка на столе, птичка в клетке).

  • Соотношение словосочетаний или предметов с нужным предлогом (кукла -машина).

  • Понимание пространственных предлогов с опорой на графическое изображение.

  • Составление простых

предложений с предлогом по картине.

Составление простых

предложений с предлогом с помощью вопросов.


92.

Дифференциация

предлогов В-НА.

Учить различать предлоги в устной

и письменной речи.

1ч.

93.

Предлоги С (СО).

Учить пользоваться предлогами в

устной и письменной речи.

1ч.

94.

Предлоги ПО (К).

Учить пользоваться предлогами в

устной и письменной речи.

1ч.

95.

Предлоги С (ИЗ).

Учить пользоваться предлогами в

устной и письменной речи.

1ч.

96.

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи.

1ч.


Обследование

97-

Обследование импрессивной речи.

Выявление результатов

проведённой коррекционной работы.

1ч.



98.

Обследование связной речи (экспрессивной).

Выявление результатов

проведённой коррекционной работы.

1ч.



99.

Обследование лексико- грамматической стороны речи.

Выявление результатов

проведённой коррекционной работы.

1ч.



100.

Обследование слоговой структуры слова и звукопроизносительной

стороны речи.

Выявление результатов

проведённой коррекционной работы.

1ч.



101-102

Обследование чтения и письма.

Выявление результатов

проведённой коррекционной работы.

2ч.




Ресурсное обеспечение рабочей программы.

  1. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

  2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

  3. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

  4. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

  5. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 4 по русскому язык. Глагол.» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

  6. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

  7. Городилова В.И., Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.

  8. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

  9. Громова О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

  10. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр», 2005 г.

  11. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

  12. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

  13. Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г.

  14. Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: « АРДЛТД»,1998 г.

  15. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР», 1960 Г.

  16. Киселёва В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

  17. Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М.: «Просвещение», 1972 г.

  18. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

  19. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.

  20. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

  21. Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М.: 2007 г.

  22. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

  23. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

  24. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

  25. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М.: «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

  26. Седых Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М.: 2005 г.

  27. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

  28. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

  29. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

  30. Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.

  31. Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

  32. Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М.: 2005 г.

  33. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.


Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.

  2. Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.

  3. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптированная рабочая программа по предмету «Логопедические занятия»

Автор: Маслова Наталья Анатольевна

Дата: 10.01.2025

Номер свидетельства: 663288


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства