Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по учебному курсу «Ручной труд» для 3 класса»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кувинская общеобразовательная школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Согласованно Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор ОУ ____________(Кладова Т.В.)
______________О.А.Радостева
Рабочая учебная программа
по учебному курсу «Ручной труд»
для 3 класса
Учитель: Коротина Т.А.
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей межпредметного профиля
и рекомендовано к утверждению
Руководитель ШМО
______________ М.А. Нанартанис
Протокол от «___» _________ 20 ___ г. №____
2019-2020
Ручной труд
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Для реализации данного планирования был выбран учебник: «Технология. Ручной труд». 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год.
Целью данной программы является:
Формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей.
Формирование у детей интереса к разнообразным видам труда.
В процессе трудового обучения решаются следующие задачи:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов;
развитие умственной деятельности;
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;
формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности.
Личностными результатами изучения предмета являются:
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;
• гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
• формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;
• формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
• развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;
• умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.
Личностные БУД:
• определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
• осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
• проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
• понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах- поведения в современном обществе;
• готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
• пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
• работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем- темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные БУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• наблюдать.
Коммуникативные БУД:
• слушать и понимать речь других;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
• договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
• знание правил организации рабочего места;
• знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
• умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
• умение составлять стандартный план работы по пунктам с помощью учителя;
• умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом);
• знание видов художественных ремесел;
• умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
• умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать
санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ;
• умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным свойствам с помощью учителя;
• умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с помощью учителя;
• умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
• оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное).
Содержание учебного предмета
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление аппликации из засушенных листьев. Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Изготовление аппликации из обрывной бумаги. Окантовка картона полосками бумаги. Изготовление картины на окантованном картоне.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха и проволоки.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
Изготовление объёмных изделий из природных материалов (зайчик, черепаха, ёжик, утка). Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы.
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Сборка из планок треугольника, квадрата.
Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Изготовление из проволоки букв. Технология изготовления букв О, Л, С, В.
Изготовление закладки из фотоплёнки. Изготовление закладки с вышивкой.
Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Изготовление аппликации из древесных опилок.
Технические сведения. Способы обработки древесины ручными инструментами. Опилки. Технология изготовления аппликации из древесных опилок. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа с шаблоном, картоном, клеем и кистью, опилками. Окраска опилок акварельными красками и гуашью.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Изготовление из бумаги матрёшки. Изготовление из бумаги собаки.
Технические сведения. Свойства картона. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Технология изготовления конусов, цилиндров из картона. Элементарные сведения о назначении картона. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
Учебно - методическое обеспечение
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
учебник: «Технология. Ручной труд». 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
методические рекомендации «Технология. Ручной труд» 3 класс: метод. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова – М.: Просвещение, 2019.
Календарно-тематическое планирование по ручному труду, 3 класс