Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная программа по чтению 4 класс Бгажнокова»
I. Пояснительная записка
Адаптированная программа по предмету «Чтение» 4 класс разработана в соответствии:
с Законом «Об образовании в РФ» №273-Ф3;
2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599).
3. Примерной основной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Русский язык 0- 4 кл.» (авторы А.К.Аксенова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская)
Целью данной программы является:
- привитие навыков учебной деятельности;
- формирование общеречевых навыков;
- развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия;
- развитие устной речи.
Уроки чтения в 4 классе коррекционной школы VIII вида организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного. В процессе объяснительного чтения решаются следующие задачи:
расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
формирование положительных личностных качеств учеников;
развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
формирование элементарных литературоведческих представлений;
формирование элементов самостоятельной читательской активности
II. Общая характеристика учебного предмета
Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всё это ещё раз подчёркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта. Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроке чтения.
Развитие речи
Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно – целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.) Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Задачами уроков чтения в младших классах являются:
- воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
- формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
- формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
- развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Чтение в 4 классе изучается в рамках образовательной области «Язык и речь» Федерального компонента учебного плана.
На предмет «Чтение » базисным учебным планом начального общего образования выделяется 544 час: в 1 классе- 132часа (4 ч в неделю, 33 учеб. недели). Во 2 -3 классе на изучение курса отводится 136 часов (4 ч в неделю, 34 учеб. недели). В 4 классе на изучение курса отводится 136 часов (4 ч в неделю, 34 учеб. недели).
IV. Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ.минутка) Предметные результаты:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся
знать наизусть 5—8 стихотворений.
V.Содержание учебного предмета:
Раздел №1 Школьная жизнь – 12 часов
Темы:
Снова в школу (По повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»)
Жил-был Учитель. Э.Мошковская
Чему учат в школе (В сокращении) М.Пляцковский
Поздравление (По рассказу Ю.Ермалаева «Сами не ожидали»)
Как Маруся дежурила (По повестиЕ.Шварца «Первоклассница»)
Шум и Шумок. По Е. Ильиной
Почему сороконожки опоздали на урок. В.Орлов
Три желания Вити (По рассказу Л.Каминского «Три желания второклассника Вити»)
Читалочка В.Берестов
Это интересно! Зарубите на носу. По М.Бартеневу
Загадки
Обобщение по теме: «Школьная жизнь». Проверь себя!
Раздел №2 Время листьям опадать – 17 часов
Темы:
Жёлтой краской кто-то… Н.Антонов
Осенняя сказка. По Н.Абрамцевой
Подарки осени. Е.Благинина
Лесные подарки (Из повести Л.Воронковой «Подружки идут в школу»)
Лес осенью А.Твардовский
В осеннем лесу (По рассказу В.Путилиной «Вишнёвая ветка»)
Славная осень!.. (Отрывок из поэмы Н.Некрасова «Железная дорога»)
Отчего Осень грустна. По Ю.Шиму
Осень. К.Бальмонт
Три сойки. По Ю.Ковалю
Холодная зимовка (По рассказу Н.Сладкова «Курорт «Сосулька»)
Скучная картина!.. (Отрывок) А.Плещеев
Сказка про маленького жучка (По рассказу О.Иваненко «Спокойной ночи!»)
Пчёлы и мухи. По К.Ушинскому
Это интересно! Время листьям опадать… (По рассказу Г.Граубина «Почему осенью листопад»)
Загадки
Обобщение по теме: «Время листьям опадать». Проверь себя!
Раздел №3Делу – время, потехе – час – 7 часов
Темы:
Пекла кошка пирожки… (Русская потешка)
Сенокос (Чешская потешка)
Карусели. По Л.Пантелееву
Прятки. По Н.Носову
Считалки
Это интересно! Жмурки. По М.Булатову
Обобщение по теме: «Делу – время, потехе – час». Проверь себя!
Раздел №4В мире животных – 13 часов
Темы
1. Бодливая корова. По К.Ушинскому
2. Упрямый котёнок. По В.Бирюкову
3. Пушок. По В.Гаранжину
4. Томка. По Е.Чарушину
5. Охотник и собаки. По Б.Житкову
6. Чук заболел (По рассказу Л.Матвеевой «Меня курица клюнула в нос»)
7. Хитрый бурундук. Г.Снегирёв
8. Барсучья кладовая. По А.Баркову
9. Гостья. По А.Дорохову
10. Игрушки лисят. Г.Корольков
11. Это интересно! Лиса (Из книги Ю.Дмитриева «Календарь зелёных чисел»)
12. Загадки
13. Обобщение по теме: «В мире животных». Проверь себя!
Раздел №5Жизнь дана на добрые дела – 8 часов
Темы:
Миша-мастер. Г.Ладонщиков
Пичугин мост. По Е.Пермяку
Михаськин сад. В.Хомченко
Когда люди радуются (По повести С.Баруздина «Алёшка из нашего дома»)
Про каникулы и полезные дела. По Ю.Ермолаеву
Котёнок. Е.Благинина
Птичка. В.Голявкин
Обобщение по теме: «Жизнь дана на добрые дела». Проверь себя!
Раздел №6Зима наступила – 19 часов
Темы:
Снег идёт. По Л.Воронковой
Снегурочка. А.Слащёв
Зима (Отрывок) И.Суриков
Декабрь (Отрывок) С.Маршак
Ёлка. По В.Сутееву
Вечер под Рождество. По Л.Клавдиной
Где лежало «спасибо»? М.Садовский
На горке. По Н.Носову
Лисичка-сестричка и волк (Русская народная сказка)
Как Солнце с Морозом поссорились. А.Бродский
Зимняя сказка П.Головкин
Митины друзья. Г.Скребицкий
Снежная шапка. В.Бирюков
В шубах и шапках. По А.Тумбасову
Не ветер бушует над бором… (Отрывок из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос»)
Находчивый медведь (По рассказу В.Бианки «Приспособился»)