kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная индивидуально - ориентированная общеобразовательная рабочая программа для 4 класса (ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для учащихся 4 класса с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная индивидуально - ориентированная общеобразовательная рабочая программа для 4 класса (ОВЗ)»

Математика


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», авторы-составители М.Н. Перова, В.В. Эк под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник М.Н.Перовой «Математика». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2015.

Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.

Задачи:

  1. Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.

  2. Научить читать и записывать числа в пределах 100.

  3. Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.

  4. Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка;

  5. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

  6. Формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 136 часов , 4 часа в неделю, в том числе 8 часов отводится для проведения контрольных работ.

  1. Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

  • таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

  • названия компонентов умножения, деления;

  • меры длины, массы и их соотношения;

  • меры времени и их соотношения;

  • различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

  • названия элементов четырехугольников.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

  • практически пользоваться переместительным свойством умножения;

  • определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

  • решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

  • самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи;

  • самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в 2 действия;

  • различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

  • вычислять длину ломаной;

  • узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

  • чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.


Примечания:

  • необязательно знание наизусть таблицы умножения чисел 6 – 9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;

  • узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания;

  • определение времени по часам хотя бы одним способом;

  • решение составных задач с помощью учителя;

  • черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.

3. Содержание программы

Нумерация

Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения.


Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.

Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.


Таблица умножения и деления

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

Названия компонентов умножения и деления в речи учащихся.

Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством.

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.


Умножение чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10

Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.


Единицы измерения и их соотношения

Единица (мера) длины миллиметр. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 см = 10 мм.

Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение:

1ц = 100 кг.

Единица (мера) времени – секунда. Соотношение: 1 мин. = 60 сек. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Двойное обозначение времени.


Геометрический материал

Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника.

Название сторон прямоугольника: основания, боковые стороны, противоположные, смежные стороны.\





  1. Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Всего часов

Дата(план)

Дата(факт)

Примечание

1-5

Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100.

5




6-7

Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.

2




8-10

Миллиметр.

3




11

Контрольная работа №1.

1




12-13

Меры массы: килограмм, центнер.

2




14-17

Сложение с переходом через разряд.

4




18-21

Вычитание с переходом через разряд.

4




22

Контрольная работа № 2.

1




23-25

Умножение и деление числа 2.

3




26-28

Умножение числа 3.

3




29-31

Деление на три равные части.

3




32-34

Умножение числа 4.

3




35

Контрольная работа № 3.

1




36-37

Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.

2




38-39

Ломаные линии.

2




40-41

Деление на 4 равные части.

2




42-43

Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность, дуга.

2




44-46

Умножение числа 5.

3




47-49

Деление на 5 равных частей.

3




50

Контрольная работа № 4.

1




51-52

Увеличение числа в несколько раз.

2




53-54

Замкнутая и незамкнутая ломаные линии.

2




55-57

Умножение числа 6.

3




58-

Деление на 6 равных частей.

3




60

Длина ломаной линии.

2




61

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.

1




62-64

Умножение числа 7.

3




65-67

Деление на 7 равных частей.

3




68

Контрольная работа № 5.

1




69-70

Прямая линия. Отрезок.

2




71-72

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.

2




73-75

Умножение числа 8.

3




76-78

Деление на 8 равных частей.

3




79-81

Умножение числа 9.

3




82-84

Деление на 9 равных частей.

3




85-86

Взаимное положение прямых отрезков.

2




87

Умножение 1 и на 1.

1




88

Деление на 1.

1




89

Контрольная работа №6.

1




90-91

Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.

2




92

Умножение 0 и на 0.

1




93

Деление 0.

1




94-95

Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка.

2




96

Умножение числа 10 и на 10.

1




97-98

Деление на 10.

2




99-100

Меры времени.

2




101-104

Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.

4




105-106

Секунда – мера времени.

2




107-112

Взаимное положение геометрических фигур.

6




113

Контрольная работа № 7.

1




114-117

Все действия в пределах 100.

4




118-120

Деление с остатком.

3




121-122

Треугольники.

2




123-124

Определение времени по часам.

2




125-126

Четырехугольники.

2




127-136

Повторение пройденного за год.

10


















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г. Подготовительный, 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2011. – 190с.,

Данный учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

Цель:

–исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Задачи:

-привлекать учащихся к участию в беседе;

-добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей;

 - описывать под руководством учителя предметы и явления природы после наблюдения за ними и беседы;

 -составлять под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе;

- использовать в речи усвоенные слова, выражения пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.       

Курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе 2 часа в неделю, (34 учебных недели).

Общий объем учебного времени составляет 68 часов



  1. Содержание программы


Раздел «Неживая природа» (30 ч)

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, час то идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы чижи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних цветов. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользи птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люд заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на цветах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огород и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.

Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учрежде­ния города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).

Дорожное движение. Правила дорожного движения: пра­вильный переход улицы (все случаи).

Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

Ученик научится:

  • называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам;

  • сравнивать предметы;

  • классифицировать предметы;

  • активно участвовать в беседе;

  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила дорожного движения.


Ученик получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.


Раздел «Живая природа» (38 ч)

Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.

Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Прак­тические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.).

Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти рас­тения. Осенние работы в поле.

Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. На­значение.

Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначе­ние. Уход за мебелью.

Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, ку­хонная. Уход и хранение.

Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выра­щиванию комнатных растений из черенков.

Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.

Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Осо­бенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

Птицы перелетные и зимующие.

Время отлета и прилета разных птиц.

Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

Ученик научится:

  • узнавать и называть растения и животных;

  • различать части растений: корень, стебель, листья, цветки.

  • различать по внешнему виду животных.

Ученик получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.



  1. Планируемые результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;

  • учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • целостного восприятия окружающего мира;

  • развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий;

  • рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Выпускник научится:


  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;


Выпускник получит возможность научиться:


  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • применять установленные правила в планировании способа решения;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок с помощью учителя;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

Выпускник научится:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью учителя;

  • устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях с помощью учителя;


Выпускник получит возможность научиться:

  • с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

  • с помощью учителя контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;


Выпускник научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;


Выпускник получит возможность научиться:

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

  • слушать собеседника;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Раздел «Неживая природа»

Выпускник научится:

  • называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам;

  • сравнивать предметы;

  • классифицировать предметы;

  • активно участвовать в беседе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.

Раздел «Живая природа»

Выпускник научится:

  • узнавать и называть растения и животных;

  • различать части растений: корень, стебель, листья, цветки.

  • различать по внешнему виду: животных, птиц, рыб, насекомых;

  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила дорожного движения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.

  1. Календарно – тематическое планирование.


урока

Тема урока

Всего часов

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

Времена года: лето.

1




Начало осени.

Сбор урожая.

1




Начало осени.

Сбор урожая. Овощи и фрукты.

1




Растение сада и огорода: овощи, фрукты, ягоды.

1




Лес. Растения леса.

1




Растения леса. Грибы.

1




Сентябрь-начало осени

1



Сезонные изменения в природе. Осень. Экскурсия.

1




Полевые растения и их использование.

1




Город. Правила дорожного движения.

1




Село, деревня.

1




Труд людей осенью в городе.

1




Труд людей осенью в деревне, селе.

1




Золотой октябрь.

1




Листопад.

1




Дикие обитатели леса.

1




Проверочная работа. Итоги четверти.

1




18.

Время года: осень.

1




19.

Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

1




20.

Орехи

1




21.

Деревья, кустарники, травы.

1




22.

Разнообразие животных в природе. Перелетные птицы.

1




23.

Жизнь и быт школьника. Режим дня.

1





24.

Квартира. Комната.

1





25.

Мебель. Быт школьника: уход за мебелью

1




26.

Посуда и уход за ней.

1




27.

Сезонные изменения в природе. Декабрь.

1




28.

Зимняя экскурсия.

1




29.

Термометр. Сезонные изменения в природе.

1




30.

Труд людей зимой

1




31.

Охрана здоровья и отдых зимой.


1




32.

Проверочная работа за 2 четверть

1




33.

Зима начало года.

Как я провел каникулы.

1




34.

Растения зимой. Хвойные.

1




35.

Домашние животные.

1




36.

Домашние животные зимой: корова

1




37.

Дом. животное: лошадь и уход за ней.

1




38.

Дикие животные зимой

1




39.

Дикие животные зимой: лось, олень.

1




40.

Экскурсия. Сезонные изменения в природе.

1




41.

Февраль – месяц метелей и вьюг.

1




42.

Снег и лед.

1




43.

Труд людей зимой: профессии.

1




44.

Режим школьника

1




45.

Голубой март

1




46.

Домашние птицы. гусь

1




47.

Дом. птицы: индюк.

1




48.

Сезонные изменения. Весна

1




49.

Дикие птицы

1




50.

Дикие птицы: лебедь и гусь

1




51.

Проверочная работа за 3 четверть

1




52-53

Зимующие и перелетные птицы

2




54.

Весна в апреле

1




55.

Вредные и полезные насекомые

1




56.

Рыбы

1




57.

Земноводные

1




58.

Все мы – звенья одной цепи

1




59.

Человек-часть природы

1



60.

Как я познаю окружающий мир

1




61-62.

Здоровье человека

2




63.

Экскурсия. Сезонные изменения в природе

1




64.

Наше питание

1




65.

Наш сон

1



66.

Май - конец весны Итоги года

1







Русский язык

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», авторы-составители М.Н. Перова, В.В. Эк под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания обучающихся , получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой, орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Изучение русского языка способствует формированию у учащихся  представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Рабочая программа разработана на основе учебника А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык», Москва «Просвещение» 2014.

Цели и задачи преподавания предмета «Русский язык »

Цели :   - приобретение практических навыков устной и письменной речи;

- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

- воспитание интереса к родному языку

Задачи- выработать элементарные навыки грамотного письма;

-  научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

- осмысленно воспринимать прочитанное;

- формировать навык читательской самостоятельности, читательской культуры.

Рабочая программа рассчитана:

4 класс- на 170 часов,5часов в неделю, 34 учебных недели

2.Содержание программы

ПОВТОРЕНИЕ

Практическое построение  простого предложения.  Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме, заканчивание предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

ЗВУКИ И БУКВЫ

Алфавит. Употребление ь знака на конце и в середине слова. Разделительный ь знак перед гласными у, ё ю, я.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание ЖИ,ШИ,ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

Правописание звонких и глухих согласных  в конце и середине слова. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора родственных слов( по образцу) Ударение.

Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова( вода- воды) или подбора по образцу родственных слов( вода-водный). 

СЛОВО

Различение основных категорий слов( названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их  в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

Большая буква в названиях  населенных пунктов Вологодской области ( названия городов, посёлков, деревень, где проживают учащиеся).

Большая буква в названии рек, озёр (название рек, озёр родного края)

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими  словами.

Разделительный ъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов(корень)

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.

Упражнение в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами  в предложениях по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения( точка, вопросительный знак, восклицательный знаки).

Главные члены  предложения: подлежащее, сказуемое.

Второстепенные члены предложения( без деления на виды)

СВЯЗНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста( 20-30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

ПИСЬМО  И  ЧИСТОПИСАНИЕ

Выработка навыка правильного и аккуратного  письма и списывание с дальнейшим ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных ( по необходимости)и прописных букв:

1-ая группа- И,Ц,Ш,Щ,Ч,Л,М,А

2-ая группа- О,С,З,Х,Ж,У,Э,Я.

3-я группа- У,Н,К,Ю,Р,В,

4-я группа- Г,П,Т,Б,Ф,Д,

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание  предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

УСТНАЯ  РЕЧЬ

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы( с помощью учителя).

Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.

Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.

Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей т отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых

3.Предметные результаты.

Программа обеспечивает достижение выпускниками  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Развитая мотивация  учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Развитие мыслительной деятельности;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,  творческой и других видах деятельности;

Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала

Метапредметные:

а) регулятивные универсальные учебные действия

 определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

б) познавательные универсальные учебные действия:

находить ответы на вопросы ;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

умение высказывать  своё отношение к получаемой информации ;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме

в) коммуникативные универсальные учебные действия

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

Предметные результаты:

Требования к уровню подготовки обучающихся:


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Составлять и распространять предложении с помощью учителя.

Самостоятельно составлять и распространять предложения, сокращать их

Устанавливать связи между словами по вопросам с  помощью учителя

Устанавливать связи между словами самостоятельно

Ставить знаки препинания в конце предложения с помощью учителя

Правильно ставить знаки в конце предложения самостоятельно

Анализировать слова по звуковому составу с помощью учителя

Правильно произносить и писать слова, анализировать слова по звуковому составу самостоятельно

Списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями.

Добавлять данный текст своими предложениями

Писать под диктовку предложения и тексты  (30 – 35 слов)

Писать текст и предложения под диктовку, Анализировать свою работу и работы товарищей.

Будет знать  алфавит

Применять алфавит

Будет знать расположение слов в алфавитном порядке в словаре

Располагать слова в алфавитном порядке.




4.Календарно - тематическое планирование.

урока

Тема урока

Всего часов

Дата (план)

Дата

(факт)

Примечание

1-10

Повторение.



10







11-14

Звуки и буквы.

4




15-18

Алфавит.


4




19-24

Мягкий знак на конце и в середине слова.


6




25-32

Разделительный мягкий знак.


8




33

Диктант.


1




34

Работа над ошибками.


1




35-42

Гласные после шипящих.


8




43-54

Парные, звонкие, глухие, согласные.


12




55-68

Ударные и безударные гласные.


14




69

Диктант.


1




70


Работа над ошибками.

1




71-78

Непроверяемые безударные гласные.


8




79-92

Слово. Название предметов, действий и признаков.


14




93

Диктант.


1




94

Работа над ошибками.


1




95-102

Имена собственные.


8




103-110

Предлоги.


8




111-118

Разделительный твердый знак.


8




119

Диктант.


1




120

Работа над ошибками.


1




121-130

Предложение.


10




131-140

Знаки препинания в конце предложения.

10




141

Проверочная работа.


1




142

Работа над ошибками.


1




143-152

Главные и второстепенные слова в предложении.


10




153-162

Повторение.


10




163

Диктант.


1




164

Работа над ошибками.

1




165-170

Резерв.

6





Чтение и развитие речи


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», авторы-составители М.Н. Перова, В.В. Эк под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.

 В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение,  объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.

В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Цель программы обучения:

  • закрепление навыков правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами;

  • коррекция недостатков развития детей с нарушением интеллекта.

   Основные задачи программы обучения:

  • учить детей читать доступный их пониманию текст  вслух и про себя;

  • осмысленно воспринимать его содержание;

  • активизировать словарь учащихся;

  • научить полному и выборочному пересказу прочитанного;

  • учить правильно строить и употреблять в речи предложения.

Программа рассчитана на 136 часа (4 раза в неделю).

Программа разработана на основе учебника «Чтение» С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. Москва «Просвещение» 2014 год.


2. Содержание программы учебного курса


Разделы

Кол-во часов

Краткое содержание раздела

« Листья пожелтелые по ветру летят …»

18

  • А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…»

  • Ф.Тютчев «Листья».

  • По Г.Граубину «Как наступает листопад».

  • А.Гонтарь «Осень в лесу».

  • С.Прокофьева «Подарки Осени»

  • По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок)

  • Н..Носов «Хитрюга».

  • Н.Сладков «Осень».

  • Г.Снегирёв «Бурундук».

«Раз, два – начинается игра!»

9

  • Считалки

  • М.Бородицкая «Щи- талочка»

  • Л.Пантелеев «Карусели».

  • Д.Хармс «Игра». (Отрывок)

  • В.Левин «Чудеса в авоське».

«Будем делать хорошо и не будем – плохо»

25

  • «Не моё дело!» (Китайская сказка)

  • И.Крылов «Чиж и Голубь»

  • Л.Толстой «Два товарища»

  • Л.Пантелеев «Трус».

  • Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым».

  • В.Сафронов «Подвиг».

  • Ю.Ермолаев «Силач».

  • По В.Осеевой «Самое страшное»

  • К.Киршина «Вот какая история»

  • По Я. Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря».

  • А.Барто «В театре»

  • Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем - плохо»

«Зимние узоры»

18

  • Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)

  • С.Прокофьева «Подарки Зимы».

  • Г.Харлампьев «Жадная сорока».

  • З.Александрова «До свидания, зима!»

«Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»

22

  • «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).

  • Г.Сапгир «Рабочие руки».

  • Н.Носов «Заплатка».

  • А.Барто «Я лишний». С. Погореловский «Маленькое и большое».

  • Г.Виеру «Хлеб с росою».

«В окно повеяло весною…»

22

  • А.Плещеев «Весна».А.Майков «Ласточка примчалась…»

  • К.Ушинский «Ласточка».

  • А.Н.Толстой «Весенние ручьи».

  • С.Прокофьева «Подарки Весны». В.Берестов «Праздник мам».

  • В.Сафронова «Весна».

  • Внеклассное чтение. Н.Сладков «Ивовый пир».

«На пользу и славу Отечества»

16

  • Как Илья из Мурома богатырём стал (Былина)

  • Л.Толстой «Как боролся русский богатырь».

  • По О.Орлову «К неведомым берегам».

  • По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец».

 «Видно не напрасно называют лето красным»

25

  • Г.Греков «Летом».

  • С.Прокофьева «Подарки лета».

  • По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи».

  • По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок).

  • Вс.Рождественский «Одуванчик».

  • По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец».

    1. Предметные результаты

Учащиеся должны уметь:

  • читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;

  • читать про себя;

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;

  • определять главную мысль произведения;

  • читать отрывки по ролям;

  • пересказывать прочитанное полностью и выборочно.

Учащиеся должны знать:

  • знать наизусть 7-8 стихотворений.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Чтение и развитие речи»

У четвероклассника продолжится:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и нацио­нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об­щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви­вающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том чис­ле в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со­циальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных соци­альных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных си­туаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотива­ции к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и ду­ховным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель­ности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуника­ционных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, органи­зации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и по­знавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избира­тельности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот­ветствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказы­вание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-след­ственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распре­делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру­жающих;

  13. формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процес­сов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. формирование умения работать в материальной и информационной среде началь­ного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержани­ем конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения курса «Чтение и развитие речи»

У четвероклассника продолжится формирование:

  1. понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства со­хранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; форми­рование потребности в систематическом чтении;

  3. понимания роли чтения, использования разных видов чтения (ознакомительное, изу­чающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содер­жание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновы­вать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской ком­петентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, на­учно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  5. способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Календарно-тематическое планирование

Тема

Всего часов

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

1

 А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…»

1




2

Ф.Тютчев «Листья».

1




3-4

По Г.Граубину «Как наступает листопад».

2




5-6

А.Гонтарь «Осень в лесу».

1




7

С.Прокофьева «Подарки Осени»

1




8-10

По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок в 2х частях)

3




11-12

Е.Носов «Хитрюга».

2




13-14

Н.Сладков «Осень».

2




15-16

Г.Снегирёв «Бурундук».

2




17-18

Обобщение по теме: «Листья пожелтели и по ветру летят»

2




19

Считалки.

1




20

М. Бородицкая «Щи - талочка»

1




21-22

Л. Пантелеев «Карусели».

2




23-24

Д. Хармс «Игра». (Отрывок)

2




25

В. Левин «Чудеса в авоське».

1




26-27

Обобщение по теме: «Раз, два – начинается игра»

2




28-29

Н. Носов «Затейники».

2




30-31

«Не моё дело!»

 (Китайская сказка)

2




32

И. Крылов «Чиж и Голубь».

1




33

Л. Толстой «Два товарища».

1




34-35

Л. Пантелеев «Трус».

2




36-37

Э. Киселёва «Про то, как Миша стал храбрым».

2




38

В. Сафронов «Подвиг».

1




39-40

Ю. Ермолаев «Силач».

2




41-42

По В. Осеевой «Самое страшное»

2




43-45

К. Киршина «Вот какая история».

3




46-48

По Я. Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря».

3




49-50

А. Барто «В театре»

2




51-52

Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо.

2




53

По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка)

1




54-56

Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)

3




57-59

А.Н. Толстой «Ёлка»

3




60-61

С. Черный «Снежная баба»

2




62

С. Прокофьева «Подарки Зимы».

1




63-65

Г. Харлампьев «Жадная сорока».

3




66

З. Александрова «До свидания, зима!»

1




67-68

В. Коржиков «В пограничном наряде»

2




69-70

Обобщение по теме: «Зимние узоры»

2




71-73

«Заработанный рубль» (Грузинская сказка).1,2,3, части.

3




74-75

Е. Шварц «Сказка о Василисе – Работнице»

2




76

Г. Сапгир «Рабочие руки»

1




77

М. Миршакар «Мудрый дед»

1




78-79

В. Хомченко «Михаськин сад»

2




80-81

Н. Носов «Заплатка». 1,2 части.

2




82

А.Барто «Я лишний».

С. Погореловский «Маленькое и большое».

1




83-84

Г. Виеру «Хлеб с росою».

2




85-86

К. Киршина «Просто сочинение»

2




87-88

Ю. Морец «Трудолюбивая старушка»

2




89-90

Э. Киселева «Волшебный котелок»

2




91-92

Обобщение по теме: «Никогда не будет скучно»

2




93

Народная песенка «В окно повеяло весною»

1




94

А.Плещеев «Весна».  А. Майков «Ласточка примчалась»

1




95-96

К. Ушинский «Ласточка».

2




97

А. Н. Толстой «Весенние ручьи».

1




98-99

Б. Житков «Наводнение»

2




100

С. Прокофьева «Подарки Весны».

1




101

В. Берестов «Праздник мам».

1




102-103

Н. Сладков «Ивовый пир»

2




104

В. Сафронова «Весна».

1




105-106

В. Воскобойников «Боец бытового отряда»

2




107-108

Обобщение по теме: «В окно повеяло весною»

2




109-111

«Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина) 1,2,3 части.

3




112-113

Л. Толстой «Как боролся русский богатырь».

2




114-116

По О. Орлову «К неведомым берегам». 1,2,3 части.

3




117-118

По Г. Черненко «Русский «паровой дилижанец».

2




119-120

Обобщение по теме: «На пользу и славу Отечества»

2




121

Г. Греков «Летом».

1




122

С. Прокофьева «Подарки лета».

1




123

По Э. Шиму «Кто сажает подсолнухи».

1




124-125

А. Смирнов «Малина»

2




126-127

По С. Иванову «Позвольте пригласить на танец». 1,2 части.

2




128-130

По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок). 1,2,3 части.

3





131

Вс.Рождественский «Одуванчик».

1




132-133

Обобщение по теме: «Красное лето»

2




134-136

Резерв.

3







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Вьюркова Марина Викторовна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355964


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства