kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

3 класс.рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1./Москва «Просвещение» 2012/; авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» О.Т. Поглазова, (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2012 год), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«3 класс.рабочая программа по окружающему миру »



Оренбургская область Красногвардейский район

МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

на МО учителей начальных классов

Протокол №

от «___» _______2014г.

Руководитель МО


Согласовано

Зам дир по УВР Директор школы

Бахтиярова С.А.

«____»_________2014г

Утверждаю:

Директор школы

Бахтиярова Л.Н.

«____»_________2014г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

окружающий мир для 3 класса

УМК «Гармония»

на 2014-2015 учебный год


Составила: Спиридонова Алла Васильевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории



с. Пролетарка, 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1./Москва «Просвещение» 2012/; авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» О.Т. Поглазова, (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2012 год), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Задачи курса:

  • социализация ребёнка;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.



Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.

  2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.

  3. Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).

  4. Учебного плана МБОУ «Пролетарская СОШ» на 2014 / 2015 учебный год.

Обоснование выбора

Данная программа позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по окружающему миру.

Данная программа обеспечивает овладение детьми умений: разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении; выделять существенные и несущественные признаки предметов Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей (на местном материале).

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей.

Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей.

Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни.

Наблюдать атмосферные явления и фиксировать их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой.

Декодировать и кодировать условные знаки погоды.

Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется.

При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.


Информация об изменениях программы

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют тре­бованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Место и роль учебного предмета

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ.

Информация о количестве часов

В соответствии с федеральным базисным учебным планом программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.





























Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные /проверочныеработы



Творческие работы

Практические

работы


Экскурсии


1.

Разнообразие изменений

в окружающем мире


8

-

2

1

1

2.

Сезонные изменения в природе


14

1

1

2

3

3.

Тела и вещества, их свойства

14

1

6

-

2

4.

Организм человека и его здоровье

12

-

5

-

-

5.

Развитие животных и растений

9

-

3

-

2

6.

Изменение быта и культуры наших предков

11

1

2

1

2

Всего


68

3

19

4

10

Содержание предмета

Содержательные линии

Знания

Умения

Возможное

расширение

Человек и природа

Времена года. Календарь. Природные явления, погода. Температура, ее измерение. Сезонные изменения в живой и неживой природе. Тело и вещество. Строение и свойство веществ. Круговорот воды в природе. Почва, ее свойства, состав. Части тела человека и внутренние органы. Части растений. Способы размножения. Стадии развития рыб и насекомых.

  • описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);

  • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки;

  • распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

  • различать части тела цветкового растения;

  • различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

  • характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

  • определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;

  • использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

  • выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;

  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

  • вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

  • выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

  • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

  • измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

  • выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;

  • пользоваться простыми правилами самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе;

  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

  • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

  • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

  • участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения;

  • презентовать результаты своей работы.

Человек и общество

Наука история. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Устройство старинной избы. Традиции семьи, воспитание детей. Древние города. Занятия горожан. Ремесло и торговля. Одежда и быт славян. Памятники архитектуры.


  • воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;

  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

  • использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

  • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

  • различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком;

  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • оценивать трудолюбие и мастерство;

  • рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);

  • использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

  • моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

Правила безопасной жизни

Правила безопасного поведения во время грозы. Необходимость бережного использования воды. Правила гигиены при работе с почвой. Первая помощь при переломах, растяжении связок. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.


  • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

  • оценивать опасность некоторых природных явлений.

  • сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

  • следовать правилам здорового образа жизни; оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).


Тематическое планирование. 3 класс

(2 часа в неделю. 66 часов)

Темы курса

Название темы

и её содержание

Характеристика

учебной деятельности учащихся

Экскурсии, практические и творческие работы

Разнообразие изменений

в окружающем мире – 8 ч.


Наблюдения – источник знаний о природе и обществе, способ их изучения.

Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в обществе. Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.

Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха.

Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы.

Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба. Дневник наблюдений за погодой. Систематические наблюдения за природными явлениями, их отражение в народных приметах, поговорках (на местном материале).


Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей (на местном материале).

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей.

Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей.

Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни.

Наблюдать атмосферные явления и фиксировать их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой.

Декодировать и кодировать условные знаки погоды.

Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется.

Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром.

Объяснять, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют.

Объяснять, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу.

Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц.

Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале).

Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда.

Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём.

Практические

работы

Ведение дневника наблюдений за погодой.

Работа с отрывным календарём, определение длительности светлого времени суток.

Проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода.

Измерение температуры воздуха и воды комнатным и водным термометрами.

Творческие работы

Изготовление из бумаги модели термометра.

Возможный проект

Подготовка справочника «Сам себе метеоролог»

Сезонные изменения в природе – 14 ч.


Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека.

Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой.

Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение растений, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета.

Осень, зима, весна в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники.

Времена года в произведениях литературы и искусства.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года.

Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (осенние, зимние, весенние), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.

Объяснять причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения Солнца на небе.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Характеризовать осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных, объяснять их причины.

Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы.

Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждать жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу.

Сравнивать исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая (подготовки к весенним работам), подготовки к зиме.

Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными (осенними, зимними, весенними) работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях.

Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок.

Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др.

Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года»

Экскурсии

Наблюдение сезонных изменений в природе, труда людей.


Практические

Работы

Ведение фенологических наблюдений сезонных явлений в природе.

Продолжение ведения дневника наблюдений за погодой.

Природоохранная деятельность.


Творческие работы

Презентация сезона (осени, зимы, весны) от имени метеоролога, биолога, зоолога, художника, поэта, знатока старинных обрядов и др. (на выбор).


Тела и вещества, их свойства – 14 ч.


Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа, микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение живых организмов. Простейшие, бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха.

Вода в природе, её значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния воды (лёд, вода, пар). Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы, инея, изморози.

Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды.

Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы – главное отличие от горной породы.

Взаимосвязь растений и почвенных животных.

Обитатели почвы – участники круговорота веществ в ней.

Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой.

Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.


Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы).

Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности.

Наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке).

Составлять и читать простые схемы и таблицы.

Ввыполнять разные типы тестовых заданий, оценивать результаты своего учебного труда.

Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и веществ, описывать их.

Сравнивать тела и вещества, находить сходства и различия, выявлять их общие и отличительные свойства.

Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства.

Характеризовать значение воздуха, воды, почвы для жизни, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей.

Приводить примеры источников загрязнения воздуха, воды, почвы, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях.

Характеризовать (на основе опытов) свойства воздуха, воды и сравнивать их.

Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы.

Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят.

Объяснять, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе.

Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого.

Сравнивать старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.

Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др.

Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха, воды, способах возделывания почвы в старину, фотографировать старинные объекты (колодцы, ветряные и водяные мельницы, водонапорные башни) для использования в презентациях.

Экскурсии

Наблюдение (согласно местным условиям) изучаемых объектов природы и жизнедеятельности людей (родников, старинных колодцев, колонок, ветряных и водяных мельниц, ветряков, гидростанций, водонапорной башни и др.)

Практические работы

Исследования свойств воздуха, воды, почвы.

Очистка загрязнённой воды с помощью простейшего фильтра.

Моделирование

круговорота воды в природе.

Творческие работы

Изготовление аппликации «Обитатели почвы».

Презентация проектов о старине.

Организм человека и его здоровье – 12 ч.


Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах. Рождение и развитие человека.

Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Первая помощь при переломах, растяжении связок.

Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе.

Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и её роль в организме. Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок. Первая помощь при кровотечениях.

Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения.

Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах.

Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Что такое память, какой она бывает. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы.

Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении органов чувств.

Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровье окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них.

Традиционная пища, отношение к курению, способы закаливания и лечения наших предков.


Характеризовать науки, изучающие организм человека и его здоровье.

Объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни,

характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения.

Объяснять сходства и различия между человеком и другими млекопитающими.

Называть части тела человека, его внешние и внутренние органы, системы органов.

Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле.

Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной.

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Проводить самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств.

Измерять температуру тепа, вес и рост человека.

Определять (практически) правильную осанку, наличие плоскостопия, частоту дыхания и пульса в обычных условиях и после нагрузки.

Прослеживать процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам.

Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, минеральных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбалансированное меню.

Исследовать свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха.

Обсуждать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях.

Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека с целью определения правил поведения в природе и обществе.

Моделировать в ходе практической работы (совместно с школьным врачом или медсестрой) ситуации по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради.

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов.

Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.

Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра, и др.).

Практические работы

Нахождение частей опорно-двигательного аппарата на модели скелета.

Выработка правильной осанки.

Измерение частоты пульса в покое и после нагрузки.

Исследование кожи под лупой.


Моделирование

Оказания первой помощи при несчастных случаях (совместно с медицинскими работниками школы)


Творческие работы

Создание научных текстов по результатам наблюдений и проведения опытов.

Подготовка кратких сообщений, драматизаций по изучаемым темам раздела.



Развитие животных и растений – 9 ч.


Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества). Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения.

Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых растений. Способы размножения растений и распространение семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).


Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей, сравнивать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей, характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных.

Называть стадии развития разных групп животных, прослеживать и сравнивать (по рисункам-схемам) стадии развития птиц, насекомых, земноводных и рыб.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей, характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений, приводить примеры разных групп растений, называть их существенные признаки, различать хвойные и цветковые растения, выделять их отличительные признаки (по иллюстрациям и на примере своей местности).

Объяснять значение слов: дикорастущее растение, культурное, лекарственное; светолюбивое растение, теневыносливое, влаголюбивое, засухоустойчивое; однолетнее растение и многолетнее.

Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности строения (по иллюстрациям и гербариям).

Наблюдать демонстрационные опыты по выявлению состава семян, самостоятельно опытным путём определять условия, необходимые для прорастания семени (фасоли, гороха, кабачка или другого растения).

Характеризовать способы размножения растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени (по рисунку-схеме).

Прослеживать (опытным путём) развитие растения из семени, выращивать растения в группе (из семян, стеблевых черенков, листа).

Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки, плакаты.

Составлять тематический словарь понятий с объяснением их значения..

Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов.

Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Сотрудничать при проведении исследований (участвовать в обсуждении задач исследования, подборе оборудования, планировании хода эксперимента, обобщении полученных результатов и формулировании вывода).

Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации.


Экскурсии

В зоологический музей, ботанический сад (по местным условиям).


Практические работы

Исследование условий прорастания семян.

Наблюдение за некоторыми процессами развития цветкового растения.

Выращивание растений разными способами (по выбору).


Моделирование

Строения цветка.


Творческие работы

Изготовление аппликаций «Стадии развития насекомых» (по выбору), «От семени до семени».

Презентация сообщений о разнообразии цветков и плодов растений.

Изменение быта и культуры наших предков – 11 ч.


Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года.

Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей.

Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость.

Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, художественная роспись и другие ремёсла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества.

Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю.

Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги.

Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края.

Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях, учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Учреждения образования в родном краю.

Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали.

Собирать краеведческий материал о старинных жилищах, быте и культуре народов, населяющих родной город ( село), находить сведения о возникновении родного города ( села), происхождении его названия, герба, названий улиц.

Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников.

Описывать основные элементы герба своего города, рассказывать о его достопримечательностях, исторических и культурных памятниках.

Сравнивать устройство старинной избы и утвари с современными домами, квартирами, предметами быта.

Сопоставлять исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян.

Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников (по иллюстрациям или реальным предметам).

Сравнивать старинную и современную одежду, школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников и способы их изготовления.

Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов (элементы одежды, предметы быта, игрушки, макеты памятников архитектуры и др.

Обсуждать взаимоотношения в старинной семье, отношение к старшим и младшим членам семьи, дела и заботы своих сверстников в давние времена и сравнивать с занятиями современных детей.

Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, традициях, обычаях разных народов.

Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках родного города,, о ремесленниках и их изделиях, о старинных и современных монетах и др.) на основе учебника и дополнительной информации, подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы.

Находить и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др.

Участвовать в проекте «Быт и культура наших предков», выбрав форму своего участия в сотрудничестве с одноклассниками (ремёсла и предметы быта, национальные кухни народов края, элементы узоров в одежде, старинные игры детей и др.)

Экскурсии

В исторический центр города (села), в краеведческий музей (согласно местным условиям).


Практические работы

Изготовление предметов из глины, бумаги,

берёсты, пластилина..

Изготовление макетов жилищ из разных материалов, готовых деталей (по возможности).


Творческие работы

(по выбору)

Подготовка выставки «Старинные ремёсла».

Создание альбома «Мой город, его исторический центр».

Ролевые игры, драматизации по заданной теме (Старинная трапеза, урок в церковно-приходской школе и др.)



Результаты изучения учебного предмета

В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.



Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У ученика будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

  • осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

  • понимание важности здорового образа жизни.

У ученика могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

  • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

  • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.



Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией);

  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

  • ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);

  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.



Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

  • наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

  • осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Ученик получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

ученик получит возможность научиться:

  • оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

  • уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации




Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся

Словесная оценка знаний и умений по предмету «Ознакомление с окружающим миром» в I класса производится в соответствии с требованием программ по результатам бесед, наблюдений, практических работ, дидактических игр.

Во II классе знания и умения учащихся по ознакомлению с окружающим миром оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

При устных ответах Оценка «5»ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире. Раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика в основном  соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, и полно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарном изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Ресурсное обеспечение программы

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

1)Учебник О.Т.Поглазовой: Окружающий мир для 3 класса в двух частях, « Ассоциация XXI век», Смоленск 2013 год.

2)Тестовые задания О.Т.Поглазовой: Окружающий мир для 3 класса, Смоленск « Ассоциация XXI век», 2013 год


Пособия для учителя

1) Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 388 с. –ISBN 978-5-418-00650-9

2) Программа «Окружающий мир» для 1-4 классов. Издательство « Ассоциация XXI век», Смоленск 2012 год. »



Электронное споровождение


Интренет -ресурсы

Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс.

- Образовательная система «Гармония» для начальной школы http://www.umk-garmoniya.ru

Авторские материалы, разработанные в среде Microsoft Office Power Point 2007 Марченко Е.В.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru


Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru


Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru


Портал «Российское образование» http://www.edu.ru


Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru


Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
3 класс.рабочая программа по окружающему миру

Автор: Спиридонова Алла Васильевна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129456


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства