« Знай, люби и сохраняй наш заповедный птичий край!»
« Знай, люби и сохраняй наш заповедный птичий край!»
Данный материал способствует поддержанию интереса к познанию окружающего мира у младших школьников,закладываетт основы взаимодействия ребёнка с природой и её обитателями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Знай, люби и сохраняй наш заповедный птичий край!»»
Методическая разработка урока-путешествия
« Знай, люби и сохраняй наш заповедный птичий край!»
Шевцова Алла Николаевна, учитель начальных классов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа х. Бурковский»
Среднеахтубинского района Волгоградской области
Возрастная категория: для учащихся начальной школы.
Продолжительность: 45-60 мин.
Актуальность: сегодня крайне важно поддерживать у детей младшего школьного возраста интерес к познанию окружающего мира; заложить основы взаимодействия с природой и её обитателями, научить видеть в простом - чудесное, в привычном — необычное. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать природу как общую ценность для всех людей и задача взрослых — помочь им. Мы очень мало знаем о тех, кто живет рядом с нами. Как оказалось, наибольшее количество видов птиц школьники могут назвать по памяти, но гораздо меньше – определить по внешнему виду и совсем мало – по голосам; многие виды птиц им вообще неизвестны. Поэтому, задача взрослых — помочь детям в этом всеми доступными средствами. Дети должны знать местность, в который живут и её обитателей.
Цели урока:
конкретизировать, углубить, расширить и обобщить круг знаний обучающихся о многообразии птиц природного парка «Волго-Ахтубинская пойма»;
продолжить формирование у обучающихся целостных знаний о родном крае, целостной картины мира и осознания своего места в нём, опираясь на личный опыт общения с окружающей природой;
способствовать развитию личностных компетенций младших школьников, применяя игровые технологии на уроках окружающего мира, в том числе технологию ТРИЗ.
Задачи урока:
образовательные:
предоставить возможность обучающимся:
повторить и закрепить знания школьников о многообразии птиц Волгоградской области.
повысить уровень общей образованности, сформировать положительное отношение к обучению, научиться решать различные типы задач, в том числе практической направленности;
совершенствовать навыки анализа и синтеза изученного материала: сравнивать несколько объектов, объединять их согласно общему признаку, составлять целостный образ предмета, используя отдельные его признаки;
определять причинно-следственные связи в природе, делать правильные выводы;
самостоятельно работать с различными источниками информации, пополнять и обогащать свой словарный запас;
продолжить формирование системы знаний по окружающему миру;
творческих, познавательных, исследовательских способностей и нестандартного мышления;
умения применять приобретённые знания не только теоретически, но и в реальной жизненной ситуации при определении природных сообществ х. Госпитомник;
навыков самооценки и самоконтроля;
грамотной, осмысленной, связной речи; коммуникативности при работе в группе;
3. воспитательные:
продолжить формирование положительного представления и бережного отношения к окружающей природе родного края, его природного многообразия;
применение нестандартных форм обучения, создания ситуации успеха для формирования познавательного интереса к предмету;
формирование культуры общения и поведения в социальной и природной среде: позитивное сотрудничество, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение оппонентов, ответственность за свои поступки и их последствия; воспитание отзывчивости, сопереживания, бережного отношения к окружающей природе;
формирование умений разрешать противоречия; находить положительные и отрицательные стороны объекта или ситуации и оценивать их с разных сторон.
Методы организации познавательной деятельности обучающихся:
словесные (беседа, рассказ, дискуссия);
наглядные (иллюстрации, карточки, демонстрация слайдов на компьютере);
игровые (загадки, сказочный сюжет, сюрприз (незнакомец в коробке), создание игровой ситуации, физкультминутки);
практические (устные и письменные упражнения, наблюдение, коллективная и групповая работа, сравнение, работа на интерактивной доске).
Методы стимулирования и мотивации:
методы эмоционального стимулирования (поощрение, ситуация успеха, игровая форма занятия, работа на перспективу);
методы развития познавательного интереса (дискуссии, познавательные игры, интересные ситуации, новизна и нестандартность подачи учебного материала, опора на жизненный опыт школьников);
методы формирования ответственности и обязательности (личностная значимость, оперативный контроль);
методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся (проблемная ситуация, творческое задание, дискуссия, креативность).
Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: распечатки плана местности и карты х. Госпитомник, электронное приложение Плешаков А.А. «От земли до неба. Атлас-определитель», слайды ( картинки: лес, луг, поле, озеро), картинки с изображением Лесовичка, Луговичка Озерчка, птенчика, птиц, веток деревьев, дерева, леса; листы с заданиями, разрезные карточки, три ключа - синего, зелёного и жёлтого цветов, музыкальный проигрыватель, мультимедийный проектор, ноутбук, планшеты, пазлы.
I. Организационный момент. Мотивация. (Приём «Удивляй») (3 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Любите ли вы путешествовать? Я тоже очень люблю! Предлагаю совершить путешествие по удивительному, живописному месту Волго-Ахтубинской поймы, снимок которого вы видите. (План-снимок местности проецируется на доску.) Узнали это место? (Хутор, в котором мы живём — х. Госпитомник.) Молодцы!
(Неожиданно слышится тихий плач за дверью классной комнаты. Учитель открывает дверь, удивлённо оглядываясь вокруг, видит большую коробку, закрытую на замок, стоящую на полу. Вносит её в класс, «не замечая» выпавшей записки.)
Дети, чья это коробка? Почему закрыта на замок? Что за шутки? Где ключ? (Дети удивлены. Обращают внимание на лежащую на полу записку. Учитель берёт её и читает вслух.)
«Кто плачет в коробке тогда ты поймёшь, когда испытанья в дороге пройдёшь. Тот путь будет труден, но если ты смел, умён и находчив, не можешь без дел и многому уж научиться успел, с друзьями надёжными в поиск иди, и ключик от дома скорее найди».
Учитель: Да… Нелёгкая задача. Но ведь это нас не остановит? Поможем незнакомцу выбраться из коробки и найти свой дом? (Согласие детей.) Молодцы! А как вы думаете, почему именно нас попросили о помощи? (Дети высказывают различные предположения, среди которых есть верные: а) возможно незнакомец — «местный житель», б) мы же хотели сегодня на уроке совершить путешествие — и урок проведём и незнакомцу поможем.) Перед тем как отправиться в дорогу на поиск ключа, разделимся на группы. (Каждый ученик, заходя на урок, выбрал часть пазла определённого цвета: синего, зелёного или жёлтого. Группы образуются по принципу: один цвет - одна группа. Название группы соответствует цвету: «Синие», «Зелёные», «Жёлтые». Когда пазлы определённого цвета собраны, на обратной стороне появляется картинка-фото: «Синие» - озеро Запорное, «Жёлтые» - луг, «Зелёные» - лес. Всего три команды.)
Берегите время, помните — в коробке находится живое существо. Нужно как можно быстрее отыскать ключ и освободить пленника! В добрый путь! (Музыка.)
II. Содержательная часть. (12 мин)
Учитель: В ходе путешествия вам нужно будет находить выход из различных непростых ситуаций. За каждый верный ответ вы будете получать награды — сердечки. Группа, получившая наибольшее количество наград, станет победителем и получит приз. Какой? Секрет!
Ребята, что должно быть у настоящего путешественника, чтобы не сбиться с пути? (Карта.) Где она? (Проекция на классную доску.) Посмотрите на цвета карты, что можете сказать? (Предполагают, что жёлтый цвет на карте — это поле, зелёный — лес, синий — вода, озеро.)
Хорошо. Итак, все готовы к путешествию? Проверим!
Игра «Веришь - не веришь» (2 мин) ( Отвечают поочерёдно.
При отсутствии ответа – переход к другой команде).
Верите ли вы, что:
1. Все, у кого есть крылья, умеют лететь? (Не верю)
2. Кукушка – очень заботливая мама? (Не верю)
3. У дятла – самый длинный язык? (Верю)
4. У журавля всегда рождается только один птенец? (Верю)
5. Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва? (Верю)
6.Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет.) Учитель: Прекрасно! Можно продолжить путь. (Звук ветра в поле.) Что такое? Куда мы попали? Узнаете, когда отгадаете загадку.
Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал! (Луг) (Слайд с изображением луга)
Правильно, мы пришли на луг. А кто это спешит нам навстречу? (Вглядывается в даль). Здравствуй, Луговичок, - хранитель луга. (Картинка Луговичка с ключом жёлтого цвета в руках.) Как ты узнал, что мы ищем ключи? А-а-а, эту весть тебе сорока на хвосте принесла! У тебя здесь сороки живут? Что-что? Беда? Все птички перепутались?
Ребята, Луговичок опечален: помогите ему разобраться, какие птички здесь лишние и отправить их по домам.
Задание 1. «Птицы луга»
(Каждой команде предлагаются подписанные картинки различных птиц, из которых необходимо выбрать только луговых. Посовещайтесь и дайте ответ. Время – 4 минуты.)
Учитель: Вот молодцы, избавили Луговичка от непрошеных гостей! Получайте награду – желтый ключ. Скорее открываем замок! (Не получается). К сожалению, этот ключ нашу коробочку не открыл. Ну что же, поблагодарим Луговичка, попрощаемся и продолжим путь. Нам нужно поторопиться.
Что такое? Кажется, дождь собирается… III. Психологическая разгрузка. ( 1 мин)
( Ритмическая игра « Дождик»)
Поднялся ветер ( трут ладони).
Начинает капать дождь (щёлкают пальцами).
Дождь усиливается (поочередно хлопают ладонями по груди).
Начинается ливень (хлопают по бедрам).
А вот и град – настоящая буря (топают ногами).
Но что это? Буря стихает (хлопают по бедрам).
Дождь утихает (хлопают ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю ( щёлкают пальцами).
Тихий шелест ветра (потирают ладони).
Солнце! (поднимают руки вверх).
Учитель: Быстрее бежим дальше! Сверимся с картой. Место нашей следующей остановки вы сможете определить, когда расположите картинки в правильной последовательности - от подсистемы к надсистеме. Выбор обоснуйте.
Задание 2. (Приём «Системный лифт»)(3 мин)
(Группы получают картинки с изображением ветки дерева, дерева, леса. Картинки разные: дуб, берёза, клён.
«Жёлтые»: ветка дуба — дуб — дубовый лес.
«Зелёные»: ветка берёзы — берёза — берёзовый лес.
«Синие»: ветка клёна — клён — кленовый лес.
Обоснование. Картинка с деревом в середине; ветка — слева, как часть дерева (подсистема); лес — справа, как место где растёт дерево (надсистема).
Учитель: Итак, где же мы? (Звуки леса, голоса птиц.). Правильно — мы в лесу. И встречает нас хранитель леса — Лесовичок. (Картинка Лесовичка с зелёным ключом в руках.) Чтобы попасть в его владения и получить ключик, нужно выполнить его задания.
Задание 3. Отгадай по голосу. (4 мин)
(Участникам команд предлагается прослушать фонограмму голосов птиц и определить кто поёт. Ответы записывают на карточках. По количеству правильно отгаданных птиц команды получают сердечки.)
Учитель: Ребята, а где обитают эти птицы? (Ответы детей, демонстрация слайдов с картинками птиц, обитающих в лесу х. Госпитомник.) Конечно же, эти птахи живут в нашем лесу. А кого мы ещё не назвали, вы поймёте, когда выполните второе задание.
IV. Головоломка. (2 мин)
К аждая группа разгадывает ребус с название птицы.
(Дятел ,снегирь, сова )
Учитель: Замечательно! Лесовичок очень рад подружиться с такими сообразительными ребятами, и приглашает нас к себе в гости. Но он такой рассеянный, всегда всё забывает, нужно ему подсказать — правильно ответить на вопросы.
V. Интеллектуальная разминка. (Приём «Ложная альтернатива»)(2 мин)
(Команды отвечают по очереди, ответы поясняют.)
1. Филин токует или крякает? (Ухает)
2. Кукушка вьёт гнездо на берёзе или на осине? (Вообще не вьёт гнёзд)
3. Самые пушистые птенцы у воробья или вороны? (Совята у совы)
4. Слово "воробей" - пишется как "ворабей" или "варобей"? (Воробей)
5. Кто бегает быстрее – стриж или ласточка? (Никто, они не умеют бегать)
6. Мы живём в Вологодской или в Саратовской области? (в Волгоградской)
Учитель: Что объединяет все эти вопросы? (Все названные птицы обитают в нашем лесу — в лесу хутора Госпитомнмк.)
Учитель: Молодцы, справились! Но ключик от замка у друзей Лесовичка, а они очень пугливые и все попрятались. Найдите их.
VI. Содержательная часть. (14 мин)
Задание 1. (Приём «Прятки»)(3 мин)
Прочтите текст, в котором затаилось восемь птиц, отыщите их названия. Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.
Проверить правильность ответа вы можете, перевернув лист. ( Задания на листах А4 вывешены на доске. По одному заданию для каждой группы. По мере отгадывания на доске появляются изображения всех отгаданных птиц.)
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать. (Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка.)
Учитель: Правильно. А вот и ключик! Спасибо, лесные друзья! (Пробует открыть, но и этот ключ не подходит.) Не открывается. Не беда, мы упорные, настойчивые и всё равно добьёмся своего! Мы уже почти у цели. Спасение незнакомца уже совсем близко!
Осталось только одно место, где мы ещё не были. Внимательно посмотрите на карту и вспомните, как называются замкнутые объекты, которые на карте и глобусе обозначаются синим цветом? Правильно — озёра. Значит, впереди у нас что? (Озеро) Уточним. (Изображение карты не слайде увеличивается до те пор, пока синее «дерево» на ней не «превратится» в озеро.(Изображения на последней странице разработки урока.) Как называется озеро х. Госпитомник? (Озеро Запорное.)
Посмотрите, на другой стороне озера живёт его хранитель — Озерчок! Он зовёт нас к себе. (Картинка Озерчка с синим ключом). Как же нам туда перебраться? Найти выход нам поможет решение логической задачи. (Награду получает группа, которая дала правильный ответ раньше.)
Задание 2. Задача (3 мин)
Из какой рубашки можно сделать птицу? (Из рубашки «Сорочка» убрать букву Ч.)
Учитель: Молодцы, настоящие путешественники! Вот мы и на месте. Здравствуй, Озерчок! Ты почему такой грустный? Ребята, злая Кикимора заколдовала наше любимое озеро Запорное и похитила одного из жителей! Разрушить заклятье смогут только дружные, умные, сообразительные дети с добрым сердцем. Вы такие? Выручайте!
Задание 3. «Узнай по силуэту»(2 мин)
(На экране по одному появляются слайды с силуэтами птиц. Команда, которая быстрее даёт правильный ответ, получает сердечко.)
Учитель: Получилось, вы молодцы! А в какую группу можно объединить этих птиц? Правильно, это озёрные птицы. Теперь ключик у нас в руках! (Открывает замок.) Не открывается. Почему? А-а, понятно, колдовство не снято, нужно выполнить последнее задание.
Задание 4. «Анаграмма».(2 мин)
Зачеркните в записи ябУавТшгЁвбаНгяОбКаш одинаковые буквы и узнаете кто находится в коробке.
(Ответ: «утёнок». Когда слово прочитано, учитель открывает замок и достаёт из коробки игрушку-утёнка.)
Учитель: Так вот кто плакал в коробке! Здравствуй, Утёнок! Мы нашли твой дом. Беги скорее к друзьям, они по тебе очень скучали. До встречи летом на озере !
Ребята, пришла пора подвести итог нашего путешествия, вспомнить что видели, кого встретили, кому помогли.
Задание 5.(Приём «Кластер» ) (4 мин)
(Карточки для кластера подготовлены заранее, дети выбирают нужные и крепят их на доске). Каждая группа составляет свою часть кластера («Жёлтые» - птицы луга, «Зелёные» - птицы леса, «Синие» - птицы озера). В результате на доске размещают общий кластер «Группы птиц, обитающих в х. Госпитомник»
Учитель: Мы живём в замечательном месте х. Госпитомник – на территории природного парка Волго-Ахтубинская пойма. Теперь вы понимаете, насколько богат и красив наш родной край. Берегите и сохраняйте его!
VIII. Подведение итогов. Награждение. (5 мин)
Учитель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Вы действительно молодцы! Поздравляю! А теперь посмотрим на результат. (Краткая характеристика результатов каждой команды и оценка работы наиболее активных учащихся; вручение приза команде-победителю и утешительных призов остальным командам. Кроме того, каждая команда награждается грамотой за 1 (2, 3) место.)
А теперь – обещанный сюрприз за победу. Каждый участник победившей группы получает в подарок красочную книгу о птицах Волгоградской области.
Утешительный приз для остальных групп — книжки-раскраски о птицах.
Ребята, награды-сердечки, которые вы получили от обитателей природных сообществ нашего хутора, возьмите с собой. Это подарок от всех тех, кого мы встретили во время путешествия. Пусть они напоминают вам о том, что у всех есть сердце, которое помогает нам жалеть, любить и понимать друг друга.
Рефлексия. А сейчас проанализируйте свою работу. Что вам было легко делать? Что сложно? Всё ли у нас получилось? Совершали вы сегодня хорошие поступки добрые дела? Какие? Достигли результата? За что вы можете себя похвалить? Кто доволен своей работой? Поднимите руки.
Я тоже очень довольна результатами вашей работы на уроке. Благодаря вашему старанию, трудолюбию, сообразительности и взаимовыручке, удалось спасти нашего нового друга Утенка и вернуть его домой. Я убедилась, что вы любите и знаете свой родной край, его природу и готовы помогать и защищать её. Молодцы!
Встаньте, пожалуйста, в круг. ( Протягивает свою руку ладонью вперед.) Положите свои ладони на мою ладонь. Громко произнесите слово «Удачи!». (На звук «Ууу…» руки опускаются вниз, на звуках «…дачи!» руки резко поднимаются вверх.)
IX. Домашнее задание. (Приём «Составление загадок») (1 мин)
Составьте загадку про любую птицу, которую мы встретили во время путешествия.
Ссылки на источники:
http://luntiki.ru/blog/umnica/3568.html логическая задача