kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение динамических пауз и физминуток

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение динамических пауз  и физминуток для глаз на уроках в школах III-IV видов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение динамических пауз и физминуток»






Значение динамических пауз и физминуток для глаз на уроках в школах III-IV видов












Подготовила

Шешко И.А., учитель начальных классов

КГОБУ "Коррекционная школа-интернат III-IV видов"

2019г.

Значение динамических пауз и физминуток для глаз на уроках в школах III-IV видов

Возраст учеников начальной школы является периодом активного роста, развития мышечной и костной тканей. Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть ребенку, и высокая суммарная нагрузка предъявляют повышенные требования к его работоспособности, физическому развитию и двигательной подготовленности. Кости детей при длительном напряжении или неправильном положении тела легко деформируются. Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих встречается значительно чаще, чем у детей с нормальным зрением.

Применение здоровьесберегающих технологий является обязательным условием современного урока, одна из составных частей которого- рациональная организация урока. Использование данных технологий в коррекционной школе позволяет без каких-либо материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Известно, что одной из причин
нарушения осанки является недостаток движений. Поэтому проведение физминуток и динамических пауз является обязательным при проведении современного урока. После их проведения, работоспособность детей повышается в несколько раз.

При чрезмерной зрительной нагрузке возможно развитие близорукости, а нередко и косоглазия. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Необходимо предупреждать утомление и последующее снижение функциональных возможностей глаза. Быстро возникающее зрительное утомление приводит к резкому снижению работоспособности детей, что отражается на их общем состоянии. Своевременная смена видов деятельности может содействовать повышению работоспособности детей. Так, периодическая перемена положения тела во время урока или занятий предупреждает появление утомления. На занятиях, связанных с напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание), время от времени надо отвлекать детей от работы рассказом или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых глазам. Так же рекомендуется проводить физминутки для глаз.

Комплексы физкультурных пауз для детей с нарушением зрения

КОМПЛЕКС 1

1. И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок. 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох; 3-4 - прийти в и.п. - выдох. Повторить 4-6 раз.

2. и.п. - стоя. Частые моргания в течении 10-15 сек.

3. и.п. - стоя. Самомассаж задней поверхности шеи.

4. и.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-8 раз.

5. и.п. - стоя. 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.

6. и.п. - стоя. Палец держать перед носом на расстоянии 25 -30 см. переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30 -40 сек. Выполнять медленно.



КОМПЛЕКС 2

1. и.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох; 2 -руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.

2. и.п. - сидя. Самомассаж глаз в течении 15 -20 сек.

3. и.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1- 2 сек., затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.

4. и.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить по 6 - 8 раз каждой рукой.

5. и.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить по 10 - 15 раз в каждую сторону.

6. и.п. - стоя ноги врозь. 1 - 3 - наклоны туловища в сторону; 4 - и.п. повторять 4-6 раз в каждую сторону.

7. и.п. - стоя. Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течении 4-5 сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4 - 6 сек., смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.



КОМПЛЕКС 3

1. и.п. - стоя, кисти к плечам. 1- отвести локти назад - вдох; 2- локти вперед -выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.

2. и.п. - стоя. Тремя пальцами каждой руки слегка и часто надавливать на верхнее веко в течении 3-4 сек., затем открыть глаза. Повторять 5-6 раз.

3. и.п. - стоя. 1 - 2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох; 3-4 слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз.

4. и.п. - стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд по другой диагонали: вверх - налево и вниз - направо. Повторить по 6 - 8 раз в каждом направлении.

5. и.п. - кисти на затылок. 1-2-3-пружинистые повороты туловища в сторону, 4 - и.п. то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз.

6. палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см., левый глаз закрыт. Переводить взгляд с дольнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10-15 сек. То же правым глазом.


Упражнения для предупреждения зрительного утомления

И.п. - сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вздох, наклониться вперёд к столу – выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. - сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.

И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 - 5 раз.

И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды; поставить палец правой руки вертикально по средней линии лица на расстоянии 15 - 20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руки.

И.п. - сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

Упражнение: "Жмурки"

- Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5 -6 раз с интервалом 30 секунд.

Упражнение: "Замри".

- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево - не поворачивая головы.

- Вращать глазами: вниз - вправо - вверх - влево и в обратную сторону. Эти упражнения рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое упражнение 3-4 раза с интервалом 1-2 минуты, примерно в течении 5-7 минут.


Упражнения, снимающие утомление глаз

Упражнение "Рассмотрим пальчик"

- Выполняется стоя.

- Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды.

- Затем поставить палец руки на расстоянии 20 - 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек (можно спросить у ребенка, как называется пальчик, например указательный; рассмотреть ноготок и т. д.)

- Опустить руку.

- Повторить 5-7 раз.

Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

Упражнение "Массаж для глазок"

- Выполняется сидя.

- Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1 - 2 секунды убрать пальцы (при этом можно спросить у ребенка, что он чувствует в это время, может быть "видит" что-что, приятно ли это упражнение ему).

- Повторить 3-4 раза.

Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.


Упражнения, снимающие напряжение глазных мышц

Упражнение: "Вправо, влево, вверх и вниз и по кругу возвратись"

Цель: релаксация и повышение тонуса мышц, окружающих глаза. Положение: сидя или стоя. Длительность: одна минута.

* Глаза закрыты. Перевести взгляд вверх, как будто хотим посмотреть на потолок. Глазные мышцы должны оставаться напряженными в течение того времени, за которое можно успеть сделать два глубоких вздоха - затем вернуть глазные яблоки в исходное положение.

* Глаза остаются закрытыми. Переводим взгляд вниз на пол. Фиксируем напряженное состояние в течение двух глубоких вдохов - выдохов.

* Открыть глаза, посмотреть прямо перед собой. Моргнуть. Сделать четыре глубоких вдоха. Расслабиться.

* Опять закрыть глаза и перевести глазные яблоки как можно дальше вправо. Сохранять напряженность мышц в течение двух глубоких вдохов - выдохов.

* Перевести глазные яблоки как можно дальше влево. Сохранять напряженность мышц в течение двух глубоких вдохов - выдохов. Вернуться в исходное положение.

* Открыть глаза, посмотреть прямо перед собой. Моргнуть. Сделать четыре глубоких вдоха. Расслабиться.

* Закрыть глаза. Вращать глазными яблоками по часовой стрелке. Следить за дыханием.

* Сделать круговое движение глазами против часовой стрелки.

* Открыть глаза и расслабиться. Моргнуть. Сделать четыре глубоких вдоха.

Замечания:

  • голову держать прямо, без наклонов;

  • глазные мышцы должны быть напряжены;

  • почувствовав, что глаза вышли из-под вашего контроля, движения их затруднено или встречает препятствия, сделайте круговое движение глазами, но очень мягко;

  • для разнообразия и для того, чтобы мышцы поработали немного иначе, попробуйте выполнять упражнения при различных положениях головы: - смотрите вверх; вниз; вправо; влево или под любым понравившимся углом зрения. Это упражнение способствует улучшению "смазки" глаз.

Упражнение для век: "А бабочка крылышками бег - бег - бег - бег..."

Цель: облегчить затрудненность мигательных движений, расслабить глазные мышцы. Положение - стоя или сидя.

Длительность - 1 минута (один комплекс -10 раз) Повторить 2-3 комплекса.

* положить кончики пальцев на виски. 10 раз быстро и легко помигать с максимальной скоростью.

* закрыть глаза и отдохнуть; сделать 2 -3 глубоких вдоха; расслабить брови и нижнюю челюсть.


Замечания:

  • следите за тем, чтобы при каждом мигательном движении веки смыкались плотно и при минимальном усилии;

  • вы не должны чувствовать движения под кончиками пальцев;

  • движение будет свидетельствовать о том, что вы слишком усиленно моргаете, работать должны только мышцы век (а не лица);

  • не зажмуривайтесь.




Список литературы

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Москва. /UCHP/ 2000

Глазотренинг

Интернетресурсы

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/11/08/glaznye-fizminutki

http://skosh.ru/index.php/fizkultminutki

http://el-mikheeva.ru/napravl/fizo/fizminutki-dlya-glaz-profilaktika-narusheniy-zreniya

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/11/08/glaznye-fizminutki

https://infourok.ru/fizminutki-dlya-glaz-na-urokah-886101.html

http://mshishova.ru/gimnastika-dlya-glaz-v-stixax/

https://lektsii.org/10-51698.html

http://zrhttp://el-mikheeva.ru/napravl/fizo/fizminutki-dlya-glaz-profilaktika-narusheniy-zreniyaeniemed.ru/uprazhneniya/zaryadka-dlya-glaz.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/05/31/znachenie-fizminutokfizminutki-dlya-glaz




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Значение динамических пауз и физминуток

Автор: Шешко Ирина Анатольевна

Дата: 14.03.2019

Номер свидетельства: 502915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства