1. Мотивационный этап | - Здравствуйте ребята, меня зовут Галина Юрьевна и сегодняшнее внеурочное занятие проведу у вас я. - Ребята, а вы знаете, что люди в разных странах приветствуют друг друга по-разному. (Слайд№ 1); - Например, в Индии люди просто прикладываю две сложенные ладони к подбородку, давайте попробуем. (Слайд№ 2); А в Японцы приветствуют друг друга с помощью поклона. (Слайд№ 3); - Ребята, а как здороваются у нас в России? Россияне здороваются друг с другом за руку и говорят “здравствуйте”. | - Приветствуют учителя; - Слушают учителя; - Здороваются друг с другом по-разному. | - Создание ситуации успеха в обучении; - Формирование готовности восприятия учебного материала; | ЛУУД (Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству); |
2. Актуализация знаний | (Слайд№ 4); - Дон, земля донская... Произносишь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, бескрайние поля с золотыми налитыми колосьями, барханы угля и руды у старых шахт. Много лет прошло с той поры, как переселились люди на Дон, а традиции не потерялись с годами, сохранились и передаются из поколения в поколение. - Ребята, скажите кто живёт на дону? - Хорошо, а что вы знаете о казаках? | - Слушают учителя; - Смотрят презентацию; - Отвечаю на вопросы учителя: - Казаки; - Они с Дона, у них очень красивые песни. | - Повторение; - Беседа; | КУУД (Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений); |
3. Организация музыкальной познавательной деятельности | 3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения) | - Ребята, вы любите сказки? - Тогда послушайте очень внимательно сказку, которую вам сейчас расскажу. (Читаю сказку Алёнкин Брод). - Ребята, о чём сказка? - Дайте полную характеристику Алёнки? - Какие слова вам были не понятны? - Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? (Слайд№ 5); - Да ребята, особенной красотой и силой характера испокон веков до наших дней славятся казачки. (Слайд№ 6); - Казачки всегда были необычными женщинами, а их неповторимая красота воспевалась поэтами и художниками, композиторами, ребята, давайте послушаем песню «Молода я молода». - Послушайте о чём поётся в песне. (Включает песню Молода я молода); - Ребята, о чём поётся в песни? - Совершенно верно ребята, казачка ещё молодая и не совсем всё знает. | - Да; - Слушают сказку; - Отвечают на вопросы учителя; - Дают характеристику Алёнки; - Говорят, какие слова им были непонятны; - Определяют тему урока; - Слушают учителя; - Смотрят презентацию;
- Слушают песню;
- Анализируют песню; | - Подводящий диалог; - Метод проблемной ситуации; - Рассказ; - Беседа; - Метод наблюдения за музыкой; | КУУД (Формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности); Воспитывать интерес к музыке на примере Казачьих песен (П2); |
3.2. Построение проекта выхода из затруднения | (Слайд№ 7); - Казаки считали, кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее, ибо женщина – будущее твоего народа, ведь она хранительница семейного очага, она мать. - Казачки очень любили своих детей и их у неё было очень много. - Казачатам уже с детства прививали любовь своим традициям, а помогала им в этом колыбельная. (Включает колыбельную); - Ребята, вам понравилась колыбельная? - Какая мелодия у колыбельной? (Слайд№ 8); -Хорошо ребята, казачка соединяла в себе преданность семейному очагу, была заботливой матерью, хорошей хозяйкой и образцом женственности, а также казачке очень любили петь, я вам предлагаю посмотреть видео фрагмент «Посею лебеду на берегу», а затем спеть эту песню. (Включает песню «Посею лебеду на берегу); (Раздаю слова); (1.Дала прослушать; 2. Читаю все слова 1 куплета и поём; 3. Припев; 4. Соединяем 1куплет и припев; - По поведению женщины судили о том, что из себя представляет ее муж, брат или отец, её семья. - В то же время она могла встать рядом с казаками с оружием в руках на защиту своей общины и семьи. - Для воспитания в казачатах смелости, храбрости, казачке помогали игры.
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Перетяжка».
- Играющие делятся на две партии. Вожак одной партии берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за эту палку, а за него берется его партия; затем стараются перетянуть палку – каждый на свою сторону. - Хорошо ребята, вы очень сильные и ловкие, а как вы справитесь с этим испытанием. Игра «Кто быстрее сядет на коня?» - Под музыку дети скачут на конях-стульях, когда музыка замолкает, казачата встают со стульев и подскоками двигаются по залу. В это время убирается один стул. Музыка заканчивается, всадники занимают свои места. Кому коня не хватило, выходит из игры. - Замечательно ребята. | - Слушают учителя; - Смотрят презентацию; - Слушают учителя; - Слушают колыбельную; - Отвечают на вопросы учителя; - Смотрят презентацию; - Слушают учителя; - Слушают песню, а затем её исполняют. - Слушают учителя; - Играют в игру; - Слушают учителя; - Играют в игру «Кто быстрее сядет на коня»; | - Рассказ; - Метод эмоциональной драматургии; - Демонстрация; - Метод наблюдения за музыкой; - Метод стимулирования занимательным содержанием; - Беседа; - Беседа; - Игра; - Рассказ; - Метод стимулирования занимательным содержанием; - Рассказ; - Метод стимулирования занимательным содержанием; | Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус (П3). ЛУУД (Формировать интерес к музыкальной культуре Казачества); Познакомить с ролью женщины в Казачестве (П1); КУУД (Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений); Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус (П3). ЛУУД (Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой); Воспитывать интерес к музыке на примере Казачьих песен (П2); КУУД (Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений); |
3.3.Реализация построенного проекта через виды музыкальной деятельности | - Постоянно находясь вдали от родного дома, казаки научились ценить и любить своих женщин. Тема любви к матери и жене - одна из главных в казачьих песнях. А уж о любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий не только в России. - Ребята, я вам предлагаю посмотреть видео фрагмент, но быть очень внимательными, чтобы не опустить смысл песни. (Включает видеофрагмент «Мы с тобой Казаки»); - Ребята. Так в чём же заключается смысл песни? - О том, казаки воевали в других странах до сих пор ходят легенды. Например, суть известнейшего русского танца “Барыня” заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством! Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс. - Ребята, давайте посмотрим танец «Барыня»; (Видеофрагмент танца «Барыня»); - Ребята, я вам предлагаю научиться танцевать, как раньше танцевали казаки и казачки, объясняю движения. (Включает песню «Бабочки») - Очень популярная песня среди казачьих, была песня под названием «Трава моя трава». - Хорошо ребята, наше занятие подходит к концу и я вам предлагаю прослушать, а затем спеть песню «Трава»; (Включает песню «Трава»); | - Слушают учителя; - Смотрят видео фрагмент, затем выполняют движения; - Рассказ; - Смотрят видеофрагмент «Барыня»; - Танцуют танец. | - Создание эффекта удивления; - Рассказ; - Метод наблюдения за музыкой; - Объяснение; - Рассказ; - Метод наблюдения за музыкой; - Объяснение; | ПУУД (Формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания); КУУД (Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений); РУУД (формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений); Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус(П3); |
4. Рефлексия | - Ребята, как вы считаете, знания, которые вы получили сегодня на уроке, вам понадобятся в дальнейшем? - Ребята, на этих звёздочках я вам предлагаю написать, что вам понравилось больше всего и приклеить на лист. | - Слушают учителя; - Пишут на звёздочках, что им понравилось. - Прощаются с учителем; | - Создание ситуации успеха в обучении; | ЛУУД (Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству); |