«Здоровьесберегающие технологии на урокахв 1-4 классах».
«Здоровьесберегающие технологии на урокахв 1-4 классах».
В связи с ухудшающимся состоянием здоровья детей, вызванным увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки в школе, роль и значение физического воспитания в профилактике переутомления существенно повышаются.Поэтому на уроках на уроках надо проводить здоровьесберегающие упражнения. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Здоровьесберегающие технологии на урокахв 1-4 классах».»
Тема:
«Здоровьесберегающие технологии на уроках в 1-4 классах».
Цель программы формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников – формирование условий для создания единого здоровьесберегающего и здоровьесозидающего пространства.
Задачи:
- разработать комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни младшего школьника;
- совместно с родителями и в сотрудничестве с медицинским работником создать здоровьесберегающий режим дня и рацион питания каждого ребёнка моего класса;
- активно вовлекать детей в общешкольные мероприятия, связанные с пропагандой здорового образа жизни;
- включиться в активное сотрудничество с учителями физической культуры, ОБЖ, педагогами дополнительного образования для совместной работы по сохранению и укреплению здоровья детей;
- повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей.
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы "Наша новая школа" является сохранение и укрепление здоровья школьников. К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось. Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий.
отсутствие назидательности и авторитарности,
воспитание, а не изучение культуры здоровья,
элементы индивидуализации обучения,
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,
интерес к учебе, желание идти в школу,
наличие физкультминуток,
наличие гигиенического контроля.
За период своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что работа по сохранению здоровья детей не может носить эпизодический характер. Она должна быть непрерывным каждодневным кропотливым трудом. Отправной точкой для меня стало изучение факторов, негативно влияющих на здоровье детей. В качестве основных факторов выделяю следующие:
- неблагоприятная экология;
- неправильный режим дня;
- родители, ведущие нетрезвый образ жизни;
- отсутствие школьной гигиены;
- сокращение свободного времени;
- увеличение числа подростков, подверженных вредным привычкам;
- возрастание потока информации.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. Поэтому первым этапом работы в этом направлении была работа по пропаганде здорового образа жизни среди родителей. На этом этапе я активно вовлекалась во все мероприятия здоровьесберегающего характера, проводимые с моим классом, проводила родительские собрания, где вела профилактические беседы по пропаганде ЗОЖ.
Свои уроки строю согласно требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения:
1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
3. Количество видов подачи учебного материала: словесный, наглядный, самостоятельная работа и т. д.
4. Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
5. Место и длительность применения ТСО.
6. Наблюдение за посадкой учащихся во время урока.
7. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке.
8. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
9. Положительный психологический климат на уроке.
10. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка и т.д.
В связи с тем, что в современную школу все активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся, перед педагогом возникла новая задача. Она заключается в том, чтобы снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, но и, совершенствуя координацию движений глаз, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.
В связи с ухудшающимся состоянием здоровья детей, вызванным увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки в школе, роль и значение физического воспитания в профилактике переутомления существенно повышаются. Поэтому на уроках провожу следующие упражнения:
1. Комплекс профилактических упражнений для свода стопы.
2. Комплекс упражнений на осанку.
3. Комплекс упражнений для снятия утомления.
Приведенные комплексы можно использовать во время уроков для снижения утомления разных систем организма. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, мы не требуем от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Физкультминутки - естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности .
Широко используются в практике нестандартные уроки: уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-соревнования.
Также используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.
Часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения - избежать длительного сидения за партой.
Уроки физической культуры изначально нацелены на созидание здоровья. Во время перемен дети имеют возможность свободно погулять.
Следующий этап – организация и реализация внеклассных мероприятий во внеурочное время.
Внеклассные мероприятия, которые проводятся в классе: “Как сохранить зрение”, “Режим дня школьника”, “Безопасная дорога в школу”, “Опасные места в школе”, “Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья”.
Интегрированные мероприятия.
1. Конкурс рисунков на тему здоровья.
2. День Здоровья.
3. “Безопасное колесо”.
4. “Весёлые старты”.
5. Организация профилактических мероприятий на период эпидемии гриппа.
7. Беседы — очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Литература.
1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.
2.Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
3.Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы.Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.
4.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
5.Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград:
Учитель. 2005.
6. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. - 480 с.
7.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
8.Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.