Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №5 городского округа г. Урюпинск Волгоградской области
Классный час
Заочное путешествие
"По местам Сталинградской битвы"
подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5
Федорченко Людмила Борисовна
Цели:
1. Создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны, образ войны, в которой народ вновь, как и в былые времена, сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма.
2. Познакомить учащихся со Сталинградской битвой, с боевыми местами Волгограда.
3. Воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков, каждой советской семьи, семей учащихся.
4. Воспитывать чувство ответственности за судьбу своей страны, которую нужно беречь не только от внешних захватчиков, но и от человеконенавистничества.
Ход занятия
Ученик читает стихотворение М. Агашиной «Перекрёсток» с презентацией
На самом шумном перекрёстке,
у входа в город Сталинград,
стоят каштаны и берёзки (Слайд 2)
и ели стройные стоят.
Как ни ищи - ты их не встретишь
в лесах заволжской стороны,
и, говорят, деревья эти
издалека принесены.
А было так: война когда-то
была на волжском берегу.
На перекрёстке три солдата
сидели рядом на снегу. (Слайд 3)
Стоял январь. И ветер хлёсткий
позёмку в кольца завивал.
Горел костер на перекрёстке -
солдатам руки согревал. (Слайд 4)
Что будет бой - солдаты знали.
И перед боем с полчаса
они, наверно, вспоминали
свои далекие леса. (Слайд 5)
Потом был бой... И три солдата
навек остались на снегу.
Но перекрёсток Сталинграда
они не отдали врагу. (Слайд 6)
И вот теперь на перекрёстке,
на месте гибели солдат,
стоят каштаны и берёзки,
и ели стройные стоят. (Слайд 7)
Шумят нездешними листами,
дождём умытые с утра,
и обжигают нашу память
огнём солдатского костра. (Слайд 8)
Учитель О чём это стихотворение?
Ответы учащихся.
Учитель Правильно. Память о воинах, защищавших Сталинград, всегда останется в наших сердцах. И сегодня мы совершим заочное путешествие по таким памятным местам Волгограда.
Ученик 23 августа 1942 года в городе Сталинграде объявили осадное положение. 75 тысяч его жителей вступили добровольцами в ряды армии, 13 тысяч сталинградцев сражались в составе народного ополчения, на сооружение оборонительных рубежей ежедневно выходили десятки тысяч человек. Силы противника составляли: 270 тысяч солдат и офицеров, 3 тысячи орудий и миномётов, 500 танков, 1200 самолётов. Всего в этом грандиозном сражении с обеих сторон участвовало: свыше 2 миллионов человек, 2 тысячи танков, 25 тысяч орудий и миномётов, более 2300 самолётов. Двести дней и ночей продолжалась Сталинградская битва. Каждый год, 2 февраля, мы отмечаем годовщину Сталинградской битвы, вспоминаем всех, кто отдал свою жизнь, защищая нашу родную землю от немецко-фашистских захватчиков. (Слайды 9-10)
Площадь Павших борцов – сердце Волгограда. (Слайд 11)
Учитель Высоко в небо взметнулся гранитный обелиск. Он воздвигнут в память о героях гражданской войны, воевавших с белогвардейцами. Их похоронили возле этого обелиска в братской могиле в 1919 году. Рядом с ними похоронены воины – солдаты и офицеры русских армий, павшие смертью храбрых в период Сталинградской битвы 1942 – 1943 годов. Здесь – Вечный огонь, зажжённый в феврале 1963 г. – в 20 годовщину.
Ученик Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский –
Вечная слава тех,
Кем фашизм,
Покоривший Европу,
Был остановлен здесь.
В суровые годы битвы
Здесь насмерть стояли люди-
Товарищи и ровесники твоего отца.
Они здесь стояли насмерть!
И были средь них солдаты –
Мальчишки в серых шинелях
Со звездами на ушанках,
Простые наши мальчишки-
Немного старше, чем ты.
К нам приезжают люди-
Жители всей планеты –
Мужеству их поклониться,
У их могил помолчать.
М. Агашина
Учитель Осенью 1942 года русская армия(13 гвардейская стрелковая дивизия, которой командовал Герой Советского Союза генерал – майор Родимцев) была прижата к Волге фашистами. Неприступной крепостью для врага стал здесь на площади имени В. И. Ленина “Дом Павлова”. Во время бомбардировки города на площади все здания были разрушены и только один 4 –этажный дом уцелел. С верхних этажей его можно было наблюдать и держать под обстрелом занятую противником часть города.
В конце сентября сержант Яков Федотович Павлов с тремя бойцами проник в дом и в течение двух суток удерживал его. На третьи сутки прибыло подкрепление – ещё 20 человек – пулеметчики, бронебойщики, автоматчики.
Этот маленький гарнизон в течение 58 суток успешно отбивал каждый день по 12 -15 атак вражеских танков, пехоты, артиллерии, авиации. Немцы назвали его неприступной крепостью.
В честь этого события на торце дома выложено панно из красочной мозаики. Этот дом так и называют “Дом Павлова”.
Недалеко от этого дома стоит волнующий, скорбный памятник военных лет – разрушенная мельница на берегу Волги. А рядом расположилось новое здание величественной панорамы Сталинградской битвы.
Сколько таких домов, как дом Павлова было в Сталинграде. К каждому надо было пробиться, перебегая улицы, площади, дворы под огнем. Каждый дом надо было отбить и удержать. Каждый дом, каждый этаж, каждый метр Сталинградской земли, политый кровью героев.
От площади Павших борцов к реке Волге идет Аллея Героев, в честь погибших героев в этой жестокой битве. (Слайд 12)
Ученик От морозов и вьюг леденела земля,
Ветер к самой земле пригибал тополя.
Буксовали трамваи в тяжелом снегу,
Люди шли, проклиная февраль и пургу.
В этот зимний, февральский, заснеженный день
На Аллее Героев сажали сирень.
Каждую весну расцветает эта сирень и розы, которые посадили на Аллее Героев. Они как бы говорят: “Мы помним о вас всегда”.
Огромный город стал полем боя.
Учитель Мамаев курган был центром этого великого, смертного, победного боя. Мамаев курган – высоту 102 – так она была обозначена на карте – называли тогда главной высотой России. (Слайд 13)
Весь город был подступами к этой высоте. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал центром обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над всей округой. Вот почему здесь 300 дней и ночей бушевала жесточайшая битва. Сколько мин, бомб, снарядов было обрушено на курган. И трудно сказать, чего больше осталось после битвы – земли или осколков металла. В дни боев, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Казалось, он таким и останется.
Ученик На кургане, гремевшем боями, не отдавшем своей высоты,
Блиндажи поросли ковылями, разрослись по траншеям цветы.
Бродит женщина берегом Волги – и на том, дорогом берегу
Не цветы собирает – осколки, замирая на каждом шагу.
Остановится, голову склонит и над каждым осколком вздохнёт,
И подержит его на ладони, и песок не спеша, отряхнет.
Вспоминает ли юность былую, вновь ли видит ушедшего в бой…
Поднимает осколок. Целует. И навеки уносит с собой.
Учитель Но после окончания войны люди украсили эту высоту парками, зеленой травой. Пластикова Лидия Степановна предложила посадить у подножия Мамаева кургана деревья в память о родных людях, погибших на войне (прослушивание песни “Растет в Волгограде березка”).
На Мамаевом кургане построен величественный памятник – ансамбль. Все скульптурные композиции выполнены народным художником России Вучетичем. Крупнейшая работа выполнена за 7 лет(1961–1967 гг.)
2 февраля
Ученик В свой срок – не поздно и не рано – придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану придёшь 2-го февраля.
И там, у той заиндевелой, у той священной высоты,
Ты на крыло метели белой положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь, каким он был, их ратный путь!
Февраль, февраль, солдатский месяц- пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц. А мы пред ними все в долгу.
Февраль, февраль, солдатский месяц. Горят гвоздики на снегу.
М. Агашина
Учитель Сейчас мы переместимся к известнейшему мемориалу Мамаеву кургану.
Вводная композиция “Память поколений”(Слайд 14)
В каменной стене высечено шествие людей разных возрастов с венками и знаменами. Они идут почтить память погибших героев – воинов.
Аллея пирамидальных тополей. (Слайд 15)
Площадь “Стоять насмерть”(памятник на площади окружен бассейном) (Слайд 16)
Как бы из самой великой русской реки Волги поднимается воин – богатырь, и, презирая смерть, становится на защиту родного города.
В его лице – неугасимая ненависть к врагу, большое желание победить.
Стены – руины. (Слайд 17)
Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих развалин выступают изображения человеческих лиц, тех, кто погиб, защищая Сталинград.
Вот на правой стене – образ героя Михаила Паникахи. Он погиб во время наступления немецких танков на наши позиции.
Много подписей было оставлено на стенах домов теми, кто защищал Сталинград. И вот автор этого памятника перенес их сюда, на эти стены.
Где-то внутри самих стен тихо звучит скорбная музыка.
Площадь Героев. (Слайд 18)
На площади, в центре – огромный водяной партер, по бокам – скульптурные композиции. В них отображены подвиги воинов Сталинградской битвы.
Зал воинской славы. (Слайд 19)
В зале воинской славы, на стенах изображены 34 красных знамени. На них начертаны имена погибших воинов. А их погибло при защите Сталинграда 35965 человек.
В центре зала – большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.
Почтить память погибших товарищей приезжают многие воины Сталинградской битвы. Они возлагают цветы к Вечному огню – к вечной памяти погибших и вспоминают:
Солдату Сталинграда
Ученик Пролетели года, отгремели бои.
Отболели, отмаялись раны твои.
Но далекому мужеству вечность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня.
Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал.
Хоть друзей хоронил, и хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер – на сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?
Говорят, что не плачет солдат! Он – солдат!
И что старые раны – к ненастью болят.
Но вчера было солнце! И солнце – с утра…
Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?
Оттого, что на солнце сверкает река.
Оттого, что над Волгой летят облака.
Просто больно смотреть – золотятся поля!
Просто горько белеют чубы ковыля.
Посмотри же, солдат, это – юность твоя-
У солдатской могилы стоят сыновья!
Так о чем же ты думаешь, старый солдат?
Или сердце горит? Или раны болят?
М. Агашина
Площадь Скорби. (Слайд 20)
Учитель На площади – склонившаяся фигура женщины – матери. Перед тем, как хоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь.
Война принесла горе чуть ли не в каждую семью. В этой скульптуре выражен протест женщин против войны.
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, то не поднимет головы,
Не придет, не скажет: “Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!”
В. Боков
Учитель Главный монумент памятника – ансамбля на Мамаевом кургане – “Родина – мать” Слайд 21)
От площади Скорби поднимается курган – святая святых – братские могилы. Здесь похоронены защитники города.
На самой вершине – главный монумент – Родина – мать зовёт. Высота монумента – 85 метров. Родина – мать видна со всех концов города.
Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге была в 1943 году, а Великая Отечественная война закончилась в 1945 году… Многие не дожили до этого замечательного дня Победы.
Почтим память павших минутой молчания.
Список литературы
http://www.volgograd-art.ru
http://bibliokompas.blogspot.ru
livejournal.com
http://aloban75.livejournal.com/564228.html
http://battle.volgadmin.ru