kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заочное путешествие "По местам Сталинградской битвы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в 4 классе, который можно проводить в канун празднования Сталинградской битвы или ко Дню Победы. Это заочное путешествие по памятным местам Волгограда по военной тематике. Учащиеся знакомятся со Сталинградской битвой, с боевыми местами Волгограда.  Создаётся образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны, образ войны, в которой народ вновь, как и в былые времена, сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в начальной школе (2)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №5 городского округа г. Урюпинск Волгоградской области









Классный час



Заочное путешествие

"По местам Сталинградской битвы"



подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5

Федорченко Людмила Борисовна













Цели: 
1. Создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны, образ войны, в которой народ вновь, как и в былые времена, сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма.
 
2. Познакомить учащихся со Сталинградской битвой, с боевыми местами Волгограда.
 
3. Воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков, каждой советской семьи, семей учащихся.
 
4. Воспитывать чувство ответственности за судьбу своей страны, которую нужно беречь не только от внешних захватчиков, но и от человеконенавистничества.

Ход занятия

Ученик читает стихотворение М. Агашиной «Перекрёсток» с презентацией

На самом шумном перекрёстке,

у входа в город Сталинград,

стоят каштаны и берёзки (Слайд 2)

и ели стройные стоят.


Как ни ищи - ты их не встретишь

в лесах заволжской стороны,

и, говорят, деревья эти

издалека принесены.


А было так: война когда-то

была на волжском берегу.

На перекрёстке три солдата

сидели рядом на снегу. (Слайд 3)


Стоял январь. И ветер хлёсткий

позёмку в кольца завивал.

Горел костер на перекрёстке -

солдатам руки согревал. (Слайд 4)


Что будет бой - солдаты знали.

И перед боем с полчаса

они, наверно, вспоминали

свои далекие леса. (Слайд 5)


Потом был бой... И три солдата

навек остались на снегу.

Но перекрёсток Сталинграда

они не отдали врагу. (Слайд 6)


И вот теперь на перекрёстке,

на месте гибели солдат,

стоят каштаны и берёзки,

и ели стройные стоят. (Слайд 7)


Шумят нездешними листами,

дождём умытые с утра,

и обжигают нашу память

огнём солдатского костра. (Слайд 8)


Учитель О чём это стихотворение?

Ответы учащихся.

Учитель Правильно. Память о воинах, защищавших Сталинград, всегда останется в наших сердцах. И сегодня мы совершим заочное путешествие по таким памятным местам Волгограда.

Ученик 23 августа 1942 года в городе Сталинграде объявили осадное положение. 75 тысяч его жителей вступили добровольцами в ряды армии, 13 тысяч сталинградцев сражались в составе народного ополчения, на сооружение оборонительных рубежей ежедневно выходили десятки тысяч человек. Силы противника составляли: 270 тысяч солдат и офицеров, 3 тысячи орудий и миномётов, 500 танков, 1200 самолётов. Всего в этом грандиозном сражении с обеих сторон участвовало: свыше 2 миллионов человек, 2 тысячи танков, 25 тысяч орудий и миномётов, более 2300 самолётов. Двести дней и ночей продолжалась Сталинградская битва. Каждый год, 2 февраля, мы отмечаем годовщину Сталинградской битвы, вспоминаем всех, кто отдал свою жизнь, защищая нашу родную землю от немецко-фашистских захватчиков. (Слайды 9-10)

Площадь Павших борцов – сердце Волгограда. (Слайд 11)

Учитель Высоко в небо взметнулся гранитный обелиск. Он воздвигнут в память о героях гражданской войны, воевавших с белогвардейцами. Их похоронили возле этого обелиска в братской могиле в 1919 году. Рядом с ними похоронены воины – солдаты и офицеры русских армий, павшие смертью храбрых в период Сталинградской битвы 1942 – 1943 годов. Здесь – Вечный огонь, зажжённый в феврале 1963 г. – в 20 годовщину.

Ученик Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский –
Вечная слава тех,
Кем фашизм,
Покоривший Европу,
Был остановлен здесь.
В суровые годы битвы
Здесь насмерть стояли люди-
Товарищи и ровесники твоего отца.
Они здесь стояли насмерть!
И были средь них солдаты –
Мальчишки в серых шинелях
Со звездами на ушанках,
Простые наши мальчишки-
Немного старше, чем ты.
К нам приезжают люди-
Жители всей планеты –
Мужеству их поклониться,
У их могил помолчать.
               М. Агашина

Учитель Осенью 1942 года русская армия(13 гвардейская стрелковая дивизия, которой командовал Герой Советского Союза генерал – майор Родимцев) была прижата к Волге фашистами. Неприступной крепостью для врага стал здесь на площади имени В. И. Ленина “Дом Павлова”. Во время бомбардировки города на площади все здания были разрушены и только один 4 –этажный дом уцелел. С верхних этажей его можно было наблюдать и держать под обстрелом занятую противником часть города.

В конце сентября сержант Яков Федотович Павлов с тремя бойцами проник в дом и в течение двух суток удерживал его. На третьи сутки прибыло подкрепление – ещё 20 человек – пулеметчики, бронебойщики, автоматчики.

Этот маленький гарнизон в течение 58 суток успешно отбивал каждый день по 12 -15 атак вражеских танков, пехоты, артиллерии, авиации. Немцы назвали его неприступной крепостью.

В честь этого события на торце дома выложено панно из красочной мозаики. Этот дом так и называют “Дом Павлова”.

Недалеко от этого дома стоит волнующий, скорбный памятник военных лет – разрушенная мельница на берегу Волги. А рядом расположилось новое здание величественной панорамы Сталинградской битвы.

Сколько таких домов, как дом Павлова было в Сталинграде. К каждому надо было пробиться, перебегая улицы, площади, дворы под огнем. Каждый дом надо было отбить и удержать. Каждый дом, каждый этаж, каждый метр Сталинградской земли, политый кровью героев.

От площади Павших борцов к реке Волге идет Аллея Героев, в честь погибших героев в этой жестокой битве. (Слайд 12)

Ученик От морозов и вьюг леденела земля,
Ветер к самой земле пригибал тополя.
Буксовали трамваи в тяжелом снегу,
Люди шли, проклиная февраль и пургу.
В этот зимний, февральский, заснеженный день
На Аллее Героев сажали сирень.

Каждую весну расцветает эта сирень и розы, которые посадили на Аллее Героев. Они как бы говорят: “Мы помним о вас всегда”.

Огромный город стал полем боя.

Учитель Мамаев курган был центром этого великого, смертного, победного боя. Мамаев курган – высоту 102 – так она была обозначена на карте – называли тогда главной высотой России. (Слайд 13)

Весь город был подступами к этой высоте. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал центром обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над всей округой. Вот почему здесь 300 дней и ночей бушевала жесточайшая битва. Сколько мин, бомб, снарядов было обрушено на курган. И трудно сказать, чего больше осталось после битвы – земли или осколков металла. В дни боев, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Казалось, он таким и останется.

Ученик На кургане, гремевшем боями, не отдавшем своей высоты,
Блиндажи поросли ковылями, разрослись по траншеям цветы.
Бродит женщина берегом Волги – и на том, дорогом берегу
Не цветы собирает – осколки, замирая на каждом шагу.
Остановится, голову склонит и над каждым осколком вздохнёт,
И подержит его на ладони, и песок не спеша, отряхнет.
Вспоминает ли юность былую, вновь ли видит ушедшего в бой…
Поднимает осколок. Целует. И навеки уносит с собой.

Учитель Но после окончания войны люди украсили эту высоту парками, зеленой травой. Пластикова Лидия Степановна предложила посадить у подножия Мамаева кургана деревья в память о родных людях, погибших на войне (прослушивание песни “Растет в Волгограде березка”).

На Мамаевом кургане построен величественный памятник – ансамбль. Все скульптурные композиции выполнены народным художником России Вучетичем. Крупнейшая работа выполнена за 7 лет(1961–1967 гг.)

2 февраля

Ученик В свой срок – не поздно и не рано – придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану придёшь 2-го февраля.
И там, у той заиндевелой, у той священной высоты,
Ты на крыло метели белой положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь, каким он был, их ратный путь!
Февраль, февраль, солдатский месяц- пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц. А мы пред ними все в долгу.
Февраль, февраль, солдатский месяц. Горят гвоздики на снегу.
                                                                                    М. Агашина

Учитель Сейчас мы переместимся к известнейшему мемориалу Мамаеву кургану.

Вводная композиция “Память поколений”(Слайд 14)

В каменной стене высечено шествие людей разных возрастов с венками и знаменами. Они идут почтить память погибших героев – воинов.

Аллея пирамидальных тополей. (Слайд 15)

Площадь “Стоять насмерть”(памятник на площади окружен бассейном) (Слайд 16)

Как бы из самой великой русской реки Волги поднимается воин – богатырь, и, презирая смерть, становится на защиту родного города.

В его лице – неугасимая ненависть к врагу, большое желание победить.

Стены – руины. (Слайд 17)

Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих развалин выступают изображения человеческих лиц, тех, кто погиб, защищая Сталинград.

Вот на правой стене – образ героя Михаила Паникахи. Он погиб во время наступления немецких танков на наши позиции.

Много подписей было оставлено на стенах домов теми, кто защищал Сталинград. И вот автор этого памятника перенес их сюда, на эти стены.

Где-то внутри самих стен тихо звучит скорбная музыка.

Площадь Героев. (Слайд 18)

На площади, в центре – огромный водяной партер, по бокам – скульптурные композиции. В них отображены подвиги воинов Сталинградской битвы.

Зал воинской славы. (Слайд 19)

В зале воинской славы, на стенах изображены 34 красных знамени. На них начертаны имена погибших воинов. А их погибло при защите Сталинграда 35965 человек.

В центре зала – большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.

Почтить память погибших товарищей приезжают многие воины Сталинградской битвы. Они возлагают цветы к Вечному огню – к вечной памяти погибших и вспоминают:

Солдату Сталинграда

Ученик Пролетели года, отгремели бои.
Отболели, отмаялись раны твои.
Но далекому мужеству вечность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня.
Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал.
Хоть друзей хоронил, и хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер – на сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?
Говорят, что не плачет солдат! Он – солдат!
И что старые раны – к ненастью болят.
Но вчера было солнце! И солнце – с утра…
Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?
Оттого, что на солнце сверкает река.
Оттого, что над Волгой летят облака.
Просто больно смотреть – золотятся поля!
Просто горько белеют чубы ковыля.
Посмотри же, солдат, это – юность твоя-
У солдатской могилы стоят сыновья!
Так о чем же ты думаешь, старый солдат?
Или сердце горит? Или раны болят?
                                                М. Агашина

Площадь Скорби. (Слайд 20)

Учитель На площади – склонившаяся фигура женщины – матери. Перед тем, как хоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь.

Война принесла горе чуть ли не в каждую семью. В этой скульптуре выражен протест женщин против войны.

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, то не поднимет головы,
Не придет, не скажет: “Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!”
В. Боков

Учитель Главный монумент памятника – ансамбля на Мамаевом кургане – “Родина – мать” Слайд 21)

От площади Скорби поднимается курган – святая святых – братские могилы. Здесь похоронены защитники города.

На самой вершине – главный монумент – Родина – мать зовёт. Высота монумента – 85 метров. Родина – мать видна со всех концов города.

Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге была в 1943 году, а Великая Отечественная война закончилась в 1945 году… Многие не дожили до этого замечательного дня Победы.



Почтим память павших минутой молчания.















Список литературы

http://www.volgograd-art.ru

http://bibliokompas.blogspot.ru

livejournal.com

http://aloban75.livejournal.com/564228.html

http://battle.volgadmin.ru

Просмотр содержимого презентации
«По местам Сталинградской битвы»

По местам Сталинградской битвы  Работу выполнил  учитель начальных классов  МБОУ СОШ №5  Федорченко Людмила Борисовна

По местам Сталинградской битвы

Работу выполнил

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5

Федорченко Людмила Борисовна

23 августа 1942 года в городе Сталинграде объявили осадное положение. 75 тысяч его жителей вступили добровольцами в ряды армии, 13 тысяч сталинградцев сражались в составе народного ополчения, на сооружение оборонительных рубежей ежедневно выходили десятки тысяч человек.

23 августа 1942 года в городе Сталинграде объявили осадное положение. 75 тысяч его жителей вступили добровольцами в ряды армии, 13 тысяч сталинградцев сражались в составе народного ополчения, на сооружение оборонительных рубежей ежедневно выходили десятки тысяч человек.

Силы противника составляли: 270 тысяч солдат и офицеров, 3 тысячи орудий и миномётов, 500 танков, 1200 самолётов.

Силы противника составляли: 270 тысяч солдат и офицеров, 3 тысячи орудий и миномётов, 500 танков, 1200 самолётов.

Площадь Павших борцов – сердце Волгограда.

Площадь Павших борцов – сердце Волгограда.

Аллея Героев

Аллея Героев

Мамаев курган  

Мамаев курган  

Вводная композиция “Память поколений”

Вводная композиция “Память поколений”

Аллея пирамидальных тополей.

Аллея пирамидальных тополей.

Площадь “Стоять насмерть”

Площадь “Стоять насмерть”

Стены – руины.

Стены – руины.

Площадь Героев.

Площадь Героев.

Зал воинской славы.

Зал воинской славы.

Площадь Скорби.   Площадь Скорби.

Площадь Скорби.

Площадь Скорби.

“ Родина – мать”

Родина – мать”

Литература

Литература

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/ Категория:Памятники_Волгограда
  • https:// ru.wikipedia.org
  • http://redigo.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Заочное путешествие "По местам Сталинградской битвы"

Автор: Федорченко Людмила Борисовна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166586


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства