Родина, это место где человек, родился, живёт работает и учится,……..) Родина, Отечество, Отчизна, родная сторона, родная страна) История изучает прошлое. Объясняет, что происходило в нашей стране очень давно и недавно, как жили люди в разные времена, как изменялась их жизнь Учащиеся включаются в мыслительную деятельность и дают верные ответы. Прошлое – это то, что уже было, прошло. Настоящее – это то, что происходит сейчас, в наше время. Будущее – это то, что произойдёт вслед за настоящим Предки русских людей – славяне. Славяне жили племенами- большими объединениями людей. Славяне селились на высоких берегах рек. Для защиты от недругов свои поселения они огораживали со всех сторон высоким забором) | У нас в гостях 1. «Тонкие и толстые вопросы» - Что означает слово «Родина»? - Назовите слова, близкие по значению слову «Родина» - Любой человек, любая страна имеет свою историю. Что означает слово «История»? -История – это событие, которое было в жизни человека когда-то давно в прошлом. Поэтому сейчас мы совершим путешествие в прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. 2. «Верные и неверные высказывания». Слайд 2 - Прошлое – это то, что происходит сейчас, в наше время? - Настоящее – это то, что уже было, прошло,? - Будущее – это то, что произойдёт вслед за настоящим - Кто является предками русских людей? ( Слайд 3) - Расскажите, как жили славяне? (Слайд 4) - Расскажите, где селились славяне? | Используется приём технологии развития критического мышления (ТРКМ) «Тонкие толстые вопросы» Используется приём ТРКМ «Верные и неверные высказывания (Слайд 2) Используется приём ТРКМ «Тонкие и толстые вопросы» Учитель выслушивает ответы, потом кликает мышкой на этом же слайде. (Слайд 4) |
Идёт сбор идей: Чем занимались славяне? Как трудились в сельской местности? Какие орудия труда были у славян? Как изменились орудия труда с древности до наших дней? (Учащиеся «про себя» читают начало статьи учебника на стр. 103 и находят ответ: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство (Включаются в мыслительную деятельность, пов. занятия славян). «Про себя» читают статью учебника дальше, находят ответ (рожь, пшеницу, овёс) Чёткое проговаривание слов стихотворного текста Выполнение упражнений в соответствии с предложенной инструкцией Собирательство – сбор диких ягод, грибов, трав – играло в жизни людей большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы, заготавливали берёзовый сок. Учащиеся включаются в игру «Кто больше назовёт хлебных изделий» (Баранка, булка, калач, бублик….. Идёт обсуждение рисунков ( готовили пищу, нянчили детей, шили, вязали, ухаживали за животными и растениями) Читают названия орудий труда : плуг, борона, цеп, серп, коса . Орудия труда были сделаны из дерева. Учащиеся рассматривают на стр. 104 рисунок и делают вывод, что современные орудия труда более совершенны, сделаны из железа. Лошадь заменил на поле трактор. Трактор намного облегчил труд земледельца. Слово трапеза сейчас редко употребляется. А давным- давно на Руси так называли еду. Летом в будние дни завтрак был рано, в 5 ч утра, и состоял из лепёшки с морковным чаем или хлеба с квасом. В 9 ч утра крестьянин опять выпивал чай с хлебом. В 12 ч– обед: редька с квасом, иногда рыба, хлеб. В 5 ч вечера – снова чай с хлебом, а на ужин ( в 9 ч веч) доедали остатки обеда. | Целеполагание Сегодня на уроке мы остановимся на занятиях славян в сельской местности. - Что уже знаете по этой теме? - Что нового узнаете о жизни славян? Слайд 5 - Собираем ваши ответы в «корзину идей». (Слайд 6) б) Сообщение цели урока - Сегодня на уроке попытаемся найти ответ на вопросы: (Слайд 7) Чем занимались славяне? Как трудились в сельской местности? Какие орудия труда были у славян? Как изменились орудия труда с древности до наших дней? в) Освоение новых знаний Работа по учебнику. - Какие основные занятия были у славян в сельской местности? (Слайд 8) - Обратите внимание на следующий слайд. (слайд 9). -Какие занятия славян изобразил художник на картине? -Какие растения выращивали на полях славяне? ( слайд 10) г) Физминутка Мы осанку исправляем, Спинку дружно прогибаем. Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз, Улыбайся и садись. д) гимнастика для глаз «Филин» (закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть вдаль и не моргать) -Много времени прошло, пока человек научился обрабатывать поле и выращивать хлеб. Сначала, в глубокой древности, люди просто собирали дикорастущие злаки и ели их сырыми. Это занятие славян называлось – Собирательство (слайд 11)
е) Минутка игры. Потом человек научился растирать зёрна и смешивать их с водой. Прошло много времени, пока люди придумали способ приготовления теста. Слайд 12 Занятия славянских женщин. Слайд 13 Рассмотрите рисунки. Расскажите, чем занимались славянские женщины. ( Работа в парах) -Рассмотрите в паре, какие орудия труда были у славян, сделайте вывод, из какого материала они сделаны. (Слайд 14) Работа по учебнику. - Как изменились орудия труда с древности до наших дней? - Верно, современные орудия труда более совершенны, они намного облегчили труд земледельца. Слайд 15 Минутка любознательных. А сейчас минутка для самых любознательных.(слайд 16) - Трапеза – это слово употребляется и сейчас. Означает оно приём пищи. -А что это слово означало давным - давно на Руси? -Хотите узнать, как питались славяне? (Слайд 16) -Что вы можете сказать о еде славян? -Обратите внимание: большим разнообразием трапеза не отличалась. Хлеб непременный участник любой трапезы. В хлебе заложен труд земледельца. | Используется приём технологии (ТРКМ) «Корзина идей» Заслушав ответы учеников, учитель кликает на слайде мышкой. Появляются цели урока. (Слайд 7) б) Сообщение цели урока. Заслушав ответы учеников, учитель кликает на слайде мышкой, появляются ответы Кликнуть мышкой на слайде после ответа учащихся
(помогает снять утомление)
(способствует снятию напряжения глаз, расслаблению)
Учащиеся знакомятся со слайда с занятием славян- собирательством. Смена видов деятельности. Игра даёт возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление) Организация мыслительной деятельности в парах. Используется раздаточный материал. На партах рисунки древних орудий труда. Приложение1.2 (Эти рисунки вынесены крупным планом на слайде 14) Организация мыслительной деятельности учащихся. Выборочное чтение. Учащиеся читают текст, а учитель после каждого предложения кликает мышкой на слайде. Появляются картинки трапезы завтрака, обеда, ужина. |
Включаются в мыслительную деятельность. (Сравнивают, сопоставляют, обобщают) 1.Славяне 2.Трудолюбивые, смелые. 3.Охотились, рыбачили, выращивали. 4.Жили славяне племенами. 5.Они наши - предки Учащиеся поднимают сигнальные карточки цвета солнышка или тучки. | 1.Игра «Узнай занятие славян» (Слайд 17) - Какие занятия славян изображены на картинках? 3.Итог урока (Слайд 18) - Что нового узнали о славянах? -Что на уроке заинтересовало больше всего? 4.Рефлексия. слайд 19 Поднимите красный цвет сигнальной карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, Вы научились находить важную информацию о занятиях славян в тексте и можете помочь другим. Жёлтый цвет, если вы считаете, что хорошо работали, но вам ещё нужна помощь. Зелёный цвет, если вы считаете, что было трудно на уроке. -С каким настроением заканчиваете урок? Что мне оставить на доске солнышко или тучку? | Дети узнают занятие, называют его, а учитель кликает мышкой и появляется верный ответ. . Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия. |