kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие в ГПД на тему: "Казахские народные орнаменты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с основными элементами казахского орнамента. Использование в быту народа и в его культуре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие в ГПД на тему: "Казахские народные орнаменты"»

Тема: Многообразие казахских орнаментов.


Цели и задачи:

1. Корректировать знания учащихся об основных элементах казахского орнамента, историей их появления;

2. Научить изготавливать элементы казахского орнамента, составлять из них рисунок национального ковра;

3. Воспитывать интерес к родному краю.


Оборудование. Выставка изделий казахского искусства: пиалы, тарелки, части казахского костюма (тюбетейки, жилет); виды рогообразных орнаментов; образцы изготовления рогообразного орнамента; цветная бумага, ножницы, клей.

Ход занятия:

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Наш город всех сплотил навек.

Здесь каждый – настоящий человек.

Тут армянин, татарин и грузин,

И дагестанец, и казах, чеченец, осетин.

Не сосчитать всех наций в городе родном,

В котором вместе мы живем.

– Ребята, рассмотрите предметы быта казахов, представленные на нашей небольшой выставке. Что общего во всех этих предметах?

-  Все предметы украшены рисунками, орнаментами.

 Да, действительно, это так. Казахи украшают орнаментом разнообразные предметы быта: юрты, ковры, одежду, обувь, посуду. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными элементами казахского орнамента, будем учиться изготавливать подобные орнаменты из бумаги, сделаем рисунок ковра из полученных элементов.

III. Знакомство с основными элементами казахских орнаментов

 Рассмотрите орнаменты, украшающие вещи. Что они вам напоминают?


     


- Рога.

-  Как вы думаете, почему казахи в орнаментах изображают рога?

Выслушиваются ответы детей.

Основным элементом являются рогообразные силуэты как отражение жизни казахов: животноводов, охотников, земледельцев и кочевников.
Как утверждают ученые, это древние орнаменты, и потому в них присутствуют элементы, отражающие жизнь кочевников и скотоводов. За основу рогообразных орнаментов народные умельцы брали рога барана, архара, козы, коровы, оленя, антилопы, сайгака. Все они очень красивы и своеобразны, каждый имеет свое название. Встречаются не только элементы-рога, но и следы животных и человека, крылья птиц, ожерелья. Из этих элементов рождаются композиции. На сегодняшний день известно около 200 видов.

В орнаментах выделяют такие элементы: баранийрог, рог архара, олений рог, сломанный рог, пара рогов, один рог, горбатый рог, крестовина, верблюжий след, один каблук, парные ожерелья, ожерелье, птичье крыло, утиный след и т. д.

Показываю детям образцы перечисленных элементов орнамента:

Народные мастера постоянно варьируют орнаменты, обогащая их другими формами, дополняют изделия новыми замыслами и добиваются самобытной и содержательной композиции.

Очень важна в орнаментах симметрия: обе стороны элемента орнамента должны быть одинаковыми.

IV. Практическая работа

  • Подготовка рабочего места.

  • Повторение правил техники безопасности.

Этапы работы:

1. Лист бумаги в форме квадрата складываем пополам по вертикали, затем – по горизонтали

2. Складываем заготовку по диагонали

3. На получившийся треугольник наносим карандашом рогообразный орнамент (например, один из предложенных вариантов)

4. Вырезаем фигуру по линии карандаша. Разгибаем бумагу – на ней получился законченный орнамент из элементов рогов.

5. Полученный узор наклеиваем на контрастную по цвету бумагу.

Работу можно выполнять в парах. Изготовление орнамента в квадрате повторяется еще три раза. Получившиеся 4 экземпляра изделия складываем в «ковер» и приклеиваем на контрастную бумагу.

V. Итог работы

Какой тип орнамента чаще всего применяют казахские художники?

Рогообразный.

Назовите запомнившиеся вам виды рогообразных орнаментов.

- Бараний рог, пара рогов, крестовина, рог архара, птичье крыло.

- Как называются элементы, которые вы использовали при изготовлении поделок?

Бараньи рога.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Дети анализируют выставленные работы, отмечают наиболее удачные.

– Ребята вы хорошо справились с заданием. Ваши работы украсят наш класс.

Вывод:

Как прежде, дружно надо жить,

Казах, татарин, русский!

Россию нам нельзя делить

На мелкие улусы!

Земля родная, силу дай

И юноше, и старцу.

Живет в веках наш добрый край

На благо казахстанцев!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Занятие в ГПД на тему: "Казахские народные орнаменты"

Автор: Куженьязова Куралай Айдаровна

Дата: 12.01.2020

Номер свидетельства: 535392


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства