Занятие по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Брянский край"ТЕМА: Славянская азбука, письменность и культура»
Занятие по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Брянский край"ТЕМА: Славянская азбука, письменность и культура»
ТЕМА: Славянская азбука, письменность и культура»
Цель:
развивать личность, способную к самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся;
Достижение цели осуществлялось путём решения следующих задач:
Задачи для достижения цели:
создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение и презентацию творчески открытых знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;
Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Брянский край"ТЕМА: Славянская азбука, письменность и культура»»
Сценарий занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Брянский край. История родного края»
Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 города Сельцо Брянской области Новикова Валентина Васильевна
ТЕМА: Славянская азбука, письменность и культура»
Цель:
развивать личность, способную к самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся;
Достижение цели осуществлялось путём решения следующих задач:
Задачи для достижения цели:
создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение и презентацию творчески открытых знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;
воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа;
создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность;
вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины;
Оборудование:
аудиозапись колокольного звона, магнитофон.
картинки.
презентация «Дни славянской письменности и культуры».
наглядный материал (старославянский и современный алфавит)
"Гимн Кириллу и Мефодию"(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача).
Ход занятия.
1.Орг. момент
2. Основная часть.
Звучит колокольный звон. Музыка «Москва златоглавая»
Сегодня на наше занятие к нам пришли гости. Поприветствуем их.
Тема нашего занятия «Славянская азбука, письменность и культура»
Сегодня вместе с богиней Клио мы отправимся в путешествие и узнаем об истории возникновения письменности.
1 чтец: Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом - Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы люди знать могли О делах родной земли:
2 чтец:
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Ведущий. Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше 100 лет. В нашей стране он стал ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРАЗДНИКОМ С 1991года.
3-й чтец По широкой Руси - нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.
4-й чтец. Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных равноапостольных, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии.
5-й чтец. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
6-й чтец. Русоволосые и сероглазые, Лицом все светлые и сердцем славные, Древляне, русичи, поляне, Скажите, кто вы? Все. Мы - славяне!
Ведущий: И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? ( Кириллица)
- А почему она так названа?
Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? Напоминают. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живёте, земля, люди, покой.
Буква А. Здравствуйте, дети. Угадайте, какая я буква? Аз!
Буква Б. А теперь угадайте, как меня зовут? Буки.
Аз и буки получилось слово – азбука.
Ведущий: Вам дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале алфавита. В народе так и говорят: «Сначала Аз да Буки, а потом и науки»
Веди. Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.
Ведущий: Тогда слушай мою загадку:
Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. (Береза)
Часто в своих песнях воспевали славяне русскую берёзку. Особенно широко отмечался на Руси праздник Великой Троицы. Девушки пели песни и водили хороводы.
7-й чтец:
Мудрецам давно известно: Там, где умным мыслям тесно, Нет ни зависти, ни скуки. Мастера там на все руки. Шить, варить и рисовать, Звонко петь и танцевать.
Хоровод «Во поле берёза стояла» - исполняет группа девочек.
Ведущий: Продолжаем знакомство со славянской азбукой.
Глаголь. Я буква "Глаголь".
Глаголить - значит говорить.
Ведущий: Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь»
К нам спешит ещё одна буква.
Добро. Меня зовут "Добро".
Доброта - лучшая черта характера человека.
Добрым быть совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть, Чтоб в беде друг друга не забыть. И народы будут жить дружней, Если будем мы с тобой добрей.
Люди. Я - буква "Люди".
Люди, вы в ладу живите, Ласку и любовь несите. Лучистое солнце не делим на части, И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья Ты можешь, ты должен, Ты в силах друзьям подарить.
Дети исполняют песню «Добро»
8-й чтец
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них –
Буква рычащая.
Буква Р. Я буква Рцы.
Недаром я собой горжусь,
Ведь – я начало слова Русь!
9-й чтец
Русь талантами богата, Русь талантами сильна. Если будут петь девчата, - Значит, будет жить она.
10-й чтец
Буква к букве - будет слово, Слово к слову - речь готова. И напевна, и стройна, Музыкой звучит она.
Песня «У моей России»
Ведущий: . 43 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку. Славянские буквы изменились и на смену им пришёл русский алфавит.
11-й чтец
В классе уютном, просторном Утром стоит тишина, Заняты школьники делом – Пишут по белому черным, Пишут по черному белым. Ручками пишут и мелом: “Нам не нужна война!”
12 чтец. Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям, И пусть будет знаменит Наш славянский алфавит!
13 чтец. Мы Отчизне верно служим, Ты - один из сыновей. Так расти, чтоб ты был нужен, Дорог Родине своей!
14 чтец. Ждет тебя за труд награда - Цель прекрасная вдали, Но оглядываться надо На пути, что мы прошли.
15 чтец. Ничего нет лучше, краше Милой Родины твоей! Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней!
16 чтец. Вспоминай их добрым словом - Слава им, борцам суровым, Слава нашей стороне! Слава русской старине!
Ведущий: Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.
"Гимн Кириллу и Мефодию»
3. Итог урока. Рефлексия.
Ведущий: Славное путешествие мы совершили . Богиня КЛИО предлагает нам показать своё настроение от работы на уроке, используя Цветок успеха. ( Дети прикрепляют цветочки 3-х цветов: зелёные, жёлтые, красные) Замечательный букет получился. Я желаю нам успехов и других интересных путешествий в науку историю, в прошлое. 28 октября в нашей стране отмечается ещё один интересный праздник – день бабушек и дедушек. Символом этого праздника является комнатное горшёчное растение. Мы можем сказать, что такое растение у нас получилось. Об этом празднике мы с вами будем говорить в четверг на классном часу.