kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педагогическом совещании: «Уроки-проекты в начальной школе в рамках введения ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них низкая мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение взрослых, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совещании: «Уроки-проекты в начальной школе в рамках введения ФГОС»»

Выступление на педагогическом совещании:

«Уроки-проекты в начальной школе в рамках введения ФГОС»


В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Необходимо учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них низкая мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение взрослых, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. 

Цель и задачи проекта

Цель проекта: научить учащихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач.

Задачи проекта:

1. Научить учащихся планировать учебную деятельность, исходя от возникшей проблемы;

2. Формировать умения и навыки работы в парах, в группах;

3. Развивать коммуникативные навыки и умения;

4. Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;

5. Осуществлять руководство выполнения краткосрочных проектных работ учащихся, проводимых в урочное время.

Новизна:

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Проектная деятельность интересна для учащихся, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Новая форма организации обучения и воспитания способствует развитию личности   обучающихся, оптимизации учебного процесса.


Содержание проекта


Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой – либо интересующей его проблемы.

Метод проектов нужен для того, чтобы:

  • Развить способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.

  • Самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников.

  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.

  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

В процессе работы над проектом формируются и непосредственно элементы проектной и исследовательской деятельности:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

  • презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов;

  • информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Урок, на котором осуществляется учебный проект, называется проектным уроком. Проект может длиться урок, а может занимать часть времени от урока. Проектный урок может быть также одним из этапов проектной деятельности. Например, проектный урок – презентация.

Если вся работа над проектом начинается и заканчивается на уроке, то форма организации осуществления проекта называется урочной. Если осуществление проекта происходит как на уроках, так и вне урока, форма организации называется урочно – внеурочной. Чаще всего при урочно – внеурочной форме на проектном уроке осуществляется этап погружения в проект, промежуточные групповые или индивидуальные отчеты и итоговая презентация результатов.

Проектные уроки по отношению к предметному содержанию, на котором они строятся могут быть предваряющими и обобщающими проектными уроками. На предваряющем проектном уроке решается проблема положительной мотивации к предстоящему изучению темы, учащиеся видят практическую значимость явления, а только затем начинают его изучать. На обобщающем проектном уроке используются ранее полученные знания, которые в процессе проектной деятельности углубляются, расширяются и систематизируются.

Главная цель урока-проекта — помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.

Учебный предмет для урока-проекта может быть выбран любой. Главная задача учителя при планировании такого урока — это найти такой соответствующий теме учебный вопрос — задание, на который дети смогут ответить в течение 40 (45) минут и получат новый для себя продукт учебной деятельности.

Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из следующих этапов:

1. Организационный момент — объявление темы проекта, постановка цели — 3-5 мин.

2. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач — 5-7 мин.

3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме — 10-12 мин.

4. Физкультминутка — 2 мин.

5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению — 10 мин.

6. Презентация готового продукта проектной деятельности — 5-7 мин.

7. Подведение итогов проектирования (рефлексия) — 3 мин.

8. Домашнее задание — 1 мин.

Надо отметить также, что при выполнении таких краткосрочных проектов нужно использовать групповую форму работы (по 4-6 человек), причем группы создаются до урока. Для удобства работы в группах заранее надо соответствующим образом расставить парты.

Итак, перечислим условия успешной организации урока-проекта:

  • четкое соблюдение времени;

  • форма работы в группе;

  • достаточный накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования;

  • грамотная постановка проблемы, соответствующая условиям проектной деятельности.

Готовясь к такому уроку, следует четко определить, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательности продумывания цели наполовину зависит успех всего урока.

От общей цели перейти на постановку максимально конкретных задач. Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей. А работа с младшими школьниками требует особого подхода, чуткости, включения игровых моментов. Так как дети ещё маленькие, то учитель подвигает к выдвижению гипотезы и их решению.

На следующем этапе учитель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе, помогает продумывать ход деятельности, помогает обсуждению методов исследования.

Затем, так же под умелым руководством учителя (которое дети не должны замечать, у них должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом) анализируют и систематизируют полученные данные.

После подведения итогов работы каждой группы делается общий итог и оформляется результат. Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимооценку и самооценку.

Бланк опроса для ведения мониторинга

рефлексии учащихся

(можно трансформировать в различные игровые формы)


Палитра

Закрасьте каждое поле цветом палитры,

соответствующим значению ответа

Уровень

достижения

результата

Умение

планировать работу

Умение принимать решения

Умение работать в группе,

готовность к

сотруднтичесту

Умение применять полученные знания, ответсвенность за конечный результат

я могу






я с трудом могу






я не умею, но хотел бы научиться







Предполагаемые результаты


Результатом введения в учебную деятельность уроков-проектов является повышение качества образования:

  • учащиеся становятся более активными, раскованными, уверенными в своих силах;

  • осознанно подходят к выполнению учебных заданий;

  • умеют планировать свою деятельность;

  • творчески выполнять различного рода задания, т. е. постоянно тренируют и отрабатывают не только специальные, но и общеучебные умения (универсальные учебные действия), необходимые для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Проект даёт возможность обучать на протяжении всего урока, поскольку в урок встроены методы проблемного, личностно-ориентированного обучения, несколько типов оценивания, что обеспечивает деятельность на очень высоком уровне.

Уроки русского языка, математики, окружающего мира и литературного чтения открывают большие возможности по применению проекта.

Продукты реализации учебных проектов 1 КЛАСС


Реализуемый краткосрочный урок-проект

МАТЕМАТИКА

Проект: «Числа в загадках, пословицах и поговорках».

Проект: «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты».

РУССКИЙ ЯЗЫК

Проект «Скороговорки».


Проект «Сказочная страничка».

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

Проект «Мой любимый детский журнал»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Проект «Моя малая Родина».

Проект «Моя семья»

Проект «Мой класс и моя школа».

Проект «Мои домашние питомцы».

Продукты реализации учебных проектов 2 КЛАСС

Тема по календарно-тематическому планированию

Реализуемый краткосрочный урок-проект

Продукт

МАТЕМАТИКА

Проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде».

РУССКИЙ ЯЗЫК

Проект « И в шутку и всерьёз».

Проект «Пишем письмо»

Проект «Рифма».


Проект «В словари — за частями речи!»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Проект "Мой любимый писатель-сказочник"

Проект "Зарубежные писатели - детям"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Проект «Красная

книга, или Возьмём под

защиту»

Проект «Профессии»

Презентация проектов «Родной город, село» «Красная книга или возьмем под защиту», «Профессии».

Проект «Родословная»

Проект «Города России»

Проект «Страны мира»


Продукты реализации учебных проектов 3 КЛАСС


Тема по календарно-тематическому планированию

Реализуемый краткосрочный урок-проект

Продукт

МАТЕМАТИКА

Проект Математические сказки"


Проект "Задачи-расчёты"

РУССКИЙ ЯЗЫК

Проект «Рассказ о слове»


Проект «Семья слов»

Проект «Составляем орфографический словарь»

Проект «Тайна имени»

Проект «Зимняя страничка»

Проект «Имена прилагательные в загадках»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Проект «Как научиться читать стихи» на основе статьи Я. Смоленского

Проект «Сочиняем произведения «О детях», «О природе», «О времени года».


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Проект «Богатства отданные людям».

Проект

«Разнообразие природы нашего края».

Проект «Школа кулинаров».


Проект «Кто нас защищает».

Проект «Экономика родного края».

Проект «Музей путешествий».


Таким образом, мы видим, что урок-проект может быть успешно вплетен в канву учебного процесса уже в начальной школе и давать положительные результаты. Ничто не научит решать проблемы, кроме попыток решения проблем.


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Баранова Алёна Николаевна

Дата: 12.11.2016

Номер свидетельства: 358189


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства