Выступление "Воспитание экологически грамотного гражданина через участие в практической природоохранной деятельности"
Выступление "Воспитание экологически грамотного гражданина через участие в практической природоохранной деятельности"
Именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитание этих чувств. Младший школьник должен понимать и знать, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых он видит вокруг себя.
В процессе участия в практической природоохранной деятельности у учащихся формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить
Именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитание этих чувств. Младший школьник должен понимать и знать, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых он видит вокруг себя.
В процессе участия в практической природоохранной деятельности у учащихся формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить
Именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитание этих чувств. Младший школьник должен понимать и знать, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых он видит вокруг себя.
В процессе участия в практической природоохранной деятельности у учащихся формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить
Именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитание этих чувств. Младший школьник должен понимать и знать, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых он видит вокруг себя.
В процессе участия в практической природоохранной деятельности у учащихся формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить
Именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитание этих чувств. Младший школьник должен понимать и знать, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых он видит вокруг себя.
В процессе участия в практической природоохранной деятельности у учащихся формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить
Именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитание этих чувств. Младший школьник должен понимать и знать, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых он видит вокруг себя.
В процессе участия в практической природоохранной деятельности у учащихся формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление "Воспитание экологически грамотного гражданина через участие в практической природоохранной деятельности"»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
Воспитание экологически грамотного гражданина через участие в практической природоохранной деятельности
Авторы: Курдюк Надежда Георгиевна
МАОУ СОШ № 28, учитель начальных классов
г. Березники, 2016 г.
Оглавление
Оглавление 2
Актуальность 2
Экологическое воспитание учащихся 4
Из опыта работы 5
Заключение 7
“Великая цель образования –
это не знания, а действия”
Герберт Спенсер
Актуальность
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? В новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем, тот, кому всё объяснили.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную практическую деятельность.
Цель экологического воспитания: воспитание навыков экологически ориентированного поведения и рационального природопользования в природоохранной и созидательной деятельности.
Задачи:
обучающие:
актуализировать и расширить знания учащихся об экологии, о видовом разнообразии растений и животных своей местности;
формировать основы экологических знаний и экологического мышления.
воспитательные:
формировать ценностные ориентации к природе, тренировать приемы диалогового общения с объектами природы;
воспитывать готовность передать свои знания и умения другим людям;
воспитывать культуру общения детей и их коммуникабельность.
развивающие:
развивать способность к эмпатии, идентификации с объектами природы, рефлексии;
развивать речевую культуру детей и коммуникативные навыки;
предоставить возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и различных социальных ролях.
Экологическое воспитание учащихся
Нас долго учили, что человек – это венец природы, что природа должна быть на службе человека. Мы были уверены в том, что природные дары неисчерпаемы и в результате человек относился к природе потребительски. И не удивительно, что сейчас человечество сталкивается с большим количеством экологических проблем. В настоящее время все больше встречаются экологически неграмотные люди. Поэтому с ранних лет необходимо заложить у ребенка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной средой и условиями жизни, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе. Это долгий и сложный процесс. Его суть не только в овладении знаниями и умениями, но и в развитие мышления, эмоций детей, их деятельности по защите, уходу и улучшению окружающей среды.
А с воспитания любви к природе начинается воспитание любви к Родине, о чем мы редко так вспоминаем в последнее время.
Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, надо прививать ему эти чувства с раннего возраста. Именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитание этих чувств. Младший школьник должен понимать и знать, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых он видит вокруг себя.
В процессе участия в практической природоохранной деятельности у учащихся формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Из опыта работы
На протяжении многих лет в тесном сотрудничестве работают педагоги дополнительного образования и учителя школ. Такой творческий союз позволяет лучше проводить работу по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Ведь не секрет, что школьные учителя не обладают достаточным количеством времени для этого, они ограничены образовательным процессом. И тут на помощь им приходят педагоги дополнительного образования, которые могут продолжить данную работу во внеурочное время. Такая совместная деятельность позволяет более широко использовать, имеющиеся у школ и учреждений дополнительного образования ресурсы. А также позволяет подключить к работе другие учреждения, которые также заинтересованы в воспитание экологически грамотных людей.
Как было раннее сказано, что включение учащегося в практическую деятельность позволяют ему лучше понять полученные знания, но и дополнительно приобрести навыки «самореализации». В качестве практической природоохранной деятельности используем различные экологические акции и юннатские операции.
Наши воспитанники с 2014 года принимают участие в ежегодной Всероссийской агитационной противопожарной акции «Сельхозпалы – под контроль». Цель акции побуждение широких слоев общественности к активному участию в охране лесов от пожаров, как залога экологической устойчивости биосферы и экономической стабильности общества. Участники акции ходили по улицам проводили разъяснительную беседу с горожанами и раздавали буклеты и листовки с правилами поведения в лесу во время отдыха. Проводя беседы, учащиеся узнали о последствиях неосторожного обращения с огнём на природе и поджога сухой травы. Знакомя горожан с правилами разведения костров на природе, они сами будут аккуратно себя вести на природе и не будут виновниками лесных пожаров. Во время совместных бесед с лесниками ребята знакомились с лесными профессиями и с профессией лесных пожарных.
Традиционно наши воспитанники принимают участие в юннатских операциях, проводимых Станцией юных натуралистов. Гибель птиц в период зимней бескормицы огромна. Школьники, подкармливая птиц в трудную для них пору, могут многих из них спасти от голодной смерти. Подкормку птиц может вести каждый школьник и у себя во дворе дома, и организовано в школе. Поэтому каждую осень проходит операция «Синица», целью которой является помощь зимующим птицам города. Учащиеся самостоятельно или с помощью родителей изготавливают кормушки из различных подручных материалов, заготавливают корм и проводят подкормку птиц. В ходе подготовки к данному мероприятию учащиеся узнают много нового о зимующих птицах и правилах их подкормки, овладевают навыками работы с различными материалами и инструментами. Для привлечения внимания учащихся ребята проводят агитбригады или ставят спектакли. В ходе такой работы они будут, бережно относится к птицам и не позволят себе и другим жестокого обращения к ним. Надеемся, что после проведённой операции школьники станут добрее, будут замечать птиц. Увидев замерзающую птицу, они ни за что не пройдут мимо. Ведь теперь они знают, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить.
Учащимися регулярно проводится выступления агитбригады в рамках юннатской операции «Вместо ёлки» в защиту новогодних елей. Участниками операции изготавливаются и развешиваются плакаты, которые призывают сохранять ели от предновогодних вырубок. Для этой же цели проводятся в классе выставки новогодних композиций, которые предадут помещению праздничную атмосферу и позволят сохранить ели. Из бесед с лесниками школьники узнают, что не все вырубки ели вредят лесу. Если есть желание украсить живой елью дом, то нужно обратиться в лесничество. Его работники вам выпишут разрешение на рубку дерева и покажут место, где можно рубить. Например, ежегодно чистят от подрастающих деревьев территории, по которым проходят линии электропередач. Таким образом, учащиеся осознают, что разумное использование природных ресурсов не вредит природе.
Весной на СЮН ежегодно проводятся операции «Скворец» и «Подснежник». Как нам известно, птицы являются лучшими защитниками зелёных насаждений от насекомых. Поэтому во время операции «Скворец» школьники выполняют большую и важную задачу – призыв ко всем бережно относится и привлекать полезных птиц для оздоровления лесов, садов, парков и полей. Учащиеся изготавливали и развешивали скворечники, синичники и другие искусственные гнездовья. Проводили агитационную работу среди учащихся своей школы. Развешивали в городе плакаты с призывами беречь птиц. Очень много весной гибнет подснежников, которые безжалостно рвут люди. Поэтому наши учащиеся принимают активное участие в просветительской работе по их защите. Материал и формы участия в этой операции разнообразны и также зависят от возрастных и интеллектуальных возможностей детей. Удачно организованная просветительская деятельность позволяет расширить знания о многообразии первоцветов. Узнав о строении растений на уроках окружающего мира, внимание детей обращается на нарушение цикла развития растения в случае его срывания и влияния на численность того или иного вида. После изучения пищевых цепочек и взаимосвязи живого и неживого в природе дети узнают о первоцветах как источниках питания для насекомых ранней весной. Проникнувшись проблемой охраны подснежников, они не станут бездумно губить растения и не позволят это делать другим.
Все мы являемся свидетелями загрязнения окружающей среды мусором. Выходя на улицы города, выезжая на отдых в лес мы видим большое количество мусора и стихийные свалки. Ведь не секрет, что многие люди не видят ничего страшного, выбрасывая мусор в лесу или на улице. Они не задумываются о том вреде, который наносит мусор природе. Забывают о том , что благодаря им планета превращается в одну сплошную свалку. Для привлечения внимания школьников к данной проблеме проводим акцию «Сохраним мир чистым». Участники акции проводят трудовые десанты на пришкольных территориях или на природных территориях. Делая чистым своё ближайшее окружение, мы вносим посильный вклад в решение проблемы очистки планеты от мусора. Мы верим, что убирая мусор, школьники задумаются выкидывать мусор на землю или дойти до ближайшей урны.
Как показал опыт работы, что современные дети оторваны от природы и полностью погружены в виртуальный мир. Ученик получает и усваивает экологические знания в школе из учебников, дополнительной литературы, узнаёт из средств массовой информации, Интернета. Поэтому школьники относятся не серьёзно к тому, что происходит в природе. Но после участия в природоохранных мероприятиях дети начинают задумываться, а так ли безобидны их действия в природе. Наблюдая за школьниками во время проведения акций, мы увидели с каким удовольствием они участвуют в них и общаются с людьми. Обучая других, они сами учатся.
Заключение
На современном этапе развития человечества экологическое образование рассматривается в качестве наиболее подходящей основы для разработки нового образа жизни с позиций обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития. Верим, что работа, осуществляемая в рамках экологического образования, поможет подрастающему поколению быть экологически грамотными и культурными.
Участие в практической природоохранной деятельности предоставляет возможность учащимся попробовать себя в разных сферах деятельности и различных социальных ролях:
социальная роль я –учитель: В процессе проведения природоохранных акций и юннатских операций учащиеся выступают в роли консультантов и учителей. Например, во время юннатской операции «Синица», обучая других азам изготавливая кормушки из подручного материала, они закрепляют свои умения и навыки. Девизом их может быть «Обучая других, учимся сами». Выступая в роли консультанта, учащийся приобретает навыки работы с людьми, учиться передавать информацию и собственный опыт.
социальная роль я – помощник природы: Когда школьник выступает в этой роли, у него формируется потребность активно участвовать в экологической деятельности, в том числе в природоохранных акциях, понимает экологический смысл этой работы.
И хочется верить, что широкое включение в природоохранную деятельность подрастающего поколения будет способствовать претворению в жизнь прогнозов развития человеческой цивилизации, провозглашенных на Стокгольмской конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды: «Перед нами широкие перспективы улучшения качества окружающей среды и создания хороших условий для жизни».