Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете по теме: "Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 4»
Выступление на педсовете по теме: «Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»»
Составила
учитель начальных классов
МБОУ «ЦО № 4»
Баскакова И. В.
г. ДонскойНачало формыКонец формы
В соответствии с требованиями ФГОС структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:
• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;
• определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;
• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
В описании системы проверочных и учебно-методических материалов выделяются следующие позиции:
1. Стартовая диагностика, в которой представлены ожидаемый уровень предметной подготовки первоклассников, примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, а также рекомендации по использованию системы стартовой диагностики.
2. Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и для каждой дидактической линии) для различных этапов обучения, включающие описание дидактических и раздаточных материалов, необходимые для организации учебной деятельности школьников, организации системы внутренней оценки, в том числе – диагностической.
3. Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов.
Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 4 классе
Работу выполнили 22 человека.
Цель комплексной работы – определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся по освоению программы за курс начальной школы (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, владение отдельными операциями)
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.
В основную часть итоговой работы включены задания по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Выполнение этих заданий обязательно для всех учащихся.
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Работа над этими заданиями может потребовать от ребёнка самостоятельно открыть новое знание или умение, привлечь личный опыт. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребёнка необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенных уровней требований и используется исключительно для дополнительного поощрения ребёнка.
Номер
задания
Учебный предмет
Проверяемые умения и учебный материал
Кол - во человек
% выполнен. задания
Кол – во человек
% невыполн.
задания
Основная часть
1
Чтение, навыки чтения
Скорость чтения не сплошного текста
В баллах не оценивается
2 – 4
Чтение,
осознанность чтения
Сформированность умения поиска необходимой информации в тексте
22
100%
0
0
5
Чтение, осознанность чтения
Сформированность умения выявить при
чтении главную мысль
22
100%
0
0
6
Чтение, осознанность чтения
Навык различения художественного и научно-популярного текста
22
100%
0
0
7
Математика, площадь и периметр
Умение находить площадь и периметр прямоугольника, вычислять значение числового выражения
20
90%
2
10%
8
Математика, текстовая задача, арифметические действия
Умение устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи; оценивать реальность ответа на вопрос задачи; вычислять значение числового выражения. Решение задач на движение.
18
82%
4
18%
9
Математика, числа и величины.
Единицы измерения длины
Сравнение трехзначных чисел
22
100%
0
0
10
Математика, числа и величины.
Деление на однозначное число
Единицы измерения времени (мин, ч)
20
90%
2
10%
11
Математика, числа и величины.
Умножение на двузначное число
Свойства умножения
19
86%
3
14%
12 - 13
Математика, числа и величины.
Единицы измерения массы
Решение задач на разностное сравнение
Вычитание трехзначных чисел
19
86%
3
14%
14
Русский язык, правописание
Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажений букв списывать предложение.
22
100%
0
0%
15
Русский язык.
Синтаксический анализ простого предложения
с однородными членами.
21
95%
1
5%
16
Русский язык, фонетика
Умение правильно производить фонетический разбор слова
18
82%
4
18%
17
Русский язык, орфография
Умение видеть и выделять орфограмму в слове: проверяемая безударная гласная в корне слова
20
90%
2
10%
18
Русский язык, орфография
Умение видеть и выделять орфограмму в слове: непроизносимая согласная в корне слова
19
86%
3
14%
19
Русский язык, орфография
Умение видеть и выделять орфограмму в слове: парная согласная в корне слова.
20
90%
2
10%
20 - 23
Русский язык, морфология
Умение выполнять полный морфологический разбор слова.
18
82%
4
18%
24
Окружающий мир
Умение вести поиск и выделять необходимую информацию
20
90%
2
10%
25
Окружающий мир
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
18
82%
4
18%
26
Окружающий мир
Умение работать с картой природных зон
17
77%
5
23%
27
Окружающий мир
Определение природной зоны по представителю животного мира.
18
82%
4
18%
Дополнительная часть
28
Русский язык
Умение составлять план текста и знание структурных особенностей текста
16
73%
6
27%
29
Русский язык
Умение объединять слова по общим признакам и формулировать обобщающее понятие.
19
86%
3
14%
30
Русский язык
Умение объяснять значение слова
20
90%
2
10%
31
Чтение
Умение находить в тексте сравнения и эпитеты.
15
68%
7
32%
32
Математика
текстовая задача; арифметические действия
Умение самостоятельно составлять математическую задачу, отвечающую заданным требованиям, и решать её
15
68%
7
32%
33
Чтение, математика, работа с данными
Умение заполнять таблицу, используя необходимую информацию
20
90%
2
10%
34
Русский язык, окружающий мир
Первичное умение строить свободное высказывание на заданную тему
15
68%
7
32%
Из предложенной таблицы видно, что учащиеся справились с комплексной работой и показали достаточный уровень сформированности метапредметных результатов. Таким образом, анализ результатов выполнения комплексной работы показал высокий уровень усвоения образовательной программы учащимися 4 класса.