Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении начальных классов "Детско-родительские отношения"»
Детско-родительские отношения (ДРО)
Детско-родительские отношения (ДРО) - это взаимная связь и взаимная зависимость родителя и ребенка.
Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, определяющее особенности восприятия, способ общения и воздействия на него. В науке описаны варианты родительского отношения к детям.
" Принятие - отвержение"
Родителю нравится ребенок таким, Родитель воспринимает ребенка плохим, какой он есть; родитель одобряет неудачливым, испытывая к нему злость, интересы и планы ребенка обиду; он не уважает своего ребенка.
"Кооперация"
Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывая чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его сторону в спорных вопросах.
"Симбиоз"
Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Постоянная тревога за ребенка.
"Авторитарная гиперсоциализация"
Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины; старается навязать ребенку во всем свою волю; пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха.
"Маленький неудачник"
Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом; приписывая ребенку личную и социальную несостоятельность; интересы, увлечения и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными.
ДРО по В.Н.Дружинину
Поддержка, разрешение.
Приспособление к потребностям ребенка.
Формальное чувство дома при отсутствии подлинного интереса к ребенку.
ДРО по А.С.Макаренко
Сотрудничество.
Изоляция.
Соперничество.
Псевдосотрудничество.
Авторитет любви, доброты, уважения.
Авторитет подавления, расстояния, подкупа.
ДРО определятся множеством факторов, среди них личность самого родителя, его пол, возраст, темперамент, особенности характера, религиозность, национально-культурная принадлежность, социальное положение, профессия, уровень общей и педагогической культуры.
В процессе взаимодействия родители и дети выполняют определенные роли. А.С.Спиваковская описывает типичные 4 роли ребенка в семье:
"Козел отпущения" - объект для проявления взаимного недовольства родителей;
"Любимчик" - заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличена;
"Бейби" - сильная близость супругов друг к другу, а ребенок навсегда останется ребенком с очень ограниченными правами;
"Примиритель" - ребенок вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, что позволяет ему занимать важнейшее место в структуре семьи.
В ДРО выделяют 3 аспекта отношений родителей и детей:
симпатия - антипатия
уважение - пренебрежение
близость - дальность
Сочетания этих аспектов дает типы родительской любви. А.С.Спиваковская выделяет следующие типы родительской любви:
- действенная (симпатия, уважение, близость) "Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок. Жаль, что у меня мало времени для занятий с ним".
- действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения) "Мой ребенок не такой как все. Хотя он недостаточно умен и физически развит, но все равно я его люблю".
- любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция) "Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит".
- отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция) "Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело".
- презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция) "Я мучаюсь и страдаю оттого, что мой ребенок не так развит, не умен, упрям, труслив, неприятен другим людям".
- преследование (антипатия, неуважение, близость) "Мой ребенок - негодяй, и я докажу ему это".
- отказ (антипатия, большая межличностная дистанция) "Я не хочу иметь дело с этим негодяем".
Младший школьный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности; маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе школьного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социальные, и психологические; сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода; психологические нагрузки, стрессы, наличие множества других факторов стимулируют развитие у родителей элементов раздражительности, агрессии, синдрома хронической усталости. Многие родители. находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций, физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическое здоровье и поведение на этапе взросления.
Следующие показатели детско-родительских отношений:
эмоциональная близость родителей и ребенка
требования взрослых к детям
существующие контроль и санкции
модель общения
тип личностного развития ребенка
являются основными составляющими стилей общения родителей и детей (см. таблицу "Стили общения")
Название
Эмоциональ
ная близость
Требования
Контроль и санкции
Модель общения
Тип личностного развития ребенка
Демократический.
Разумная любовь.
Сотрудничество.
Принятие, тепло, любовь.
Справедливые, с
обоснованием запретов.
На основе разумной заботы.
диалог-сотрудничество.
Личностно-ориентиро-ванная.
Оптимальный.
Чувство собственного достоинства, ответственность.
Авторитарный.
Диктат.
Чаще отсутствует, но не исключена.
Жесткие. без объяснения причин.
Жесткий, часто некорректный. Наказания.
Дисципли-нарная.
Окрики,
угрозы.
Пассивный, отсутствие дисциплины. зависимость, низкая самооценка.
Семья является социальным институтом, то есть устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворение их потребностей. Она является первым и ведущим субъектом воспитания. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров Ю.П. Семейная ᴨȇдагогика. - М.: Норма, 2003.
2. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007.
3. Владин В.З. Гармония семейных отношений. - Алматы, 2007.
4. Дружинин В.И. Психология семьи. - М.: ВЛАДОС, 2005.
5. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - М.: Просᴨȇкт, 2006.