- А знаете ли вы, что такое воздух и из чего он состоит?
Это не просто газ, а смесь разных газов. Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – состоит из смеси разных необходимых для жизни человека, животных и растений газов, находящихся в пространстве над землей. Какие газы входят в состав воздуха?
Азот занимает самый большой процент в составе воздуха – 78%.
Это одно из необходимых и важнейших веществ, для жизнедеятельности любого организма. Он нужен растениям для полноценного развития. Без азота пожухла бы трава, огромные деревья превратились бы в карликов, ягоды и фруктовые плоды стали бы мелкими.
Кислород – 21%.Это самый важный газ. Он необходим нам для дыхания. Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовой плите обед.
Углекислый газ- 1% занимает объем в 700 раз меньше, чем кислород. Дышат люди, животные, и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух. Кроме того, в воздухе содержатся и другие газы, пыль, водяные пары.
- Если вы получили новую информацию, обсудите и запишите ее.
в) Воздух – щит Земли.
1) - Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на Земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была бы, лишь безжизненным небесным телом.
- Сейчас мы представим, что находимся в космосе
Что вы увидели? (Планета окутана воздухом, как одеялом)
- Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом. Это атмосфера.
Слово «атмосфера» происходит от двух слов «атмос» - дыхание, «сфера» - шар. Другими словами, атмосфера это воздушная оболочка Земли. Ее еще называют воздушным океаном. Оказывается, мы с вами ходим по дну воздушного океана. Если эта информация была для вас новой, запишите ее в графе «Узнал».
- Зачем же нужна атмосфера? Об этом вы узнаете из учебника на странице 43. Прочтите первый абзац и новые сведения запишите.
Вывод:
Воздушный слой – защитник Земли. Он защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации, от камней и кусков льда из космоса. Если не было бы атмосферы, то на нашей планете днем стояла бы стоградусная жара, а ночью - стоградусные морозы.
Физминутка. Танцуем сидя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воздух-щит Земли.Охрана воздуха. »
Тема: Воздух – щит Земли. Охрана воздуха.
Цели и задачи: 1. Через методы критического мышления познакомить детей с составом и основными физическими свойствами воздуха; познакомить с понятием "атмосфера"; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
2. Развивать мышление, речь, умение работать в команде, умение слушать
3. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина своего государства.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Всем, всем! Добрый день!
Прочь с дороги нашей, лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
2. Психологический настрой:
А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по всему вашему телу, по рукам, ногам. И его столько, что оно уже не вмещается в вас. Ребята давайте, пошлём немного тепла и света всем людям нашей планеты, чтобы все люди, а особенно дети на планете Земля были здоровы.
2.Сообщение темы и целей урока. Загадка:
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же.
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Сегодня на уроке мы начинаем изучение раздела «Воздух и погода». Прочтите тему нашего сегодняшнего урока.
- Что обозначает слово «щит»? (ответы детей). Я попросила Даниила найти значение слова в толковом словаре (ЩИТ м. 1. Старинное ручное вооружение в виде круглой или прямоугольной деревянной или металлической доски для защиты от ударов)
- Давайте определим цели нашего урока.
3. Актуализация опорных ЗУН.
- Кое - что о планете воздухе вы уже знаете. Обсудите в группах и запишите все, что вам известно в первую колонку. (Без формы, без цвета, без запаха, упругий, поддерживает горение, сжимается и разжимается, нужен всем…)
4. Работа по теме урока.
а) Свойства воздуха.
Вы назвали известные вам свойства воздуха. А сейчас я предлагаю вам посмотреть слайды, с помощью которых мы закрепим известную
информацию и узнаем новую. (Слайд №1 -4)
Вывод: Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Объем воздуха изменяется в зависимости от его температуры. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Воздух плохой проводник тепла.
- Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
- Обсудите информацию и сделайте запись в графе «Узнал»
Вопросы Почемучки:
- А сейчас вас ожидают вопросы Почемучки. Каждая группа получит по два вопроса, вы должны будете прочесть вопрос, и сказать о каких свойствах воздуха идет речь?
1.группа:1. Почему при ударе мяч отскакивает от пола?
2.Почему окна делают с двойными рамами?
2.группа: 1.В чем будет теплее: в 10-ти шелковых блузках или в 1-й шерстяной?
2.Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
3. группа: 1.Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
2.Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?
б) Состав воздуха.
- А знаете ли вы, что такое воздух и из чего он состоит? (Слайд №5)
Это не просто газ, а смесь разных газов. Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – состоит из смеси разных необходимых для жизни человека, животных и растений газов, находящихся в пространстве над землей. Какие газы входят в состав воздуха? (Слайд №6)
Азот занимает самый большой процент в составе воздуха – 78%.
Это одно из необходимых и важнейших веществ, для жизнедеятельности любого организма. Он нужен растениям для полноценного развития. Без азота пожухла бы трава, огромные деревья превратились бы в карликов, ягоды и фруктовые плоды стали бы мелкими.
Кислород – 21%.Это самый важный газ. Он необходим нам для дыхания. Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовой плите обед.
Углекислый газ- 1% занимает объем в 700 раз меньше, чем кислород. Дышат люди, животные, и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух. Кроме того, в воздухе содержатся и другие газы, пыль, водяные пары.
- Если вы получили новую информацию, обсудите и запишите ее.
в) Воздух – щит Земли.
1) - Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на Земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была бы, лишь безжизненным небесным телом.
- Сейчас мы представим, что находимся в космосе, (слайд №7)
Что вы увидели? (Планета окутана воздухом, как одеялом)
- Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом. Это атмосфера. (Слайд №8)
Слово «атмосфера» происходит от двух слов «атмос» - дыхание, «сфера» - шар. Другими словами, атмосфера это воздушная оболочка Земли. (Слайд №) Ее еще называют воздушным океаном. Оказывается, мы с вами ходим по дну воздушного океана. Если эта информация была для вас новой, запишите ее в графе «Узнал».
- Зачем же нужна атмосфера? Об этом вы узнаете из учебника на странице 43. Прочтите первый абзац и новые сведения запишите.
Вывод:
Воздушный слой – защитник Земли. Он защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации, от камней и кусков льда из космоса. Если не было бы атмосферы, то на нашей планете днем стояла бы стоградусная жара, а ночью - стоградусные морозы.
Физминутка. Танцуем сидя.
2) Работа в рабочей группе.
Работа с дополнительным материалом.
1.Воздушная оболочка, атмосфера, состоит из нескольких слоев. У поверхности земли имеются водяные пары. Из них образуются облака. Из этого слоя выпадают осадки. Во втором слое содержание газов уменьшается. Из – за отсутствия водяных паров облака здесь не образуются. В следующих слоях содержание газов, совсем незначительно. За ними начинается безвоздушное пространство.
2.Воздушный слой – защитник Земли. Он предохраняет ее от сильного перегрева или переохлаждения. Отсутствие воздушного слоя на Луне приводит к тому, что днем поверхность ее раскаляется до +120 градусов, а ночью остывает до -160 градусов. В таком температурном интервале не может существовать ни одно земное существо.
3. Воздушный слой не пропускает различные вредные лучи на Землю. Он предохраняет Землю от метеоритов, большинство которых сгорает в воздухе, не долетев до ее поверхности. Это явление называется звездопадом. Вы, наверное, наблюдали, как падают звезды. Это обломки небесных тел, сгорающих в воздушном слое. Но иногда метеориты все – таки долетают до Земли.
4.Голубизна неба или его облачность зависят от воздушного слоя. Чем толще воздушная оболочка, тем голубея небо. Голубое небо радует и вдохновляет человека, способствует созданию замечательных произведений поэтами и музыкантами. Однако, если небо всегда будет голубым и безоблачным, веселое настроение продлится недолго. Вода с поверхности Земли полностью испарится. Человек без еды может прожить – месяц, без воды – неделю, без воздуха – несколько секунд.
(Обмен информацией в рабочих группах)
3)Работа в домашней группе.
Обсуждение и запись информации.
4) Охрана воздуха.
Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»
- В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые убивают бактерии. А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано? Источники загрязнения (Слайд №9)
Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль;
Автомобили выделяют отработанные газы, в которых много вредных веществ;
Пожары, извержения вулканов;
Загрязнение земли непереработанным мусором.
-Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым?
Сейчас немало делается для охраны воздуха:
1. На предприятиях работают установки, улавливающие пыль и сажу, ядовитые газы.
2. Разрабатываются новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
3. Используются источники энергии, не связанные со сжиганием каменного угля, древесины. Это солнечная энергия, энергия воды и ветра.
4. Растения не зря называют «зелеными легкими планеты». Озеленяются населенные пункты. 4 больших дерева могут в течение суток обеспечивать одного человека необходимым для его дыхания объемом кислорода. 1 тополь выделяет столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны или 7 елей. К тому же, тополь очень неприхотлив.
- Может ли один человек или одно государство справиться с проблемой охраны воздуха? (Это забота всех государств земного шара)
- Наш Казахстан не стоит в стороне от решения глобальных проблем. В Казахстане действует «Закон об охране окружающей среды». 9 января 2007 года Президент Н.Назарбаев подписал Экологический Кодекс Республики Казахстан, в котором объединены все существующие экологические нормы и правила.
5. Обобщение (Слайд №10) Составление синквейна.
- Назовите тему урока одним словом (Воздух);
- Назовите 2-3 признака воздуха (Прозрачный, бесцветный, без запаха);
- Назовите действия, которые производит воздух (Сжимается и расширяется);
- Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!);
- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)
6. Итог урока. На какие вопросы мы искали ответы?
- На все ли ответили? Что нового узнали на уроке?
7. Оценивание: Обсудите в группах оценки, которые вы сегодня заработали за урок.
8. Рефлексия: Сегодня на уроке мы достаточно говорили о воздухе, о Земле. И урок хочу закончить словами из стихотворения:
Люби родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относится добрей!
Раз наша Земля – это единственная планета, на которой существует жизнь, нам необходимо её беречь.
Через несколько дней наша страна будет отмечать один из самых главных праздников – День Независимости РК. Я хочу предложить вам, на цветочках написать пожелания нашей стране используя слова: мир, благополучие, счастье, небо, солнце, люди.
( Заслушать пожелания учащихся. Затем они крепят их на модель Земли)