Просмотр содержимого документа
«Восславим русскую березку»
«Восславим русскую березу»
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы с вами мысленно побываем, а где вы сейчас узнаете. Сядьте поудобнее, закройте глаза. ( Запись – звуки леса). Выскажите свое мнение.
- Какой лес вы представили? Почему? –
Вся в белом платье одета,
В сережках, в листве кружевной.
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
- У многих стран мира есть свои растения – символы: у Ливана – ливанский кедр, у Канады – клен, а у Японии – сакура, у Индии – лотос. (слайды)
- А какое дерево самое любимое, самое родное для каждого русского человека?
- Чему мы посвятим наше занятие?
- Березка! Ни в одной стране нет столько берез, сколько у на в России. О березе сложено много песен, пословиц, поговорок, сказок, игр, хороводов и конкурсов. В давние времена парни и девушки собирались в березовых рощах и водили хороводы. И вас, ребята, я приглашаю в хоровод. (Во поле береза стояла).
- Береза – любимое дерево русского народа. В стародавние времена на Руси березу считали «Родоначальницей и покровительницей». Для русского народа нет дерева роднее, чем береза. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее на Руси всегда сравнивают с нежной и красивой девушкой. Художники изображали березу на своих полотнах, поэты воспевали её в своих стихах. Послушайте.
Белолицая, белоствольная,
Как невеста, горда и нежна,
Словно русская песня раздольная
К небесам устремилась она.
Пускай зовут в дорогу дали,
Но где бы жить не довелось,
Я не могу себе представит Мою Россию без берез.
- Русская береза – символ России. Когда-то березу называли «Деревом четырех дел». Первое дело – мир освещать ( березовая лучина была главным источником света в крестьянских избах). Второе дело – крик утишать ( крик – скрип телеги утишался, когда колеса смазывали березовым дегтем). Третье дело – больных исцелять ( лекарственные вещества есть в почках, в листьях и в коре березы). Четвертое дело – чистоту соблюдать (в бане парились березовым веником).
- Сейчас мы с вами поиграем как в старину и отправимся собирать березовые почки. Но сначала давайте подготовим пальчики к работе и проведем пальчиковую гимнастику. (Пальчиковая гимнастика).
- А теперь нужно разделиться на две деревни. Одни ребята у нас будут из деревни «Кузовки», а другие из деревни «Лапотки». ( Деление на группы – с помощью эмблем).
- Зачем собирают березовые почки?
- Когда нужно их собирать?
- Как нужно собирать почки?
- Собирать нужно по несколько почек с одной веточки: 3-4 не больше, затем с другой, потом перейти к следующему дереву. Все надо беречь. Пчелка собирает нектар тоже понемногу с каждого цветка.
- Я предлагаю поиграть в игру « Сбор почек»
Игра первая у нас,
Приглашаю я сейчас
Для сбора почек детей.
Выходите поскорей
Из деревни «Кузовки»
И деревни «Лапотки».
1. Игра «Сбор почек».
Описание игры: На двух листах бумаги лежат рассыпанные почки (одинаковое количество). Нужно по три почки складывать в кружку. Кто быстрее соберёт почки, тот и выиграл. За сбором почек следят дети, по одному от каждой деревни. За сборщиками почек из деревни «Кузовки» следит ребёнок из «Лапотков» и наоборот.
Перед игрой произносятся слова:
Заболел наш Ванечка,
А за ним и Манечка.
Надо срочно в лес бежать,
Чтобы почек там набрать.
- Молодцы, хорошо поработали. Правильно собирали почки. А теперь отдохнем. Представьте. Что вы деревья.
Физкультминутка «Станем мы деревьями»
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги - это корни,
Их расставим шире, (Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево, (Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали, (Меняют кулаки.)
Из глубин подземных
Воду доставали. (Наклоняются, складывают ладони ча¬шечкой.)
Наше тело - прочный ствол. (Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки - ветви - (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют. (Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно, (Качают головой.)
Если ветры дуют. (Качают поднятыми руками.)
- Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое больным на здоровье. Второе от тьмы, третье – людям колодец. Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником –больным на здоровье, освещать лучиной жилище – от тьмы свет, утолять жажду березовым соком – людям колодец. А еще береза тепло людям в дом несло. Печи в избах топили березовыми дровами.
Я предлагаю вам поиграть в игру « Кто быстрее заготовит березовые дрова на зиму».
2. Игра «Кто быстрее заготовит берёзовые дрова на зиму»
Описание игры. Из обеих деревень выбираются две бригады лесорубов. Игра проводится как эстафета. По сигналу ребёнок бежит в лес, берёт полено и несётся с ним в деревню, кладёт его в сторонку. За ним бежит следующий, аккуратно кладёт своё полено рядом – это поленница и т. д.
Нужно не только быстро заготовить дрова, но и красиво, ровно сложить поленницу, чтобы она не упала, не покосилась от ветра.
После того, как все берёзовые дрова сложены аккуратно на траву в ровные поленницы, старшим лесорубам предлагается сказать скороговорку – «На дворе трава, на траве дрова». (Выдать детям перчатки)
- Ребята, посмотрите, под березой лежат конверты. Давайте разобьемся на группы и посмотрим, что лежит в конвертах. Соберите пазлы и поделитесь, о чем вам хотела рассказать береза?
- Ребята, а как вы можете помочь березе, если увидели ранку?
- Русские именовали березу не иначе, как «чистое дерево». Удмурты почитали отдельно стоящие в поле березы, их запрещалось рубить, под ними молились. Они считали, что береза отвечала за смену времени года, определяла поворот солнца на весну. Почиталась береза и у казанских татар. У украинцев она — «беззащэтна дивчина», символ жизни. Весной якуты увешивали берёзу подарками Хозяйке земли, чтобы она пробудила природу от зимнего сна. У русских, украинце, белорусов существует праздник Троицы. В этот праздник девушки украшали берёзу лентами, вынутыми из кос.
Я предлагаю поиграть в игру « Украшаем березку»
4. Игра « Украшаем березку»
Нужно пройти по дощечкам (кругам, нарисованным на полу) и не помять травы. Дойдя до берёзы повязать на неё ленточку . Побеждает та команда, которая быстрее и аккуратнее, не повредив дерева, повяжет ленточки.
- Посмотрите, ребята, какая красивая стала наша берёзка. Где бы она ни росла, всюду приносит людям радость и свет. Она напоминает про ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубашку, курочку Рябу, каравай хлеба...
- А еще, кроме всего прочего, береза обладает способностью восстанавливать силы человека. Но оказывает она помощь не каждому, завистливый, недоброжелательный, злобный человек не может на нее рассчитывать. Не даст она ему своего тепла и силы. Людей же добрых, несущих другим радость и облегчение одаривает сверх нормы. Для этого надо подойти к березе, прижаться к ней всем телом и почувствовать, как в вас вливаются живительные силы этого дерева, проходит тоска и боль, улучшается настроение и на душе становится спокойно и радостно.
- Подходит к концу наше занятие. Вы много играли, чуть – чуть устали. Я прошу вас подойти друг к другу, повернуться спиной, взяться за руки и прижаться друг к другу. Закройте глаза. Представьте, что вы прижались к стволу берёзы, почувствуйте, какой он гладкий и тёплый. Вздохните, выдохните, пусть усталость пройдёт. Почувствуйте тепло друг друга, почувствуйте радость и верное плечо друга, почувствуйте, как ваши силы возвращаются к вам. Откройте глаза, повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Спасибо за совместную работу.