kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательский час "Четыре дочери у года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и систиматезировать знания воспитанников о временах года.

Воспитывать интерес к окружающему миру природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательский час "Четыре дочери у года"»

Классный час «Четыре дочери года»

Цели и задачи:

  • Обобщить и систематизировать понятия учащихся о временах года, углубить эти знания;

  • развивать познавательные способности детей, их кругозор;

  • развивать логическое мышление через раскрытие причинно-следственной связи в природе;

  • коррекция мелкой моторики рук через составление композиции в технике плоскостной аппликации;

  • воспитать интерес к окружающему миру природы.

Оборудование: Картины с временами года, иллюстрации; настольная лампа, глобус, листы ватмана, ножницы, клей, цветные бумаги, шаблоны ели.

На стене плакат: "Хороша зима снегами, весна - цветами, лето - грибами, а осень - стогами".

Предварительная подготовка: Помещение оформляется соответственно временам года.

Стихи, загадки, карточки-задания.

Атрибуты: костюмы времён года, царя.


Ход классного часа


I. Организационный момент

Коррекционная минутка

Информация для размышления

На доске слова: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», под ними написаны слова:

Радуга

Подснежник

Снеговик

Листопад


- С чем можете сравнить данные слова: «лето», «осень», «зима», «весна»? Сопоставьте их, выберите ПАРЫ. (Работа детей).

Слайд 1

3.Сообщение темы урока

- Ребята, мы сегодня будем говорить о временах года.

- Какие времена года вы знаете? (Ответы детей)

Сегодня на занятии, будем говорить о временах года, приметах. Узнаем, почему происходит смена времен года. Я надеюсь, что вы будете внимательными, активными.


II. Основная часть

  1. Введение в тему

- Ребята, вы любите сказки?

- Тогда слушайте сказку «Четыре дочери года». (Психологическая сказка для коррекционной работы).

             Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег - все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь... Люди от этого очень страдали. (Порядка не было)

            Высоко-высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени Год. Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга.

            Первая дочь любила надевать белые, синие и серебряные платья. Она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким, как зеркало, льдом и охранять сон природы. Звали ее Зима.

            Вторая дочь была веселая и озорная. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед, созывать перелетных птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна.

            Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя было Лето.
            Последнюю дочь года звали Осень. Она была очень грустная. Она умела проливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей.
            Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут, кого из них оставить. Сказано - сделано. И вот все девушки по очереди отправляются на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень. И каждая старалась украсить Землю по-своему. Каждая старалась понравиться людям.


Ведущий: Каждый год мы наблюдаем смену времён года (сезонов). Они не похожи друг на друга. Каждое время года имеет свои особенности.

- Посмотрите, какие времена года изображены на картинах? (Ответы детей).

  1. Выявление запаса представлений учащихся о сезонных явлениях в природе, приобретённых в результате жизненного опыта.

1). Загадки. Угадайте, о каком времени года говорится в загадках.

  • Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка:

Тряхнет перинки,

Над миром пушинки. (Зима)


  • Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает? (Летом)


  • Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)


  • Зеленоглаза, весела
    Девица-красавица.
    Нам в подарок принесла
    То, что всем понравится:
    Зелень - листьям,
    Нам - тепло,
    Волшебство, чтоб все цвело.

Догадались, кто она? (Весна)


Ведущий. У зимы, весны, лета, осени свои ветра, которые приносят разный воздух, свои воды и земли. Только огонь для всех один: светящийся, согревающий.

2). Игровое упражнение «Ветер, ветер»

(Воспитатель предлагает учащимся выполнить игровое упражнение «Ветер, ветер». Дети имитируют дуновение ветерка в разное время года (вдох носом, выдох ртом – без напряжения).

У весны ветер ласковый и нежный, тёплый ( ф-ф-ф-ф );

У Лета – жаркий, согревающий ( х-х-х-х-х );

У Осени – прохладный ( с-с-с-с );

У Зимы – холодный, студеный ( в-в-в-в ).

3). Упражнение «Водичка»

Не только ветер, но и вода в реках в разные времена года разная: весной вода голубая, летом – синяя, осенью - тёмно-синяя, зимой – белая.

- Покажите, какого цвета вода в разное время года. (Показ детьми полоски бумаги соответствующего цвета).


4). Упражнение «Солнце». Солнце по-разному обогревает землю в течение года. Вспомните, где Солнце бывает на небе летом и зимой.

Лето: Летом солнце выше поднимается. А чем выше солнце на небе, тем горячее его лучи. Летом солнце встает раньше, а заходит позднее. За длинный день солнце успевает хорошо прогреть и воздух, и землю, и нас с вами. Поэтому летом и теплее, чем зимой.

Осень: После лета наступает осень. Солнце с каждым днем всё ниже идёт по небу. Оно всё позднее встаёт, всё раньше садится за горизонт. С каждым днём оно посылает нам всё меньше и меньше тепла и света. Становится все холоднее и темнее.

Зима: Наступает зима. В декабре солнце показывается на небе уже всего только на несколько часов, да и не всегда его видно. Совсем низко оно на небе: где-то за домами да за деревьями прячется.

Весна: Весна – это время года, которое следует за зимой. Весной солнце начинает подниматься всё выше и выше, становится на улице тепло, начинает таять снег, дни становятся длиннее.

Вывод: Мы с вами увидели, что у каждого времени года свои ветра, свой цвет воды на водоёмах, по- разному светит солнце.

Воспитатель: А теперь попрошу я вас ответить на несколько вопросов. Найдите задание 1, прочитайте и подчеркните слова- ответы.

  1. Упражнения на применение понятий о сезонных явлениях в неживой природе. (Карточки-задания, работа группами).

Задание 1. «Приметы». Из перечисленных явлений природы выбери те, которые характерны для вашего времени года: снег, град, дождь, капель, мороз, вьюга, буран, половодье, ледоход, иней, гроза, туман, гололёд, изморозь, изморось, роса.

Слайд 2 (Проверка ответов).


Задание 2. «Бывает – не бывает»

Слайды 4-7

Посмотрите внимательно на картинки, а затем скажите, какое время года изображено на каждом из рисунков и что не так на картинках. Найдите ошибку художника. (Групповая работа).

(Иллюстрации времен года на столах, слайдах).


Задание 3. Догадайся, о каком времени года идет речь в стихотворениях. (Чтение детьми стихотворений).

Слайд 8

  1. Поднялось и заиграло

Солнце над полями,

Порассыпалось своими

Жгучими лучами. (И. Суриков).


  1. Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит. (А. Плещеев).


  1. Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (А. Пушкин).


  1. Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса. (А. Пушкин ).


4.Физкультминутка «Из семени в цветочек»


Ведущий: Как погода влияет на растения? Что происходит с растениями с наступлением тепла и холода? (Воспитатель изображает садовника, предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко, сжаться в комочек, убрать голову и закрыть её руками).

Садовник очень бережно относится к своим семенам: поливал их (гладит по голове и телу), рыхлил почву, ухаживал за ними. С теплым весенним солнышком семена начинают расти. (Дети поднимаются). У них раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и ростки превращаются в прекрасные цветы. Наступает лето, цветы хорошеют, любуются собой, (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагиваются до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветы качаются в разные стороны, борются с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветки сгибаются, клонятся к земле и ложатся на неё. Им грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветки снова превратились в маленькие семечки (свернуться на полу). Снег укутал семена, им тепло. Скоро опять наступит весна, и семена оживут. (Дети поднимаются с семечком в руках).

Ведущий:

Наконец пришло время выбирать. Какая из дочерей царя понравилась людям. Царь стал спрашивать людей:

- Понравилась ли вам Зима? Что плохого и что хорошего было?
И ответили люди:
- О, великий царь, твоя дочь Зима принесла нам холод, у нас не было цветов и плодов, улетели птицы. Но зато она подарила нам катание на коньках, на санках и на лыжах, игру в снежки и прекрасный праздник - Новый год. Мы полюбили Зиму.

- Что скажете вы о Весне - моей второй дочери? - спросил царь.
- Когда пришла Весна, растаял снег, стало грязно, разлились реки и нас затопило. Но зато снова стало тепло, вернулись домой птички, распустились цветочки и листики на деревьях. Твоя дочь Весна прекрасна, - ответили люди.
- Понравилась ли вам моя дочь по имени Лето? - спросил царь.
- Да, великий царь. Мы и ее полюбили. Нас кусали мошки, и мы боялись гроз, но нет ничего приятнее купания в реке, ничего вкуснее сочных ягод и красивых летних цветов и бабочек.
- И, наконец, Осень. Что вы о ней скажете?
- Осенью опять стало холодать, пошли дожди и стало грязно, улетели пев-чие птички. Но зато лес оделся в красные, желтые и оранжевые одежды. Это так красиво. У нас было много овощей, фруктов, грибов и орехов. Осень хоть и грустна, но мы ее тоже полюбили.


Задумался царь. И впрямь, как же быть? Людям все дочери понравились, а вместе править они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый.
Он нашел выход и объявил людям свое решение: "Отныне, пусть каждая из моих дочерей приходит на Землю в свой черед на одинаковое время".
Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди зима, весна, лето и осень.

Ведущий:

- Кто из сестер вам больше нравится? Почему?

- Ребята, это ведь была сказка? (Да).

- А как же на самом деле? Почему происходит смена времен года? Сегодня мы попробуем узнать правду.


Люди раньше жили мечтами, а эти мечты выражали через сказки. Но человечество шагнуло далеко вперед. Мы освоили космос. Знаем, что Земля круглая и движется вокруг Солнца.

Причина смены времён года заключается в движении Земли вокруг Солнца.

III. Основные движения Земли


Путь, по которому в космическом пространстве движется земной шар, имеет форму вытянутого круга, овала. В центре этого овала — Солнце.

Слайд 9


Переход от тёплого времени года (весна, лето) к холодному (осень, зима) происходит вовсе не потому, что Земля то приближается к Солнцу, то удаляется от него. А ведь и сегодня так думают многие люди!

Вы, конечно, видели глобус - это мо­дель Земли - и, наверное, обратили внима­ние, что на глобусах Землю всегда изобра­жают в наклонном положении. У нашей планеты ось действительно наклонена, и это имеет большое значение для нас. Толь­ко не подумайте, что ось Земли похожа на ось глобуса или ось велосипедного колеса. Земная ось - это прямая линия, которую мысленно можно провести через Северный и Южный полюсы планеты.

Так вот, из-за того, что земная ось на­клонена, у нас происходит смена времен года: лето сменяется осенью, осень - зи­мой, зима - весной, весна - летом.

Чтобы убедиться в этом, проделаем опыт, где глобус будет Землей, а настоль­ная лампа - Солнцем. Если вы с глобусом в руках начнете двигаться вокруг лампы, то увидите, что Солнце неодинаково осве­щает северное и южное полушария Земли.

Когда хорошо освещено северное - там ле­то, когда южное, то лето - в южном полу­шарии, а в северном - зима.

Глобус и лампа помогут вам понять и смену дня и ночи. Найдите на глобусе место, в котором вы живете, воткните булавку и, вращая перед лампой глобус, смотрите, как в том месте, где вы живете, наступает то день то ночь.

Живя на Земле, мы не замечаем ее дви­жения. Но когда наблюдаем за Солнцем, за звездами, то видим, что они восходят и за­ходят. Мы видим, как Солнце проходит свой земной путь от восхода до захода - от восточной стороны небосвода до западной. Теперь вы знаете, что нам лишь кажется, будто Солнце движется по небосводу с вос­тока на запад. На самом деле это земной шар вращается вокруг своей оси с запада на восток.

Вывод: Т.о., из-за вращения Земли вокруг Солнца, а также из-за наклона земной оси у нас происходит смена времён года. Нагревание земной поверхности зависит от высоты Солнца.

IV. Подведение итогов


Наше занятие подходит к концу.


Ведущий:

Подводя итог, хочу отметить, что каждое время года хорошо по-своему. Каждый из вас сегодня успешно прошёл испытание на знание времён года. Молодцы! На этом занятие закончено. Спасибо всем за внимание!












Цель: Закрепить знания детей о временах года и явлениях природы. Вызвать у детей желание рассказывать стихи, петь песенки, водить хоровод, играть. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли взрослых или детей: Зима, весна, лето, осень.

Ведущая: Здравствуйте ребята! Приглашаю Вас на наш праздник!

Он весёлый, интересный и познавательный конечно!

Отгадать загадки дружно

Вам сейчас ребята нужно!

1.В декабре снег принесёт, в феврале метель метёт? (зима)

(заходит зима)

— Здравствуйте, ребята!

-Здравствуй зимушка – зима.

2.Солнце светит, снег таит, когда это бывает? (весной)

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуй весна – красна!

3.Всем даёт тепло, очень жаркое оно? (лето)

(заходит лето)

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуй лето красное!

4.Волшебница она, все листья разукрасила в жёлтые, красные цвета (осень)

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуй осень!

Ведущая: Всех Вас в гости просим! У каждого времени года есть своя погода

Есть свои приметы, расскажите нам об этом!

Зима: Посмотрите на меня всех белей, морозней я

Снежная, красивая, всеми я любимая!

Весна: Но зима уходит, а весна приходит

С пением птиц, с солнцем, с зеленью

С первыми цветами

С длинными деньками

Всех милее я, краше и роднее!

Лето: За весною лето, всё теплом согрето

Жаркие денёчки. Красивые цветочки

Дети загорают, плавают, ныряют

От того я лето, очень нравлюсь детям!

Осень: Осень дивная пора

Полюбуйтесь на меня

Вся разноцветная и яркая я

Урожайная, приветливая

В гости приглашаю. Всех я угощаю

Фруктами и овощами

Сладкими пирогами.

Ведущая: Ну не спорьте зря

Все вы прекрасны друзья!

И об этом Вам в стихах расскажут дети!

Дети: 1. —Зима весёлая пора

— Кататься любит детвора

-На санках лыжах и коньках!

-В снежки играть

— И бабу снежную лепить

— Морковку вместо носа прилепить!

2. — Весна! Всё проснулось от сна!

-Деревья и цветы,

— И рады солнцу взрослые и малыши!

3. — Лето – это солнце!

-Лето – это свет

-Лето – это точно лучика привет!

-Лето – это воздух, солнце и вода

— Лето – это наша любимая пора

4. -Осень щедрая пора

— Любит осень детвора

— Помидоры, огурцы

— Фрукты и салаты

— И к столу преподнесёт

Урожай богатый!

Ведущая: Ну вот, как же вы все нам нужны!

Правда, дети? (да)

Хороши все времена года

Играем в любую погоду!

Зима: Что у меня в кадушке?

Конечно не лягушки!

А белые комки

Из снега они (снежки)

Игра «Снежки»

Весна: Для Вас я приготовила

Колокольчики

Играем в «Жмурки»

Весело очень!

Игра «Жмурки»

Лето: А сейчас будем играть

В «Солнышко и дождик»

Солнышко светит- бегаем, играем

А от дождика убегаем

Под зонтиком его пережидаем!

Игра «Солнышко и дождик»

Осень: Играем с осенью мы очень дружно

Урожай собрать вам нужно!

Игра -эстафета «Кто быстрее перенесёт овощи в корзину»

Ведущая: Мы знаем песенки о Вас

И пропоём сейчас.

( дети исполняют песенки о каждом времени года по куплету)

Ведущая: Всех ребят зовём в хоровод!

1.Дружно встали в хоровод

Зима первая идёт (зовут зиму)

А за зимушкой весна (зовут весну)

Детям радость принесла

Солнце и тепло (хлопают в ладоши)

Всем оно нужно!

2. Вот и лето к нам пришло (зовут лето)

Лето жаркое

Лето знойное

И раздольное

А за летом осень ждём

В хоровод её зовём (зовут осень)

Закружился хоровод

Получился круглый год!

Ведущая: Вот какой круглый год

Как наш хоровод!

(дети садятся)

Зима. Весна. Лето .Осень: Угостить всех ребят

Каждый из нас рад!

(Зима – зефиром , лето – ягодами, весна-конфетами «Ласточка», осень -фруктами)

Ведущая: Праздник наш прошёл на ура

С нами были все времена!





12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитательский час "Четыре дочери у года"

Автор: Ольга Ивановна Вишневецкая

Дата: 07.01.2020

Номер свидетельства: 534693

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Воспитательский час " Что означают наши имена " "
    ["seo_title"] => string(50) "vospitatiel-skii-chas-chto-oznachaiut-nashi-imiena"
    ["file_id"] => string(6) "238184"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444496112"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Воспитательский час на тему: «Дружная семья». "
    ["seo_title"] => string(48) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-druzhnaia-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "235663"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443788604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства