ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ. КЛАССНЫЙ ЧАС НА ПАРАЛЛЕЛЬ.
Учитель Кистерева Е. П.
Цель: познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, создать атмосферу доброжелательности и самораскрытия.
Задачи:
воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Предварительная работа: учащимся заранее даётся специальное задание
Ход классного часа
- Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть! У нас сегодня необычная встреча, мы собрались, чтобы узнать для кого-то новое и интересное, для других – уже известное, но также интересное и очень важное в наши дни особенно.
- И дня начала хочу представить вашему вниманию два видеоролика. Посмотрим их и подумаем, о чем они и что общего между ними? ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 1 И 2
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ…
- Хорошо! Молодцы! Ну а теперь нам нужно разгадать одно слово, которое также относится к вами перечисленному. Разгадав выделенное слово, мы узнаем тему нашего классного часа.
- Для этого каждый класс поделится на 3 группы, и одно слово разгадают ваши классные руководители (всего нам необходимо угадать 13 слов).
1. В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я ……………………………..наизусть.
2. Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася……………………………… сосна.
3. Но и под тению узнаешь ты как раз
Приметы южного созданья без ошибки -
По светлому зрачку неотразимых глаз,
По откровенности младенческой…………………… улыбки.
4.К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у………….. весны.
5. Распустился ландыш в мае
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается …………………………сирень.
6. Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная …………………………………………………..луна
7. Возле долины журча,
Река протекала глубокая.
Над рекой, верхушку склоня,
Стояла сосна …………………………….одинокая.
8Есть что-то знакомое, близкое мне
В пучине воздушной, в небесном огне;
Звезды полуночной таинственный свет
От духа родного несет мне ……………………..привет.
9. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился ………………………………………………..день
10. Запах розы и жасмина,
Трепет листьев, блеск луны...
Из открытых окон льется
Песня южной ………………………….стороны
11. В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны……………………………. красоты.
12. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко ………………………………………….застучит.
13. Есть любовь, похожая на тень:
Днем у ног лежит - тебе внимает,
Ночью так неслышно обнимает...
Быть как тень, но вместе ночь и ………………………день
- ВСЕ ВЕРНО! КАКОВА ЖЕ ТЕМА НАШЕГО КЛАССНОГО ЧАСА? КТО СМОЖЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛЬ? СЛАЙД
- Молодцы! КТО ЗНАЕТ ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
- 16 ноября ежегодно отмечается Международный день толерантности . Слово, возможно, не всем знакомо, да и звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и тот, кто обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.
- Давайте обобщим понятие о ТОЛЕРАНТНОСТИ!. Прочитаем! ДВА СЛАЙДА
По слайду:
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
Еще по слайду читаем 4 определения ПО КЛАССАМ СЛАЙД
- Сейчас самое время немного отдохнуть и сделать весёлые упражнения….ФИЗМИНУТКА1
- Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках мира.
5. Сообщения детей.
В испанском языке оно обозначает способность признавать отличные о своих собственных идеи или мнения.
Во французском – отношение. При котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим.
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.
- Какое из определений вам больше всех понравилось?
- Что объединяет эти определения?
- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Я : В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
- А ТЕПЕРЬ МЫ ПОСМОТРИМ НЕБОЛЬШУЮ СКАЗКУ, ПОДГОТОВЛЕННУЮ УЧАЩИМИСЯ 4 «В» КЛАССА. ПОД СЛАЙД РУКИ-ЗЕМЛЯ……..….О СОВЕ
- Чему нас учит эта сказка?
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
- Знает ли кто об истории возникновения этого праздника? Послушаем подготовленные ответы учащихся…………
День, посвященный терпимости, празднуют во всем мире благодаря Генеральной Ассамблее. 16 ноября 1995 года страны, входящие в ЮНЕСКО, подписали Декларацию принципов терпимости. В 2005 году появился итоговый документ, где были выделены тезисы действий государств мира: улучшать условия жизни людей, уважать свободу, способствовать уважению, терпимости и диалогу между народами. В Декларации терпимости написано, что все люди разные, но все равны в правах и достоинствах. В документе терпимостью называют уважение, понимание и, конечно, принятие многообразия культур, способов проявлений индивидуальности, форм самовыражения. На уровне государства терпимость – это справедливое законодательство, соблюдение всех прав и норм. Также терпимостью является предоставление каждому жителю планеты возможности для развития, социального и экономического, без какого-либо рода дискриминации. Принципы толерантности – одни из основных прав и свобод человека, они описаны в законах и международных декларациях.
- Ребята, знаете ли вы что существует два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Кто может охарактеризовать их, исходя из полученной ранее информации?
ДЛЯ МЕНЯ:
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
- Сейчас вы услышите некоторые черты характера человека и ОПРЕДЕЛИТЕ, относятся они к толерантной или интолерантной личности.
Уважение мнения других
Непонимание
Доброжелательность
Желание что-либо сделать вместе
Игнорирование
Агрессивность
Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других Непонимание
Доброжелательность Игнорирование
Желание что-либо сделать вместе Агрессивность
МОЛОДЦЫ! Самое время ещё раз размяться и провести небольшую зарядку. ФИЗМИНУТКА2
- Следующая инсценировка покажет нам личность, идущую по одному из этих путей. Посмотрев, скажите мне, ребята, толерантен ли главный герой или он – интолерантная личность!
СЦЕНКА . ПРИТЧА О МИЛОСЕРДИИ. СЛАЙД РУКИ С МУЗЫКОЙ МОРЯ
- Ребята! Как вы считаете, толерантен ли главный герой или он – интолерантная личность! И почему.
- МОЛОДЦЫ!!!! С вашей помощью я составила правила толерантного поведения. Кто со мной согласен – хлопните в ладоши.
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
-И в заключении хочу вам расскажу следующую притчу под СЛАЙД
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
ПОД СЛАйД «ШКОЛА»
Вот и подошло к концу наше мероприятие, но разговор о толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к этой теме. Кроме того, мне бы хотелось сказать, что наша школа – это маленькая семья. И хотелось, чтоб в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание, не было ссор, ругани. А радость, удача, доброта, красота, любовь были нашими постоянными спутниками.
- Закончить наш классный час я хотела бы вручением небольших сюрпризов, приготовленных учащимися 4 В класса, символизирующих толерантность.