Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Игры народов Кузбасса"»
Сценарий внеурочного занятия в 1 классе «Игры народов Кузбасса»
Задачи:
1. Формировать творчески развитую, активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
2. Приобщать к истокам игрового фольклора.
3. Формировать устойчивое и заинтересованное и уважительное отношение к культуре родного края, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
4. Развитие физических (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств; совершенствование моторного аппарата.
5.Воспитывать толерантное отношение к народам России, путем познания фольклора посредством народных игр.
Ход занятия:
Учитель: Добрый день, ребята! Мы сегодня проводим с вами необычное занятие.
-Скажите, пожалуйста, где мы с вами проживаем? (в г. Белово, в Кемеровской области, в Кузбассе, в России). Правильно.
- На территории Кузбасса проживают люди разных национальностей.(Слайд1) Все они дружат между собой. Для каждой народности характерны свои традиции, обычаи и конечно же игры.
-Мы вам предлагаем отправится в небольшое путешествие и поиграть в национальные игры. Вы готовы? Тогда мы отправляемся в путь!
-Ребята, посмотрите на слайд. Игры какого народа представлены на слайде? (слайд2)
Русские народные игрызаставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке, а правила их просты и понятны. Например, такие игры: салки, прятки, горелки, казаки – разбойники, мышеловка, городки…
Игра «Золотые ворота». Вначале игры с помощью считалки выбирают двух водящих. Они будут «Солнцем» и «Луной». Эти игроки становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «Ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота.
Водящие («Солнце» и «Луна») речитативом повторяют скороговорку:
«Золотые ворота,
Пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
второй раз - запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что «ворота» закрываются в конце стихотворения, спешат быстрее проскочить в них. Водящие тоже могут ускорять темп произнесения: так вся игра становится более динамичной и неожиданной.
Пойманный игрок становится сзади «Луны» или «Солнца», и игра продолжается вновь до тех пор, пока все игроки не будут распределены на две команды.
Дальше команды устраивают между собой соревнования в перетягивании каната (или взявшись за руки).
-В нашем многонациональном Кузбассе проживает много украинцев. Мы познакомимся с их народными играми. Их очень много- это карусель, аист, ручеек…, а мы поиграем в игру«Рыбаки и рыбки». (слайд №3, )
Украинская игра «Рыбаки и рыбки». Участники (рыбки) становятся в круг. У водящего в руках скакалка или длинная верёвка. Водящий (рыбак) начинает вести скакалку по кругу по земле, а участники прыгают через скакалку. Кого скакалка задела, тот выходит из игры. (наше условие: за две минуты «рыбак» должен поймать как можно больше «рыбок»).
-Понравилась игра? А раньше мы играли в неё? Правильно, вы уже знакомы с этой игрой, только не знали её истоков.
-Посмотрите на слайд . Игры какого народа на нем представлены?
Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью и т.п. Татарские игры связаны с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Это игры битва с горшками, перетягивание каната, борьба на кушаках.
(слайд №4 )
-Я предлагаю вам разделится на 2 команды и встать в 2 колонны. Марина Анатольевна и Татьяна Евгеньевна будут помогать нам судить эту игру. Внимательно слушаем правила игры!
Татарская игра «Кто дальше бросит мяч».
Несколько игроков становятся у линии. На расстоянии 3-5 метров от них ставятся корзины (чертится линия). У каждого игрока в руках мячик. По команде игроки начинают по очереди бросать мячик. Задание – добросить или перебросить мячик до препятствия. У каждого игрока 3 попытки.
Молодцы! Мы определили команду победителя в этой игре и продолжаем наше увлекательное путешествие.
Вот мы и добрались до последней станции . Здесь представлены игры коренного народа Кузбасса. Борьба «куреш», конные состязания, тебек, элбранкай…(слайд № 5 ) Телеутские народные игры имели большое значение, как и у других народов
Телеутская игра Плат кабыжарга («ловить платок»)
Участники игры выстраиваются в одну шеренгу. Игрок, стоящий в шеренге первым, держит платок. Два игрока из конца шеренги бегут наперегонки, их цель – первым схватить платок. Игрок, схвативший платок, становится первым, а проигравший возвращается в конец шеренги и соревнуется с игроком, который теперь стоит последним.
-Вот и подошло к завершению наше небольшое путешествие. С играми каких народов вы познакомились? Надеемся, что наше занятие вам понравилось. На наших следующих занятиях мы продолжим знакомится с культурой и играми других народов проживающих на территории Кемеровской области.