Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Хвала рукам, что пахнут хлебом"»
Разработка внеклассного занятия для 2 класса
"Хвала рукам, что пахнут хлебом"
Разработала: Лоб Вероника Николаевна учитель начальных классов Место работы: МБОУ-СОШ № 5 станицы Старовеличковской,Калининского района, Краснодарского края, внеклассное занятие для младших школьников.
Цель: формирование у учащихся нравственной позиции к хлебу и людям, выращивающим хлеб.
Задачи:
прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу
воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов
учить детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации
развивать сообразительность, быстроту мышления, речь, внимание учащихся
воспитывать чувство взаимопомощи и понимания при работе в малых группах, коммуникативная компетентность.
Ход занятия:
(На слайде изображение пшеничного поля)
Звучит песня «Русское поле»
композитора Яна Френкеля настихи Инны Гофф
Определение темы и цели занятия.
Учитель:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился.
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Хлеб)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
- Тема нашего занятия так и звучит: "Хвала рукам, что пахнут хлебом".
III. Работа по теме занятия.
- Как нужно относиться к хлебу?
- Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусорном ведре. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
Ученица 1:
Каравай земли и неба
На твоём столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
Учитель:
«Ароматный хлеб» Автор сказки: Ирис Ревю
Жила-была в нашей слободе семья трудовая. Вот как-то все домочадцы поразъехались, остались в доме лишь бабка да внучок малой, Тимоша. Смышлёный мальчишка был. Бабка вскоре уснула, а Тимоша за стол сел, поближе к хлебу ароматному. В доме была тишина, лишь стук часов слышен. Тимоша тихонько говорит: — Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороде был, тебя там не видел. Там Картошка растёт, Морковь крепчает, Лук зеленеет, но тебя, и твоих братьев-сестёр: Булочек, Батонов, Караваев я там не встречал. А я внимательно смотрел. И в саду ты не появлялся. Там Яблоки, Сливы, Груши. Откуда ты к нам пожаловал, Хлебушко?
— Я появился на свет там, где просторы бескрайние, солнце трудолюбивое, небо голубое, да дожди щедрые. А вырос я из маленького зёрнышка.
И Хлебушко стал рассказывать, как он был сначала росточком маленьким, потом колосом золотым. Хлеборобы его и ещё тысячи таких колосьев с налитыми зёрнами собрали, обмолотили, да на мельницу свезли. Из зёрен муку сделали, а уж из муки и хлеб испекли.
— Каким же долгим путём ты шёл, Хлебушко, прежде чем попасть на этот стол! — сказал Тимоша. – Я впредь ещё бережнее с хлебом обращаться буду. Хлеб достаётся большим трудом! Я только теперь это понял.
-Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши родители, чьи профессии связаны с хлебом. Они расскажут нам о долгом пути кусочка хлеба на наш стол. Отгадайте профессию
Знает все поля и почвы,
и про севооборот,
он расскажет днём и ночью
где и что в полях растёт.
Лучший мастер в деле том.
Это, дети……. (агроном) Папа Вероники - Бакшанский Дмитрий Михайлович – агроном. Сегодня он расскажет, как маленькое пшеничное зёрнышко превращается в колосок.
(Рассказ агронома)
Ученик 2:
В каждом зёрнышке пшеницы Летом и зимой, Сила солнышка хранится И земли родной. И расти под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина бессмертный, Хлебный колосок.
Учитель:
- О дальнейшем путешествии хлебного колоска на наш стол расскажет папа Сычёвой Алины - Андрей Олегович . Отгадайте его профессию.
В поле вызреет пшеница,
день и ночь уборка длится.
Дорог очень каждый день,
всем трудиться там не лень.
Кто в уборке хлеба скор ?
Дети это-…............(Комбайнёр)
(Рассказ комбайнёра)
Ученик 3:
Склонила тяжёлую голову рожь.
«Спасибо вам, солнце, и ласковый дождь!»
Спасибо земле, что была моим домом.
И сильным рукам, моим старым знакомым!
Ученик 4:
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю попали янтарные зёрна.
А нынче, они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!
Учитель:
- И вот в нашем доме запахло душистым хлебом. Кто же это постарался!
Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари.)
Мама Берко Полины – Екатерина Александровна, работает на нашей хлебопекарне. Сегодня она пришла рассказать нам, как румяные душистые булки приходят на наш стол.
(Рассказ пекаря)
Ученик 5:
Вот он Хлебушек душистый, Вт он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем — земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Ученик 6:
У народа есть слова, Хлеб – всей жизни голова, Хлеб не падает нам с неба, Появляется не вдруг, Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятка рук.
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!
Игра "Продолжи пословицу".
- Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе. На красных карточках записано начало пословицы, на зелёных - продолжение. Одна группа читает начало пословицы, продолжение должна выбрать одна из оставшихся групп.
Без хлеба - не будет и обеда.
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Хлеб ногами топтать - народу голодать.
Покуда есть хлеб да вода - всё не беда.
- Замечательно справились с заданием, а какие ещё знаете пословицы либо поговорки?
Плох обед, коли хлеба нет.
Нет хлеба - нет обеда.
Много снега - много хлеба.
Хлеб на стол - и стол престол.
Хлеб - всему голова.
Всё приедается, а хлеб - нет.
Зерно не посеешь, блин не испечёшь.
Ученик 7:
Написано много о хлебе, Который всему голова. О хлебе насущном не смолкнет Вовеки людская молва.
Ученик 8:
В нем пот, перемешанный с солью, В нем труд от зари до зари, В нем жизнь для живущих на свете От края до края земли. Ученик 9:
Кусочек бесценного хлеба Порою от смерти спасал. За хлебную русскую ниву Народ свою жизнь отдавал.
Ученик 10: И потому колос хлебный Лишь с золотом можно сравнить, Лишь с хлебом решим мы задачу: Быть сильными нам, иль не быть.
Ученик 11: Обычай прекрасный в России Гостей хлебом – солью встречать, И ароматною сдобой На пышном пиру угощать. Ученик 12: Хлеб – символ богатства и силы Хлеб – золото русских полей, Хлеб – слава труду хлебороба, Хлеб – гордость России моей.
Учитель:
- Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Ребята, у вас было задание по группам выпустить листовку «Берегите хлеб!»
(ученики представляют свои листовки)
Я предлагаю развесить эти листовки возле столовой, чтобы все ученики нашей школы помнили о бережном отношении к хлебу.
- Ребята, продолжите мысль:
"Я понял(а), что…..
"Я узнал(а), что…..
"Мне было интересно …..
"Теперь я буду …….
"К сожалению ……
"Я буду ……
- В нашей станице есть хлебопекарня, где выпекают очень вкусный хлеб и булочки. Вы хорошо поработали, и сейчас наш пекарь – Екатерина Александровна, хочет угостить вас ароматными булочками.