Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ «Егорьев день»»
Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ «Егорьев день»
(проект сценария)
Исполнитель:
Осадчая Елена Тимофеевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ№1» г. Топки
Цель: Создать условия для осознания значимости народных праздников в жизни человека.
Задачи:
Предметные: ознакомить учеников с народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям, создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы.
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: Способствовать воспитанию нравственного отношения к народным ценностям, уважение к традициям; развивать интерес к истории своего народа, развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе.
Подготовка к мероприятию.
Класс делится на 4 творческие группы, каждая группа получает задания, которые готовят заранее, с помощью музыкального работника, библиотекаря, классного руководителя, а также привлекаются родители.
1-группа подготовить хороводную песню «Ой не будите меня молодую утром рано на заре».
2 –Сценка (Обращение к святому Егорию)
3- Гадание
4-Шутки прибаутки
В кабинете сделан макет русского домика. В центре расположена икона святого Георгия-Победоносца. В кабинете ребята сидят по группам за столами, приглашенные родители
Ход мероприятия.
Учитель: Ребята кто изображен на иконе?
-Что вы знаете об этом святом? ( Св. Георгий (Егорий, Юрий) в христианской традиции известен как великий мученик и чудотворец.)
- Будучи воином в страже императора Диоклетиана, он обличал его как гонителя христиан, за что и был обезглавлен 23 апреля 303 г. Согласно христианским легендам, св. Георгий совершил множество подвигов и чудес. Главным из них было освобождение от огромного змея жителей г. Бейрута, которые должны были ежегодно отдавать на съедение змею своих детей.
-Какой весенний праздник русский народ отмечали 6 мая по новому календарю и23 апреля по старому? (Егорьев день»)
Учитель: Пробуждение природы влекло за собойвозобновление земледельческих работ. Люди старались сделать всё, чтобы скотина была цела и сохранена.Поэтому именно в этот день обходили двор и хлев с иконой в руках святого Георгия-Победоносца и читали молитву о сохранение скота. Фактически во всех русских деревнях начинались работы сразу же после Егорьева дня: обязательно выгоняли на пастбище скот, даже, если было холодно, и местами еще лежал снег. Считалось, что св. Георгий в этот день объезжает стадо на белом коне, беря его под свое покровительство. По вятскому поверью, у хозяина, не выгнавшего скот в Егорьев день, «кукушка о кукует скотину» и та летом не будет ходить домой; в Смоленской губернии считали, что корову, оставленную в Егорьев день в хлеву, невозможно будет «приговорить к стаду»; в Тверской губернии верили, что такую корову мог задрать медведь, насланный лешим. Во многих русских деревнях в этот день проводились обряды в честь св. Георгия, во время которых люди обращались к святому с просьбами «открыть» землю, дать плодородие полям, защитить скот. Сегодня мы с вами познакомимся с таким обрядом. (Сценка)
2- г.Выходит бабушка,в руках унеё красивый рушник,поднос,а на нём пироги, шаньги,калачи,яйца,сало идр..У дедушки в руках икона святого Георгия- Победоносца. Они обходят двор,бабушка читает молитву.
Бабушка: “Святой Егорий – батюшка, сдаем на руки тебе скотинушку и просим тебя – сохрани ее от зверя лютого, от человека лихого, чтобы наша скотина была цела и сохранена, а вы черные медведи, серые волкии злые расомахи идите к синему морю, у синего моря бейте и копайте черный пень и гнилую колоду и от ныне и до веку веков, Аминь!
(Во двор вбегают молодые парни и девушка,с ними юноша в образе святого Егория. Егорий одет в русскую рубашку, на голове зеленый венок, одна штанина зеленая, другая красная)
Бабушка: Угощайтесь. Мои милые. Вот пироги, да шаньги. Берите, чтобы бока у нашей скотинки были круглыми.
1 дев. Спасибо, тебе, тетка на хорошем подояние.
2 дев. Дай, вам, господи, подольше пожить да побольше нажить: денег мешок, да белья коробок, 20 телушек – все головушек, 100 коров, 90 быков, 30 курей, 20 петухов.
Исполнители уходят и садятся на своё место.
Учитель:Ребята,а кто знает пословицы о празднике Егорьев день.?
- Ученики. « Господь Бог благословляет землю и открывает ее на сеяние», «Егорий начинает полевые работы», «На Егорья выезжает и ленивая сошка».
1г. Мальчик,одетый в пастуха «въезжает» на двор. Он играет во рожок. Пастух на коне верхом, только конь изготовлен из палки, а голова из соломы На голове пастуха соломенная шляпа , через плечо сумка. Пастух еще раз играет во рожок, а из двери выходят девочки в сарафанах и поют.
«Ой, не будите меня молодую утром рано на заре, Ой, да, ой дали ой, утром рано на заре»
(После каждого куплета)
Вы тогда меня будите, когда солнышко взойдет
Да, когда солнышко взойдет, пастух выйдет во лужок
Пастух выйдет во лужок, заиграет во рожок
Да хорошо пастух играет, выговаривает
Выгоняй, народ, скотину, на широкую долину
Гонят девки, гонят бабы, гонят малые ребята
Не догнавши до лужку, остановились во кружку
Очень были веселы , в хоровод плясать пошли
( Во время исполнения песни водят хоровод.)
1-я д. Ух, уморили! давайте попрыгаем через кучу хворостин, чтобы наша скотина в лесу не заблудилась, чтобы всегда домой возвращалась,(все прыгают через хворостины).
2-я д. Чтобы жито было рослое и густое, как волны.
1-я дев. Пойдем же девочки, завивать веночки на годы добрые, на жито густое, на ячмень колосистый
2-я. На овес росистый, на гречку черную, на капусту белую (уходят,пастушок и Егорий остаются.)
Учитель: Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Хотя во время не урожая тяжело было простому люду. Но в праздники хозяйки старались напечь пироги, калачи, шаньги, чтобы стол ломился от еды и конечно всех угощали. При этом смеялись, переговариваясь шутками-прибаутками.(4 группа)
1-я д. Кто сегоднячко напек, давайте подарим все пастуху, чтобы у него сила была, коровушек наших удержать. Я вот коровушку спекла – пусть будет моя буренка в стаде сохранена.
2-. А я тебе напекла барашков, пусть не одна овечка не заблудиться в лесу.
4-я. Вот тебе телята, утята и гусята. А ты Егорий- батюшка, помогай нашему Пастушку.
1-я. Мы вокруг поля ходили. Тебя, Егорий, окликали. Макарья величали
2-я. Егорий, ты наш славный, Макарий преподобный
3-я. Спаси нашу скотинушку, за крутыми, за быстрыми реками.
4-я. Под светлым, под месяцем, под красным солнышком
5-я. От волка, от лютого, от медведя хищного, от зверя лукавого.
6-я. Егорий, ты наш батюшка – покровитель домашней скотинушки, Слава тебе.
Пастух обращается к Егорию
Дарую тебе Егорий – батюшка
Хлеб – соль и златые серебры
Храни мою скотинушку во поле, во зеленой дубраве.
Сохрани Бог вам скот и коров и волов и коней и свиней и кур и телят и красивых девчат. (уходя,садятся за свой столик)
Учитель:Во все времена люди верили вчудо,пытались узнать своё будущее,гадали. И Егорьев день не исключение. (3 группа –гадание).
Вдруг в лесу закуковала кукушка.(Фонограмма)
1-я д. Ой, кукушка кукует!
2-м. Деньги. Деньги у кого есть- брякните ими, чтоб водились(брякают монетками)
3-я д. Ой! А мне в левое ухо кукушка кукнула!
4- м. Ну, держись! Весь год о тебе сплетничать будут- только слушай .
5- м. А мне в правое ухо кукнула! Значит буду всегда права!
6-м. Будешь, будешь! Ты всегда права!
1-я д. А вчера пел Соловей! Если кукушка кукнула не раньше соловья, это добрая примета
2-м. Уродиться жито и овес, ячменьи пшеница, и лен будет долог.
3-д. На Егория кукует во лесу кукушка сера
Вы желания подруженьки загадывайте смело
4-д. Пора по домам.
5-м.А вы у нас на празднике побывали
Веселились, как полагалось встарь
Пусть напомнит добрый праздник этот
Дедовский старинный календарь.
Учитель: Ребята,сегодня мы познакомились с обрядом и узнали о святом Георгии-Победоносце.
Работа в группах (написать 4-5 прилагательных, которые характеризуют нравственный облик Георгия –Победоносца.)
-Какие черты характера в себе мы можем развить?
Желаю вам встречать на своём жизненном пути только хороших людей, способных прийти в любую минуту на помощь. И самим обладать такими же качествами.Не забывать историю своего народа ,тогда у вас обязательно в жизни всё получиться. Всего доброго, до новых встреч!
Список литературы.
Дик Н.Ф. "Весёлые классные часы во 2-3 классах". Ростов 2006 г