- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.
ОФОРМЛЕНИЕ: праздничный стол: каравай на рушнике, хлебобулочные изделия (пряники, сухари, связки баранок, макароны и т.д.), костюмы у выступающих
ОБОРУДОВАНИЕ:
-видеоролик «Откуда приходит хлеб», карточки с заданиями
Ход мероприятия
Гостей встречают девочки в русском и казахском национальных костюмах с караваем и баурсаками.
Лена: Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Диана: Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка
Хлеб с горбушкой золоченой
Шёл к тебе издалека.
Влад:
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл,
В нём здоровье, наша сила,
В нём - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Игорь:
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Учитель: Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространённый продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий. А когда же хлеб впервые пришел на стол к человеку?
Выступление ученицы.
Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они – то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Её в наше время ещё употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоска. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда – то наши далёкие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброжженного теста. Раб, готовивший тесто, забыл про него и чтобы избежать наказания, всё же рискнул испечь лепёшки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. Также древние египтяне научились выпекать хлеб из дрожжевого теста.
Учитель: А само слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, которые назывались «клибанос». А сейчас вы узнаете, как выращивается хлеб в наше время.
Ученица: Не сама собой природа
Хлеб на блюдце подаёт
Сколько требует ухода
Мать-земля за целый год,
Он не падает к нам с неба
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук,
День и ночь гудят комбайны,
Хлеб идёт со всей страны,
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!
Узнать, путь хлеба от поля до нашего стола нам поможет самое известное хлебобулочное изделие в русском народном творчестве.
Формой он похож на мяч.
Был когда – то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушёл,
У него румяный бок
Кто же это? (Колобок)
Просмотр видеоролика «Откуда пришёл хлеб»
Учитель: - Многие поэты и писатели воспевали в своих произведения хлеб. В честь хлеба слагали стихи, пословицы и поговорки.
Я предлагаю вам выполнить задание : «Собери пословицу».
Плох обед, счастье в домах.
У кого хлеб родится, коли хлеба нет.
Хлеб в закромах, тот всегда веселится.
Без соли не вкусно, всё не беда
Покуда есть хлеб и вода без хлеба не сытно.
Физминутка «Зёрнышко»
- Представьте, что вы зёрнышки…
Посадили мы зерно. Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает, солнце нежно пригревает.
Подрастает зёрнышко – потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет, ветерок его качает,
К земле низко прижимает- вот как весело играет!
Потянулся наш росток, превратился в колосок.
Учитель: Что может быть важнее хлеба? Никакая глыба золота не может перевесить крошку хлеба.
Я предлагаю вам просмотреть в исполнении ваших одноклассников сценку “Хлеб святой” И. Сенченко.
Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
- Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
- А Коля тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.
- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.
- Ты так не делай и Коле не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом сказала:
- Я больше никогда не буду говорить так про хлеб. И разбрасывать не буду. Коле тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться.
Никита:
Мальчик, ногою пинающий хлеб, Мальчик, голодных не знающих лет, Помни, что были лихие года. Хлеб -это жизнь, а не просто еда.
Ангелина:
Хлебом клялись, за хлеб умирали Не для того, чтоб в футбол им играли. В слове народная мудрость таится. Вот что в народе у нас говорится:
Если ты хлеб ценить не стал –
Ты человеком быть перестал.
Учитель: - Чем же является хлеб для нас? (жизнь).
- А как же мы должны относиться к хлебу? Попробуйте определить правила обращения с хлебом.
Правила обращения с хлебом
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Не играй с хлебом.
Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно сделать сухари.
Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
Если каждый ученик в нашей школе не будет доедать 30 г хлеба, то в день мы будем выбрасывать 10 кг.
А этим хлебом можно было бы накормить 20 человек, 600 человек в месяц, 7200 – за год.
Хлеб – бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
Даша:
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Амир
Берегите каждый колос
Наших радостных полей
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!
Исатай
Хлеб, ребята, берегите,
Он добыт большим трудом,
Хлеб – народное добро,
Береги всегда его!
Учитель: - Хлеба у нас сейчас в достатке. Но в войну хлеба было очень мало, всем его не хватало.
Так 1942 году на сутки давали вот такой кусочек хлеба – 125 г служащему и 200 г рабочему. Кроме этого кусочка хлеба кушать было нечего не один день, а недели и месяцы.
Да и хлеб был не такой как сейчас! Он был особенный, «Хлеб войны»!
Чтец: Я помню хлеб.
Он чёрен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол…..
Военный хлеб.
Он к щам годился постным.
Раскрошенный, он был не плох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам,
Его мы отделяли языком.
Он кислым был, ведь он был с отрубями,
Не поручусь, что был без лебеды.
И всё ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды….
(Евгений Винокур)
Учитель: - В блокадном Ленинграде от голода погибло в 40 раз больше людей, чем от бомб, пуль и снарядов. Есть у слова «хлеб» синоним – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. Святое дело – вырастить хлеб.
Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта.
Для выпечки одного батона требуются более 10 тысяч зёрен.
И я вам предлагаю сыграть в игру «Испеки хлеб».
Издавна женщины сами пекли хлеб. А ваши мамы пекут? Вы им помогали когда –нибудь?
Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста: мука, морковь, соль, арбуз, сахар, масло, сок, молоко, перец, дрожжи, помидоры, вода, мороженое, макароны.
Вот и подошло к концу наше занятие.
В заключении повторим основные правила обращения с хлебом. (хором)
Хлеб наш берегите! Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте! С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!
Исполнение песни – переделки на мотив «Песенки про лето»