Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Береги свою планету"»
«Береги свою планету!»
Внеклассное мероприятие в начальной школе
Цель:
Способствовать осознанию учащимися значения природы для человека и человека - природе.
Задачи:
*Показать на примерах значимость природы и её обитателей в жизни человека, и о влиянии человека на природу.
*Развивать наблюдательность, речь, мышление учащихся, умение высказывать свое мнение по теме.
*Закрепить и обобщить знания учащихся о Красной книге Казахстана и о животных, численность которых находится под угрозой.
* Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к Родине.
Оборудование: Красная книга РК; Правила поведения в природе, презентация- животные Красной Книги, запись «голоса птиц», листы , маркеры;
Ход урока:
Организационный момент.
Психологический настрой ( возьмите соседа по парте за руки, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и пожелайте ему удачи на уроке)
Сообщение темы:
Тему урока вы узнаете сами. Для этого вам нужно её составить из букв
реБеги совю неплату!
На какой планете мы живём?
Да, наша небольшая планета Земля, добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь.
Услышу ль, сосен шум в полдневный час
Журчанье струй, средь камушков у брода,-
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть МАТЬ одна, по имени ПРИРОДА!
У ней на всех хватает доброты
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты-
Поля, луга, леса, моря и реки.
Природа нашей Родины богата и разнообразна. Чем богата наша природа?
А какой клад есть у природы расскажет в своём стихотворении :
Чтец:
Три клада у природы есть:.
Вода, земля и воздух-
Три её основы.
Какая бы не грянула беда-
Всё возродится снова.
Но если,
Впрочем, в наш жестокий век,
Понятно всем, что это «если» значит?
О человек!
Природа-мать ни рек, и ни морей от глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, не голубых озёр…
Цени её доверие, Природы!
Не обмани его! И в тёмный лес
Входи, как в храм, под мраморные своды.
Учитель: Все богатства природы принадлежат народу, а значит и мне и вам детям. Но не все из нас, к сожалению, по -настоящему любят, ценят и берегут природные богатства- леса, поля, дары природы и её обитателей.
Родина нас окружила
Дивной своей красотой.
Родина нам подарила
Воздух степной и лесной.
Берег крутой с быстрой рекой
Синее небо над головой.
Беседа: Значение водоемов
Какие водоёмы находятся вблизи нашего города?
Кто из вас отдыхал у реки?
Всё ли вам там понравилось? Какая вода в реке? Чисто ли на берегу?
Есть ли рыба? Какая рыба водится в реке?
Какой лов рыбы разрешён?
Кто виновен в загрязнении водоёмов?
Проблемная ситуация: Послушайте стихотворение С.Викулова и дайте оценку поведению этих людей
Чтец:
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла
Негромкая… Но мы любили, дети
Её – она ведь первою была
Для нас и, значит лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь зелёная,
И хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить её- и своего добились.
Анализ ситуации: Какую оценку вы дали этому поступку? Хотите ли вы, чтобы такое случилось с вашим водоёмом? Как мы можем помочь реке?
Прослушивание гзаписи: Закройте глаза, послушайте запись и скажите, где это можно услышать?(прослушивание -голоса птиц в лесу)
Проблемная ситуация :А сейчас прослушайте стихотворение Глеба Горбовского «Мёртвый лес» постарайтесь объяснить его название, и дать оценку поступку человеку, совершившему такое зло.
Чтец:
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес отзеленел.
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушёл, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта- иссякла сила,
И что ни лиственница- крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди
Не человек…Злодей, злодей.
Анализ ситуации: Какое зло совершил человек ? Почему автор назвал стихотворение «Мёртвый лес»
Беседа: Кто из вас был в лесу? Какой вред люди наносят лесу?
Мозговой штурм: Работа парами ( маркер, лист)– Что нам даёт лес, в чём его польза? (1 мин)
Работа в группах: А как себя должны вести люди, находясь в лесу? Какие правила нужно соблюдать?
Защита плакатов группами:
Не разжигайте в лесу костров.
Не разрушайте муравейник.
Не разоряйте птичьих гнезд, нор зверей.
Не приносите диких животных домой( если только
ранен, для оказания помощи и т.п.)
Учитель: В природе всё взаимосвязано. Жизнь человека и жизнь животных. Это цепочка, выпадет одно звено и вся цепочка нарушается. Как в сказке В.Бианки «Сова».
А знаете ли вы, какую пользу приносят нам лесные обитатели? (ответы учащихся в группах )
Сова за 1год уничтожает около 1000 грызунов. Если учесть, что одна мышь может съесть за год 1 кг зерна, то значит, одна сова спасает 1 тонну зерна в год.
У кукушки необыкновенный аппетит. За 1 час она может съесть 100 гусениц
Летучие мыши приносят пользу, уничтожая вредных насекомых. Летучая мышь за час работы может съесть 160-170 комаров.
Учитель: Природа наше богатство. Сберечь это богатство для будущих поколений- наша главная задача.
Творческая работа: На доске записан призыв М.Пришвина-обращение к детям и взрослым. Частьслов пропущена. Давайте попробуем восстановить текст. .
Рыбе- , птице- , зверю- , ,
А человеку нужна . И охранять природу, значит Родину!
Учитель: Какая вода нужна рыбе? Какой воздух нужен птицам?
Вывод: Как мы должны относиться к природе?
Беседа: В нашей стране приняты Законы об Охране воды, природы, воздуха. Но, к сожалению не всегда эти законы исполняются. ( Взрыв ракетоносителя на территории нашей области, близи нашего города, загрязнения водоемов, сброс отходов заводов, плохая работа фильтров во время движения автомобилей и т. д.) наносят неисправимый вред Природе и её обитателям- и виновны в этом мы.
Фронтальный опрос: Что вам известно об охране животных? В какую книгу заносятся редкие или исчезающие животные?
Когда была создана Красная книга Казахстана? (1978г)
Почему её называют Красной?
Творческая работа: объясните смысл названия
КНИГА ТРЕВОГИ.
КНИГА НАДЕЖДЫ.
Беседа: Какие звери, птицы занесены в Красную книгу Казахстана
наши ребята подготовили небольшие сообщения.
1.Чёрный аист
2.Дрофа
3.Джейран
4.Фламинго
5.Сурок Мензбира
6.Манул
7.Могильник
8.Синяя птица
Дополнительные сведения: Это лишь несколько животных, занесенных в Красную книгу. В настоящее время в неё включены 125 видов животных, которые встречаются редко, или находятся на грани исчезновения.
Что создается в целях охраны исчезающих животных? (Заповедники, заказники, заповедные зоны, национальные природные парки и зоопарки)
Беседа: Какие заповедники созданы на территории РК?
Дополнительные сведения учителя: Заповедник- древнее слово. Оно означает- земля, где охота запрещена. В Казахстане заповедники стали появляться с 1926года.
Самый первый заповедник Аксу—Жабаглинский (1926г)-в Южном Казахстане, эталон природы ЗападногоТянь-Шаня ,
- Наурзумский (1930г) в Костанайской области;
-Алматинский (1931г);
-Боровое ( в Кокчетавской обл, просуществовал всего 15 лет, ликвидирован в 1951)
-Барсакельмесский(1939г)
-Коргалжинский (1958г)
- Маркакольский ( 1976г)
-Устюртский (1984г)
-Алакольский (1998г)
-Западно-Алтайский.
Проблемная ситуация: Что произойдет, если мы не будем беречь нашу природу?
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живётся с нами рядом!
Учитель: Помимо животных, данная книга включает список видов растений находящихся под особой охраной.
Беседа по картинкам: (показ ландыша, колокольчика, кувшинки и т .д.) Что это за цветы? Где они растут? Можно ли эти цветы собирать в букеты? Почему?
Эти цветы занесены тоже в Красную книгу РК. И если мы не будем их беречь, то вскоре они исчезнут .
Величава, богата и могущественна природа Казахстана. Но и зелёный лес-великан, и речка, и муравейник в лесу, и птичка в гнезде- нуждаются в нашем внимании и защите.
Преемственность: Кто спасёт нашу природу, если не мы. Вспомните стихотворения 2 класса.
«Кто, если не ты»-
« Не рви цветов»-
Вывод: Как же мы должны относиться к природе?
Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут-
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!
Все -все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете. Нужны все подряд
Кто делает мёд, и кто делает яд .
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем- то не очень дружны
Мы всё-таки очень друг другу нужны!
Подведение итогов: Мы должны охранять наши леса, водоёмы, животных, и другие богатства природы. Школьники всегда могут оказать большую помощь в этом важном деле. А главное вы должны любить природу, не допускать, чтобы отдельные нарушители разоряли гнёзда, ломали деревья, убивали животных, охапками рвали цветы.
Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета.
В котором –солнце, птичьи голоса
И на траве- зелёная роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
Улыбок детских, как цветенье, зыбких,
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.
Давайте, люди, дружить друг с другом
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету.
Во всей Вселенной похожей нет.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?
Ты дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым быть и честным обещай.
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор степей-
Всё, что зовётся Родиной твоей.
Творческая работа(самостоятельно):
Отгадывание кроссворда (На доске)
Группу этих животных называют рептилиями.
Птица, занесённая в Красную книгу Казахстана.
Животные, тело которых покрыто перьями.
Животное-Символ РК.
Среда обитания рыбы.
Растение, занесённое в красную Книгу РК.
Место охраны Животных
Проверка
Рефлексия: Понравилось ли Вам мероприятие?. Чем оно вам понравилось? Что нового вы узнали ? На парте у вас лежит круг. Вы должны дорисовать лицо . Если вам урок понравился- улыбка, если не очень-серьёзноё лицо, если не понравился –хмурое.
Проверка:
И в заключении подведя итог прослушаем стихотворение