Внеклассное занятие по теме "Золотая осень в произведениях русских писателей, поэтов, художников"
Внеклассное занятие по теме "Золотая осень в произведениях русских писателей, поэтов, художников"
Цели: расширить знания учащихся о русских писателях, поэтах; познакомить учащихся с текстами произведений русских писателей и поэтов об осени; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, учить понимать настроение, мысли поэта, художника; научить школьников различать периоды осени на основе поэтического и прозаического текста; развивать творческое мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по теме "Золотая осень в произведениях русских писателей, поэтов, художников"»
Внеклассное мероприятие на тему: «Золотая осень в произведениях русских писателей»
Цели:
_ расширить знания учащихся о русских писателях;
_ ознакомить учащихся с текстами произведений русских писателей и поэтов об осени;
_ развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, учить понимать настроение, мысли поэта;
_ научить школьников различать периоды осени на основе поэтического и прозаического текста;
- развивать творческое мышление
Оборудование: презентация к уроку, карточки с текстами стихотворений и прозы, музыка
П. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня», концерт А. Вивальди «Осень». Литературные
произведения (А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной» и др.)
музыкальные произведения (П. Чайковский из цикла «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня», 2-я часть концерта для скрипки с оркестром, А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года)
Просмотр видеоролика об осени.
О каком времени года мы посмотрели сюжет?
Учитель
В русской суровой северной природе есть трогательная прелесть, необыкновенно близкая нашему сердцу. Наши нескончаемые луга, покрытые изумрудной зеленью, удивительно хороши, в нашей родной природе есть что-то такое, что слышится в стихотворном слоге, что поется в народной песне, что отзывается в сердце каждого. В свое время русский философ И. А. Ильин писал: «Два солнца ходят по русскому небу – солнце природное, дающее нам бурную весну, каленое лето, прощальную красавицу-осень и строго-грозную, но прекрасную белую зиму, и солнце духовное, дающее нам весной – праздник светлого Христова Воскресения, зимой – обетованное Рождество и духовно бодрящее Крещение». Каждое время года восхитительно в пейзаже русской природы, вызывает восторг или щемящую грусть, но в любом случае чувство благодарности за увиденное.
На сегодняшнем занятии мы узнаем, как в произведениях русских поэтов, писателей, художников, композиторов представлено прекрасное время года — осень.
Вот какой видит осень поэт, писатель и наш с вами земляк И.А. Бунин. Он родился 22 октября 1870 года в г. Воронеже и там проживал до трехлетнего возраста. Когда мальчику исполнилось 3 года, семья переехала в свое имение в с. Озерки (теперь это Елецкий р-он).
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.
Большая часть поэзии Бунина – это лирика родных мест, мотивы деревенской жизни, тонкая живопись природы. Бунин – мастер необычайно точных и тонких зарисовок природы.
Чтение учителем отрывка из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки.» “...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками... Потом бабьим летом паутины много село на поля... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет... И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой”. Здесь живут мещане-садовники, снявшие сад в аренду. “В праздничные же дни около шалаша — целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы”. Все приходят за яблоками. Подходят мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми раскрытыми головами. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне.
"Ядреная антоновка — к веселому году". Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился... Вспоминается мне урожайный год…»
Вот уже 6-ой год подряд в старинном русском городе Ельце проходит фестиваль «Антоновские яблоки», который связан с жизнью и творчеством великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. В основе праздника лежат произведения писателя, в которых создан образ русской провинциальной жизни.
Осень – любимое время года великого русского поэта А.С. Пушкина. «Осень подходит. Это любимое мое время-здоровье мое обыкновенно крепнет—пора моих литературных трудов настает…»
«Болдинская осень» 1830 г. стоит особняком в творчестве поэта. В 1830 году Пушкин приехал в Болдино в самом начале осени и прожил здесь три месяца – с сентября по ноябрь. Это была самая удивительная осень в его жизни. Поэт привык много работать в осеннюю пору – с ее приходом всегда появлялось счастливое ощущение крепнущих сил и творческой легкости. Но то, что произошло в Болдине той осенью, было неожиданно для него самого. Так ему не писалось никогда и нигде. Осеннее затворничество, чувство уединенности от внешнего мира, ощущение полной свободы, даже здешняя природа – спокойные ландшафты с плавными перекатами холмов под огромным куполом неба – все способствовало особому творческому настрою души.
Стихотворения А.С. Пушкина читают дети (наизусть)
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Сейчас мы послушаем стихотворение Константина Бальмонта и Федора Тютчева
Осень Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.
Федор Тютчев
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальны, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...
Послушайте миниатюру Н.И. Сладкова «Золотой дождь». (Чтение учителем)
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
Вопросы по содержанию прослушанного текста:
- Какое чувство вызывает это описание?
- Какое явление автор называет золотым дождем? Почему писатель листопад сравнивает с дождем, водопадом, с движением воды?
- Какие слова изображают листья как живые существа?
- Какие слова-краски использует Н.И. Сладков, чтобы показать разноцветье осени?
- Какие слова передают звуки падающих листьев?
И. Токмакова «Опустел скворечник…»: (читает ученик)
Опустел скворечник- Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Всё летят, летят... Видно, тоже в Африку Улететь хотят.
Работа над содержанием стихотворения:
1. Какое явление осени описывает поэт? 2. С кем сравнивает поэт листья?
3. Чем похожи листья и птицы?
4. Какое настроение создает это стихотворение?
Поэты пишут стихи словами, выражая свои чувства, любовь к родной земле, природе, а художники создают свои картины красками.
Знакомство с картиной И. Левитана «Золотая осень» и др.
Какие краски использовал пейзажист, чтобы воссоздать осень? (Желтые, красные, багряные,голубые, розовые)
Красота осеннего дня передана с помощью цвета, цветовой гаммы.
_ Какие чувства вызывает картина? (Ответы детей)
Послушайте произведение П.И. Чайковского «Времена года. Осень».
Петр Ильич Чайковский в своем произведении передал тишину осени, задумчивость природы. Октябрь, середина осени. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая — с опадающей листвой, унылая, грустная, с тихим плачем осеннего дождя.
А теперь в роли художников выступите вы. Какой видите вы осень, покажите на своих картинах. (Дети рисуют осень)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель
_ О каком времени года мы говорили на уроке?
_ Какое описание осени вам понравилось больше всего?