Внеклассное занятие по окружающему миру «Каменная соль». (2 - 4 класс)
Внеклассное занятие по окружающему миру «Каменная соль». (2 - 4 класс)
Раньше люди не умели добывать соль, поэтому она была очень дорогой. В некоторых странах были деньги из соли. Любую покупку можно было бы оплатить кусками соли. Соль выдавали за какие либо заслуги, как награду. Человек прибегал к самым разным хитростям, чтобы добыть соль.
Русский путешественник Миклухо-Маклай описывает способ добычи соли папуасами из Новой Гвинеи. Папуасы находили куски дерева, которые долго пролежали в морской воде и пропитались солью. Эти куски дерева сжигали, а золу использовали как соль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: 1) Познакомить детей со свойствами каменной соли.
2) Развивать кругозор учащегося.
3) Воспитывать чуткое отношение к здоровью.
Оборудование: физическая карта; полезные ископаемые; картинки – горячий цех, хлеб-соль, консервирование овощей; оборудование для опыта.
Ход занятия:
Беседа:
- Что такое «полезные ископаемые»?
- Какие полезные ископаемые вы знаете?
- Расскажи о граните, песке, глине, нефти, природном газе, каменном угле, торфе, железной руде.
(показ полезных ископаемых)
(картинка «Хлеб-соль»)
- По старинному русскому обычаю дорогих гостей встречали хлебом и солью. Почему? Как объяснить этот обычай?
Рассказ ученика:
Раньше люди не умели добывать соль, поэтому она была очень дорогой. В некоторых странах были деньги из соли. Любую покупку можно было бы оплатить кусками соли. Соль выдавали за какие либо заслуги, как награду. Человек прибегал к самым разным хитростям, чтобы добыть соль.
Русский путешественник Миклухо-Маклай описывает способ добычи соли папуасами из Новой Гвинеи. Папуасы находили куски дерева, которые долго пролежали в морской воде и пропитались солью. Эти куски дерева сжигали, а золу использовали как соль.
- Долгое время добыча соли была очень трудоёмкой. Сейчас стали известны месторождения каменой соли. Стало возможным добывать соль в больших количествах. Соль стала одним из самых дешевых продуктов. В нашей стране крупные месторождения соли имеются на озере Баскунчак и в Оренбургской области есть город, который называется Соль-Илецк, иногда его называют «Соляным городом».
2) - Для чего необходима соль человеку?
Рассказ ученика:
Соль в небольшом количестве необходима каждому человеку для нормального обмена веществ в организме. Соль участвует в работе органов кровообращения и пищеварения. Она используется при построении скелета. Соль содержится во всех частях тела человека.
- Решим задачу.
Сколько соли человек съедает за год?
Если в день человек съедает примерно 10г. соли.
За какое время человек может съесть пуд соли?
(пуд равен примерно 16 кг)
4) - Человек научился получать соль из морской воды. Каким образом?
(для этого используют свойство воды испаряться)
5) - О каком свойстве соли говориться в загадке:
«В воде родится, а воды боится».
(соль хорошо растворяется в воде)
Показ опыта «Получение соли»
- Используя свойство соли - растворяться и свойство воды - испаряться мы разрешим сложную ситуацию:
- Во время туристического похода вся соль нечаянно рассыпалась и перемешалась с песком. Какой выход существует из ситуации?
(Рассыпанную соль надо собрать вместе с песком в посуду, залить водой и размешать. Соль хорошо растворяется в воде. Песок осядет на дно. Осторожно процедить раствор через тряпочку, чтобы избавиться от мусора.
Потом раствор нагреть до кипения и выпарить воду.
На дне посуды останется соль.)
6) - В сильную жару всегда хочется пить. Почему?
(Организм требует кроме воды ещё и соли. В жару происходит сильное потоотделение. Вместе с потом из организма удаляется много соли. Жажда вызывается не только потребностью организма в воде, но и нехваткой соли.)
- Чтобы в жару меньше хотелось пить, надо дополнительно принять небольшую порцию соли. Для этого можно съесть кусок посоленного ржаного хлеба, а потом выпить чая.
- На заводах в горячих цехах рабочим предлагают пить подсоленную воду, потому что там всегда жарко. Вместе с водой организм человека получает и соль, которую он теряет при испарении пота.
(рисунок горячего цеха)
Многие совершают ошибку – в жару пьют много воды.
(вода и соль потом выходит из организма – это связано с большой нагрузкой на сердце)
7) - Зачем на животноводческих фермах перед животными кладут куски соли и подсаливают сено?
(животным также необходима соль для нормального обмена веществ в организме)
8) - Зачем охотники в лесу насыпают кучки соли?
(это приманка для животных)
- Иногда животные помогают находить человеку месторождения соли.
(люди раньше следили за животными и узнавали о тех местах, куда животные постоянно ходили лизать соль)
9) - Зачем солят овощи, грибы, рыбу, мясо?
(Чтобы сделать большие запасы продуктов на длительное время человек использует соль.
Соль препятствует развитию бактерий гниения и помогает сохранить продукты на долгое время)
Обобщающая беседа
Итак: - Какие свойства соли вы знаете?
(белая, состоит из отдельных кристалликов, плотно прилегающих друг к другу, растворяется в воде, вкус соленый)
- Где добывают? (- озеро Баскунчак
- г. Соль-Илецк)
- Где используют?
(в пищевой промышленности
Дополнительный материал:
Сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем кто изучает и отыскивает месторождения полезных ископаемых.
(биологи, физики, геологи, метеорологи)
Какой прочный камень используют в строительстве? (гранит)
Какое полезное ископаемое помогло победить арабов, которые окружили на кораблях город Константинополь? (нефть)
Полезное ископаемое, которое состоит из остатков полусгнивших растений (торф)
Из него при переработке получают лекарства: аспирин, пирамидон, нашатырь, спирт (уголь)
Из него делают стекло (песок)
При сгорании это полезное ископаемое не дает ни копоти, ни сажи, ни золы (газ)
При разрушении гранита из полевого шпата и слюды образуется (глина)
1
2
3
4
5
6
7
Значит, изучают и отыскивают полученные ископаемые геологи.
В какой отрасли промышленности применяют полезные ископаемые (соедини линиями)