Внеклассное занятие по литературному чтению"КВН по сказкам"
Внеклассное занятие по литературному чтению"КВН по сказкам"
Внеклассное занятие по литературному чтению"КВН по сказкам " рассчитан на учащихся 2 класса. Учащиеся предварительно должны познакомиться со сказками: "Крошечка-Хаврошечка", "По щучьему велению", "Терёшечка", "Снегурочка", "Царевна-лягушка", "Морозко", "Лесные хороиы", "Заюшкина избушка", "Петушок и бобовое зёрнышко"," Финист- ясный сокол", "Царевна Несмеяна". Разные виды конкурсов позволят учащимся проявить смекалку, показать свои знания в нетрадиционных формах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по литературному чтению"КВН по сказкам" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова
Внеклассное занятие
по литературному чтению
«КВН по сказкам»
Учитель - Балашова
Маргарита Валентиновна
Данков
2015 г.
Тема занятия: КВН по сказкам
Цель занятия: расширить знания учащихся об устном народном творчестве.
Задачи: познакомить учащихся с истоками сказки и её основными видами; развивать и укреплять стремление к чтению фольклорных произведений; прививать любовь к чтению; систематизировать знания учащихся. Формировать и развивать познавательную активность, правильную речь, мышление, воображение. Воспитывать посредством сказок любовь к ближнему, прекрасному, гордость за свой народ и Родину, любовь к устному народному творчеству, к сказкам .
УУД:
Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Личностные : - ориентирование в социальных ролях. умение выстраивать межличностные отношения, соотношение поступков и событий с принятыми этическими принципами, моральными нормами.
Регулятивные : - проявление инициативы и самостоятельности в разных видах
детской деятельности, самостоятельное выделение ориентиров действия.
Оборудование: презентация, класс украшен плакатами, шарами, детскими рисунками по сказкам.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи За работу, в добрый час!
II.Постановка темы и целей занятия.
Сегодня собрались мы здесь, Чтоб показать свои познанья Клуб находчивых для вас Устраивает состязанье.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А куда, узнаем, отгадав кроссворд.
6.
3.
5.
1.
2.
4.
1. Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)
2.Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней - станешь вчетверо умней.(Книга)
3. На странице букваря -Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей.( Алфавит)
4. Их мы только слышим и произносим.(Звуки)
5.Стоит дом: Кто в него войдет Тот и ум Приобретет. (Школа)
6.Я уроки посещаю
И всегда веду дневник.
Сам себя я называю
Школьник или... (ученик)
Куда же предстоит нам сегодня отправиться?
В мире много сказок Грустных и смешных И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится
Скажем сказке “заходи”.
Исполнение песни « Сказка идет»
Сказка по лесу идет– Сказку за руку ведет, Из реки выходит сказка! Из трамвая! Из ворот! Это что за хоровод? Это сказок хоровод! Сказка – умница и прелесть, С нами рядышком живет,
Чтобы - чтобы - чтобы снова Добрый злого победил, Чтобы добрый, чтобы злого Стать хорошим убедил!
Ух, за мной и за тобой Сказки бегают гурьбой! Обожаемые сказки – Слаще ягоды любой! В сказке солнышко горит, Справедливость в ней царит! Сказка – умница и прелесть, Ей повсюду путь открыт,
Чтобы - чтобы - чтобы снова Добрый злого победил! Чтобы добрый, чтобы злого Стать хорошим убедил!
Содержание занятия.
1. Беседа «Что такое сказка»? Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Что такое сказка? Подберём однокоренные слова: сказка, сказывать, рассказывать. Получается сказка - это устный рассказ о чем-либо.
Чем же отличается рассказ от сказки и всякий ли рассказ является сказкой? Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) - это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны. Если собеседнику не верят, ему так и говорят: “Не рассказывай мне сказки”. Получается, что сказки говорят не правду, обманывают. А нас с детства учат, что обманывать нехорошо.
Почему же мы любим, читать и слушать сказки? В чем секрет долголетия сказки? (Выслушать мнения учащихся). Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”.
В сказке всегда хороший конец. Побеждает тот, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен.
2. Отборочный тур.
Определим, кто будет участвовать в соревнованиях. Надо ответить на вопросы. Можно дополнять ответы.
Отвечающим даются жетоны, которые дадут им право участвовать в командах.
* Какие бывают сказки? ( Сказки можно поделить на несколько видов (типов):
Волшебные.
О животных.
Социально-бытовые.
Докучные.)
* Как начинаются волшебные сказки? ( Волшебные сказки начинаются обычно так: “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “Жили да были...”. ) * Как заканчиваются волшебные сказки? ( Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: “Я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало” или “Стали они жить - поживать и добра наживать”.) * Чем отличаются волшебные сказки ? ( В волшебной сказке человек общается с существами, которых в жизни не встретишь: Кощей бессмертный, Баба Яга, великаны, водяной и т.д. Тут и звери невиданные: Олень Золотые рога, Сивка- Бурка, Змей Горыныч, Жар-птица... Нередко в руки попадают чудесные предметы: клубочек, который укажет дорогу, кошелёк- самотряс, скатерть самобранка, сапоги - скороходы, гуси - самоигры...В волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой...) *Что характерно для сказок о животных? ( Их обычно рассказывали перед началом охоты, что было своеобразным ритуалом и имело магическое значение. Говорится в них а о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем нам знакомых диких и домашних зверей, а так же о птицах и рыбах. Народ наделил сказочных животных всем тем, что присуще человеку. Да и характер братьев наших меньших уподобляется человеческому: заяц - трусоват, волк - жаден, лиса- Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого, хочешь. Баран всегда - упрям, козел – драчлив, а петух смел и бесшабашен. * Что характерно для бытовых сказок? Бытовая сказка или социально - бытовая (её еще называют сатирической), появилась гораздо позже волшебной. Рассказывается в ней о жизни русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые сюжеты пришли из очень далёких времён.Сказка передаёт быт, обстоятельства народной жизни. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Но, так как это сказка, то правда здесь соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый, жадный и щедрый, умный и глупый. Всегда в сатирической сказке с уважением относятся к умелым работникам и высмеивают лодырей. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться. В представлении народа в богаче сосредоточено все плохое - скупость, глупость, жестокость. Поэтому помещик и барин в сказке всегда изображаются злыми и жадными. Бедняк же всегда честен, трудолюбив, добр. Солдат - любимый герой народных сказок. Ловкий, находчивый, смелый, веселый, неунывающий, всё знающий и всё умеющий. В огне не сгорит и в воде не утонет. Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы. По дороге с ним и приключаются удивительные истории. В бытовых сказках всегда неудачи преследуют тех, кто в реальной жизни обижал народ. Мужик берёт верх над барином, работник над попом. Если в волшебной сказке победа чаще всего достигается в бою с помощью чудного оружия, то в бытовой сказке происходит как бы состязание умов: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Сказитель может изменить содержание сказки, но барин никогда не станет хорошим, а мужик и солдат плохими. * Что характерно для докучных сказок? Докучные сказки - значит бесконечные, от слова докучать, надоедать. Докучная сказка - сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду. * Почему русские народные сказки называются народными? (Сказку придумал народ). * В каких сказках впервые появляется священник? (В социально - бытовых сказках). *Какой вид сказок знакомит нас с жизнью русского крестьянина?(Социально - бытовые сказки). * Что характерно для сказки ? Троекратный повтор
Приём контраста
Волшебные события
Сказочные герои
Волшебные предметы
Присказки, концовки
Какие магические числа присущи сказкам? (Число “три” со времён глубокой древности имеет магическое значение. В сказке всегда: в семье три сына, три сестры, у Змея Горыныча три головы, три задания должен выполнить герой.)
3. Распределение по командам На дереве 15 листьев красного, зеленого, желтого цветов. По 5 листьев каждого цвета. Участникам, прошедшим отборочный тур, предлагается выбрать один листочек. Команда формируется по цвету листьев.
4. Определение названия команды. Расшифруйте анаграммы – сказочных героев и выберите название команды. 1 команда:
ВРОВАХЧЕШАК Хаврошечка НАЙРЕД Андрей БАШШАРА Шабарша
2 команда:
НИТСИФ Финист
ШУГЯЛАК Лягушка
ЗОРОМОК Морозко
3 команда:
РУСЕГОНЧАК Снегурочка
НУДЛОК Колдун
БОКОКОЛ Колобок
4.Представление жюри.
Сегодня мы с вами шагнем в мир сказки – мир фантазии, смекалки и находчивости, мир забавных и веселых игр. Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Сказки убаюкивают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.
Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда, наконец, всё благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой книги. Сказка сегодня - не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая живая часть нашей национальной культуры.
Уважаемые Веселые и Находчивые! С началом праздника вас поздравляем, Удачи в конкурсах мы всем вам пожелаем, Наш КВН по сказкам начинаем!
Судейство осуществляет жюри в составе родителей и детей. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.
Кто просил щуку исполнить желание? «Емеля : По щучьему велению, по моему хотению. Хочу…»
У неё были такие необычные сёстры: Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка? (Крошечка – Хаврошечка) Он вырос из колодочки (Терёшечка) Кто от солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек. (Снегурочка) Кого отвезли во чисто поле на трескун-мороз! (Падчерицу)
Какие герои, проспорив, засели в паутине? ( Муха, комар, слепень, оса из сказки «Лесные хоромы») Она после смерти матери стала вести хозяйство. ( Марьюшка) Кто попросился переночевать, да хозяина и выгнал из избы? («Заюшкина избушка») Она очень много бегала, чтобы спасти друга? («Петушок и бобовое зернышко»)
6.Конкурс «Собери пословицу».
Без пословиц жить, друзья,
Нам никак, никак нельзя.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка-людям указка.
7. Конкурс «Угадай сказку»
Дети отгадывают названия сказок (1-по началу, 2- по отрывку)
1. Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница. («Морозко»)
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. («Снегурочка»)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. ( «Царевна-лягушка»)
Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки. Хотел старик нанять работницу — в хозяйстве помогать. Но меньшая дочь, Марьюшка, сказала: «— Не надо, батюшка, нанимать работницу, сама я буду хозяйство вести.» («Финист -ясный сокол»)
Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные - и празднуют; живут горемычные - и трудятся; каждому своя доля! («Царевна Несмеяна»)
У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать: («Терёшечка»)
2. Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками. («Морозко»)
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. («Снегурочка»)
Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. ( «Царевна-лягушка»)
Долго ли, коротко ли шла — башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала. Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа и каждый череп огнем горит. («Финист -ясный сокол»)
Берет работник опять одну денежку, идет к колодезю воды испить - глядь: последняя деньга цела, и прежние две наверх выплыли. Подобрал он их, догадался, что бог его за труды наградил; обрадовался и думает: - Пора мне бел свет поглядеть, людей распознать!» («Царевна Несмеяна»)
Вернулась ведьма и опять стала грызть дуб. Грызет — только щепки летят. А дуб уже трещит, шатается.» («Терёшечка»)
8. Конкурс «Кому принадлежат эти слова из сказки? «Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвешь.»( Финисту из «(«Финист -ясный сокол»)
«Что с тобой, дочка? Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?»(Старику из «Снегурочки»)
"Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная". (Морозко)
«Я первая не полечу, я всех знатнее» ( Муха из «Лесные хоромы»)
«Челнок, челнок, плыви далече.
Челнок, челнок, плыви далече.»( Терёшечке)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.( Лисе из «Петушок золотой гребешок»)
9. Конкурс «Кто прислал телеграмму?» Нам принесли телеграммы, почтальон не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
“Спасите, меня похитила лиса” (кот)
“ Очень расстроена. Никто не может меня рассмешить” (царевна Несмеяна)
“Все закончилось благополучно, спас меня защипанный гусь” (Терёшечка)
“Не думала, не ожидала , а стала очень богатой ” (Падчерица )
“Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. В лесу прохладно и хорошо ” (Снегурочка)
“Очень рада. Батюшка купил мне перышко” (Марьюшка)
10. Конкурс загадочный
Сказка есть у нас с секретом,
Мы расскажем сказку эту.
Слушай сказку, не зевай,
Впредь загадку — отгадай!
Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут …( царевна-лягушка)
Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок. («Кот, петух и лиса»)
Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку ... (Баба-Яга)
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого.
Эта сказка вам знакома?
Кто лису прогнал из дома? (Петушок
Я - царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,
Но с одним лишь я изъяном:
Я - царевна (Несмеяна.)
11. Конкурс «Ребус»
Ну, а сейчас внимание!
Еще одно задание: нужно ребус взять
И имя скрытое в нем разгадать.
( Дурень)
(Петушок)
(Финист)
12. Конкурс капитанов «Кто быстрее разгадает кроссворд»
По горизонтали:
Что пускали братья?
В чей двор упала стрела второго брата?
Куда упала стрела младшего брата?
Кто показывал путь Ивану при поиске царевны- лягушки?
Что царь велел выткать невестам?
Как звали невесту Ивана?
Что появилось у лягушки при танце из левого рукава?
Кто был отец Василисы?
Кто клюнул утку в голову?
Кто вылетел из разорванного зайца?
Что выронила утка?
По вертикали:
Кто отправил братьев искать невест?
Кто оказался невестой третьего сына?
Что вечера мудренее?
Как звали младшего сына?
Что испекли невесты царю?
В чем приехала лягушка во дворец?
Что вершиной в облака упирается?
Кто выдернул дуб?
Что было на вершине дуба?
Что сжег Иван?
Кто выскочил из ларца?
Куда упало яйцо?
1
1
2
4
9
2
3
7
4
6
10
3
5
11
7
10
12
5
11
8
8
6
9
13. Конкурс для болельщиков.
Как звали приемную дочку мачехи?
Куда отвез старик дочь?
Что отвечала падчерица Морозу?
Как поступил Мороз с девушкой?
Кто сообщил о возвращении падчерицы?
Что предприняла старуха?
Что из этого вышло?
Как звали мальчика из колодочки?
Чем занимался он?
Кому не понравился такой поворот дела?
Что она сделала?
Как спасся Терешечка?
IV. Подведение итогов. Награждение победителей.
Использованная литература:
Русские народные сказки. М.: Омега, 1997.
Русские народные сказки. М.: Педагогика, 1994.
Шаров А. Волшебники приходят к людям. М.: Детская литература, 1985.
4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987. 5. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1998. Т.9: Русская литература. Ч.1. http://www.liveinternet.ru/users/galina_solovyeva_3568363/post309683175/ http://www.clipartlord.com/wp-content/uploads/2014/02/bow-and-arrot.png http://www.ikolyaski.ru/userfiles/images/tsarevna_lyagushka_costume.gif http://img-fotki.yandex.ru/get/9064/47407354.1036/0_16ff24_9dccfa2e_L.png