Внеклассное занятие по литературному чтению "КВН по рассказам Н.Носова"
Внеклассное занятие по литературному чтению "КВН по рассказам Н.Носова"
Внеклассное занятие по литературному чтению "КВН по рассказам Н.Носова" предназначено для учащихся 2 класса. Для его проведения необходимо прочитать следующие рассказы Н.Н.Носова :"Затейники", "Живая шляпа", "Фантазеры", "Заплатка", "Замазка", "Бабушка Дина", "Огурцы", "На горке", "Карасик".Учащимся нужно пройти отборочный тур. Для зтого они отгадывают кроссворд "Николай Носов". Надо создать три команды. Командам необходимо составить название команды из предложенных букв.Различные конкурсы ждут учеников: "Разминка", “Бюро находок”, « Сложи картинку",«Определи отправителя», «Угадай пропущенное слово», « Черный ящик», «Соотнеси пословицу и рассказ»,«Кто произносит фразу? ».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по литературному чтению "КВН по рассказам Н.Носова" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 4 города Данкова Липецкой области
Составила - Балашова Маргарита Валентиновна
Данков
2015
Тема занятия: КВН по рассказам Н.Н.Носова
Цель занятия: создание устойчивой положительной мотивации к чтению
книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова.
Задачи: способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей;
обобщить знания учащихся о рассказах Н.Н.Носова; развивать интерес к чтению книг, расширять литературный кругозор учащихся;
развивать мышление детей, их речь;
воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний; помочь понять смысл дружбы и коллектива; содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
УУД:
Метапредметные:
Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение формулировать ответы, умение сотрудничать с одноклассниками. Личностные: формирование положительного отношения к процессу чтения, книгам: обогащение духовного мира детей через интерес к внутреннему миру людей на примерах литературных героев.
Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, догадываться о чем идет речь, правильно строить ответы на вопросы.
Оборудование: презентация, портрет писателя, выставка книг Н.Носова, выставка рисунков учащихся, плакат: «Все герои Носова как живые, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству» С.В.Михалков,
В.П.Катаев: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»…«Тот, кто сдружился с книгами Николая Носова, станет человеком с заглавной буквы – отважным, жизнерадостным, беззаветно любящим нашу Родину» А.Алексин
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем
II. Постановка темы и цели занятия.
Сегодня мы ребята с вами проводим внеклассное мероприятие по произведениям необыкновенного человека, талантливого великого детского писателя.
Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор многих рассказов и повестей «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Но самый знаменитый роман – сказка « Приключения Незнайки и его друзей».
Кто автор этих произведений?
Пред Носовым снимите шляпу, Ведь это сам Незнайкин папа! И кстати, весёлых рассказов немало, К тому же, ещё для ребят написал он!
III. Содержание занятия.
1.О жизни и творчестве Н.Н.Носова
Вспомним жизнь и творчество Н.Н. Носова.
Отгадаем кроссворд.
11
9
2
3
5
1
7
6
8
12
10
4
Н
И
К
О
Л
А
Й
Н
О
С
О
В
Город, в котором прошло детство Николая Носова?( Ирпень)
Название первого рассказа, написанного Носовым? ( Затейники )
В каком журнале был напечатан первый рассказ? (Мурзилка)
Что писал Носов кроме рассказов? (Повести)
Что выпускал он вместе с двоюродными братьями? (Журнал)
Для кого Носов писал свои первые рассказы? ( Для сына)
Для кого написаны произведения Николая Носова? (Для детей)
Кто главный герой его романа- сказки? (Незнайка)
В каком институте учился Носов? (Кинематографии)
Как назывался журнал, выпускаемый Носовым и братьями? (Икс)
Кем работал Николай Николаевич после окончания института? (Режиссером)
Город, в котором родился Николай Носов? ( Киев)
IV.
2. Представление команд.
У нас созданы три команды. Командам необходимо составить название команды из предложенных букв.1 : з е и к и т й н а;2 : а т е р ы ф н а з; 3 : е н з н й и а к.
Команда «Затейники» Наш девиз: Затейники не знают скуки – Мы умельцы на все руки! Наш девиз: не унывать, Все пройти и все узнать. Команда «Фантазеры» Наш девиз: Фантазерам нет и дела, До житейских серых дней. Фантазировать умеем, чтоб всем было веселей.
Команда «Незнайки» Наш девиз: Нас Незнайками называют, Но таланты наши знают! Пляшем, пишем и читаем Обо всём на свете знаем!
Знает каждый человек, Что умней НЕЗНАЕК, нет!
3.Конкурс «Разминка»
В каком рассказе ребята кидались в шляпу? (" Живая шляпа"Н.Носова) Кто забрался под шляпу в рассказе «Шляпа»?( Кот Васька) Как звали мальчиков в рассказе «Живая шляпа»? ( Вовка, Вадик)
В каком рассказе Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? (“Фантазеры”.) Какие овощи рвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы) Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)
Как звали мальчиков в рассказе «Замазка»? (Костя и Шурик)
Что сделали мальчики, когда ушёл стекольщик? (Отлепили замазку)
Как звали мальчика из рассказа «Бабушка Дина»? ( Славик)
4.Конкурс “Бюро находок”.
Определить, из каких произведений Н. Носова убежали эти предметы? (показываю вещи, каждая команда за правильный ответ получает фишку). Нитки, иголки, ткань – “Заплатка” Книга " Три поросенка" - " Затейники" Картофель - «Живая шляпа» Мимоза, рамка с фотографией – «Бабушка Дина» Огурец – «Огурцы» Мороженое – «Фантазеры»
5. Конкурс « Сложи картинку."
Кто быстрее сложит иллюстрацию и назовёт, из какого произведения получилась картинка.
6. Конкурс «Определи отправителя»
Помогите, пожалуйста, узнать, от кого телеграммы. «Спасибо, милая мама! На душе у меня теперь радостно! Я не вор!» ( «Огурцы» Котька) «Наш кот пропал . Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?» (« Живая шляпа». Вадик) «Помогите найти замазку, потерял в кинотеатре» (« Замазка» Шурик) «Нам не стыдно. Мы же никого не обманываем. Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.»( «Фантазеры» Стасик) « Мне бы еще пуговицы научиться пришивать!»( «Заплатка» Бобка) «Её дядя Василий на заводе в спецодежде снял. А когда она в праздник наденет красивое платье, её и не узнать!» («Бабушка Дина, Славик)
7.Конкурс «Угадай пропущенное слово». Каждая команда получает карточку с фразами, где пропущены слова. Задание: вставить пропущенные слова; определить, из какого рассказа фразы. «— Знаешь, Светочка, твоя мама очень красивая, и моя мама очень красивая, но моя мама всё-таки… ( красивее твоей мамы. «Бабушка Дина») «- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и… ( убьет меня. « Огурцы») «- А я, думаешь, разобрал? - ответил Шурик. - Какая-то чепуха на…( постном масле. «Замазка»)
«- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - …( и откусила. «Фантазеры»)
«- Что ты! Разве шляпы бывают…( живые? « Живая шляпа»)
8. Конкурс « Черный ящик»
Определить ,о каком предмете идет речь.
9.Конкурс «Соотнеси пословицу и рассказ»
Беритесь дружно, не будет грузно. (На горке). У страха глаза велики. ( Живая шляпа).
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. ( Огурцы).
Терпенье даёт уменье. ( Заплатка). Враньё не ведет в добро.(Карасик) Правду говорить смело – доброе дело.(Фантазеры)
10. Конкурс «Определи рассказ»
По опорным словам назвать произведение Н.Носова. Если команда не знает, отвечает другая команда.
Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры»)
Волк, одеяло, стол. («Затейники»)
Комод, кочерга, картошка, диван. («Живая шляпа»)
Нитки, забор, солдат («Заплатка»)
Кинотеатр, стулья, пряники («Замазка»)
Завод, родители, 8 Марта ( «Бабушка Дина»)
11. Конкурс капитанов .
Тест с вопросами по рассказам Н. Носова. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Нужно выбрать из них единственный правильный и выделить букву ответа.
1. Кто испугался волка под кроватью? а) Валя «Затейники» б) Ира «Фантазёры» в)Мишка «Тук – тук – тук»2.Что бросал Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?а) клюшку б) игрушку в) картошку3.Как звали героев в рассказе « Затейники»?а) Костя и Мишка б)Валя и Петя в) Котька и Павлик 4. Что подарила мама Виталику ?а) аквариум с рыбкой б) котенка в) телефон 5. Как называлась рыбка? а) золотая рыбка б) серебристый карасик в)окунь 6.Как звали котенка в рассказе «Карасик»? а) Мурзик б)Васька в)Пушок 7. В какую игру играли Валя и Петя в рассказе «Затейники»? а) «Волк и семеро козлят» б) «Три поросенка» в) «Три охотника»8. Кто намазал сестренке губы вареньем? а)Игорь б)Мишутка в)Стасик 9.Куда забрались Котька и Павлик, возвращаясь с рыбалки? а) сад б) огород в)дачу 10. У кого были замечательные штаны? а) Бобки б) Кости в)Павлика 13 конкурс «Расшифруй слова»
1."Я вот обедаю, - думал он, - а Мурзик, бедный, в подвале сидит".(«Карасик» Виталик) 2. - Мама, я тебе огурцов принес!( «Огурцы» Котька)
3. - Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. («Фантазеры»Стасик) 4- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!. («Заплатка» Бобка) 5. - Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.(«Живая шляпа» Вовка) 6. Мама и папа уехали на два года работать на Север, а я живу с бабушкой Динь. Бабушка Динь хорошая. («Бабушка Дина» Славик)
16.Конкурс «Блиц-турнир».
Что было орудием стрельбы по шляпе? (Картошка)
Где лежала шляпа? (На комоде)
Во что играли Вовка и Вадик из рассказа «Живая шляпа»? (Раскрашивали картинки)
Из чего сделан был свисток? (Из железа)
Кого мама назвала разбойником, а Виталик – глупой головой? (Мурзика)
Что на экране прочитали Костя и Шурик из рассказа «Замазка»? (Конец)
Кто замазывал на зиму рамы? (Стекольщик)
Что слепил из замазки Костя. (Змею)
Какого цвета были у Бобки штаны? (Зелёные, защитного цвета)
На что похожа заплатка на Бобкиных штанах? (Огурец)
Сколько раз Бобка пришивал заплатку? (Два) О чем спорили дети в детском саду? (Чья мама красивее)
17 конкурс « Самые внимательные читатели.»
Я буду поочерёдно задавать вопросы командам, а вы будете на них отвечать. Если команда не может ответить на вопрос, то на него отвечают болельщики противоположной команды и тем самым приносят очки своей команде.
* Как звали девочку в рассказе «Фантазёры», на которую Игорь свалил вину ? (ИРА)
* Как звали котёнка в рассказе «Карасик» ? (МУРЗИК)
* Как звали котёнка в рассказе « Живая шляпа»? (ВАСЬКА)
* Какой фильм видели мальчики в рассказе «Замазка» ? ( НИКАКОГО, ПОТОМУ ЧТО ОНИ ИСКАЛИ ЗАМАЗКУ)
*Что сделала мама, когда Котька принёс огурцы из колхозного сада? (ЗАСТАВИЛА ОТНЕСТИ ИХ ОБРАТНО)
* Какую сказку читали дети в рассказе «Затейники» ? (ТРИ ПОРОСЁНКА)
* Какой проступок совершили герои рассказа Н.Н. «Огурцы» Павлик и Котька?
* Как вы относитесь к Павлику? (Он нечестный, трус, не хочет отвечать за свои поступки.)
* Легко ли было Котьке возвращаться на поле? (Нет, ему было стыдно.)
* Почему у Котьки было радостно на душе, когда он бежал домой? (Он признался в своём поступке, попросил прощенья, хотя это было трудно.)
*Куда, купив пряники, отправились Шурик и Костя, мальчики из рассказа «Замазка»? ( В кинотеатр.)
* Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)
* На чём Стасик летал нам Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)
V. Подведение итогов занятия. Награждение победителей
Люблю я Носова давно.
За что? Читать его смешно!
Его герои озорные,
Весёлые и очень уж смешные.
Носов-детских книг творец.
Ну, какой он молодец
Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел.
Любимых книг прекрасные страницы
Пусть оживут!
Вот фантазеры: Стасик, Мишка,
И Костя с Витей.
Вы помните рассказ «Тук, тук, тук»?
Дружка везли однажды в чемодане-
Пришлось стихи читать и песни петь!
А как замазку потеряли?
Я думаю, что стоит посмотреть!
Вот Мишка кашу варит,
Старается, пыхтит.
А каша из кастрюли
Всё лезет и бежит.
Советую всем Носова
Скорее прочитать,
Чтоб добрыми, весёлыми
И умными вам стать!
Я советую, друзья:
«Книги Носова берите! Не пожадничайте дня - Озорной рассказ прочтите. Отдохнете от хлопот, Вдоволь посмеетесь, И подальше от забот, В детство унесетесь.
Заканчивается наша конкурсная программа. Думаю, что вам понравился тот удивительный мир сказок и рассказов, созданных Н. Носовым.
«Все герои Николая Носова « как живые », а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру», так сказал С. В. Михалков. Надеюсь, что любовь и интерес к произведениям Н.Носова у вас только начались.