kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие в начальной школе "Чудо Земли - хлеб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие помогает воспитывать уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), научить детей бережному отношению к хлебу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие в начальной школе "Чудо Земли - хлеб"»

Внеклассное мероприятие в начальной школе "Чудо Земли - хлеб"

Дергачева Людмила Анатольевнаучитель начальных классов

Разделы: Начальная школа (4 класс). Внеклассная работа

Цель мероприятия:

  • воспитывать уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам),

  • научить детей бережному отношению к хлебу;

  • документальный фильм «Блокада Ленинграда»

  • обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий. 

Оформление мероприятия: Колоски пшеницы. Фото хлеба военных лет. Каравай, сухарики, домашняя выпечка.

Ход мероприятия

Учитель:

Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в музей «Чудо земли – хлеб». Этот музей необычный, его создали вы сами.

(1 группа учеников)

Ученик:

Друзья, мы приглашаем вас в первый зал, где хотим рассказать вам, как появился хлеб.

Хлеб, хлебушек… Тёплый, душистый, с хрустящей корочкой. Он самый главный на нашем столе. Без хлеба всякая еда не вкусна. Хлеб – самый древний и надёжный вид пищи. Он нужен всем, и у всех он есть – доступный, будничный, привычный на столько, что мы и не помним о его цене.

Ученик:

Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка.

Хлеб с горбушкой золочёной

Шёл к тебе издалека.

Ученик:

Издавна кормит людей матушка – земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи грибы, съедобные коренья. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке зёрна. Случайно упадут они возле дома – глядь, на этом самом месте вырастут несколько колосков.

Ученик:

Каша из этих зёрен получалась вкусная, лепёшки и того лучше. Тогда люди поняли, что можно специально приносить с собой зёрна и сажать возле жилья. Вот и появились первые колоски. В одном из музеев, словно бесценное сокровище, хранится ломтик хлеба, которому 6 тысяч лет. Учёные нашли его на дне озера. Когда – то он упал в густой ил, со временем окаменел и так хранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!



Ученик:

А знаете, как человек научился выпекать хлеб из кислого теста? Способ его приготовления был открыт около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепёшки. И они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше.

Ученик:

Ну, а слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос».

На Руси основными зерновыми культурами пшеница, рожь, просо, овёс, ячмень. Интересно, что рожь поначалу воспринимали как сорняк на пшеничных полях. Но с течением времени землепашцы заметили: когда от непогоды погибала пшеница, рожь спасала людей от голодной смерти. И к XI веку люди в основном ели ржаной хлеб, а пшеничный – с мёдом как лакомство по праздникам. Народная пословица гласит: «Пшеничка кормит по выбору, а матушка рожь всех сплошь»

Процесс выпечки хлеба был непрост, поэтому хлеб делали не часто. Пекарей – умельцев ценили и уважали. А как красиво назывались мастера печного дела: ситники, саечники, хлебники…

Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

(2 группа учеников)

В нашем зале вы узнаете, как хлеб приходит к нам в дом.

Ученик:

Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица Земля!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Ученик:

Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром:
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
На широкие долины
Вышли новые машины.
Глянь в раскрытое окно –
Сеют сеялки зерно.
Сколько в этом зёрнышке
Вложено труда
Знают только солнышко,
Ветер и вода.



Ученик:

Посеяли хлеб хлеборобы весною.
Созрел он и встал золотою стеною,
И слышит страна: за уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато,
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.

Ученик:

В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно,
Скажет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть,
И опять собраться в путь…
Едет хлеб на мельницу
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.
И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь-муковоз
На завод муку привёз…

Ученик:

На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», – шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай –
Нарядился каравай.
От завода- автомата,
Льётся тёплый хлебный запах.
Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит завтрак:
Всё, что хочешь, испечёт
Этот сказочный завод.

Ученик:

Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки,
Медовые пышки.
Двадцать пять фасонов
Булок и батонов.
Здесь науке не до скуки,
Чудесам здесь просто тесно –
Механические руки
Лепят бублики из теста,
Интересно, как в кино,
Даже чуточку смешно.
Автоматам люди рады,
Потому что автоматы
Научились булки печь.
Автомат замесит тесто,
Автомат замесит тесто
И отправит тесто в печь.

(рассказ сопровождается презентацией)

(3 группа учеников)

Мы приглашаем всех в наш зал и расскажем о бережном отношении к хлебу.

Ученик (держит в руках колоски пшеницы)

Если выйдешь летом в поле, то увидишь, как тянутся к солнцу колосья спелой пшеницы. Зрелый колосок слегка колышется на ветру. Подойди, тронь его – на ладони упадут зёрнышки. В каждом из них - жизнь. Они необходимы нам, людям, чтобы жить.

Много тысячелетий живут вместе хлеб и человек. Они дарят друг другу жизнь. Человек растит зерно, зерно кормит человека. Это движение вечно.

Ученик:

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками.

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонками спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдётся пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете,

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб на этом белом свете!»

Ученик:

А были времена, когда людям нашей страны не хватало хлеба. В годы Великой Отечественной войны всю тяжесть голода испытали жители блокадного Ленинграда.

(кадры документальной хроники)

В Петербурге, в институте растениеводства хранятся пакеты с семенами почти всех растений Земли. 20000 образцов семян одной только пшеницы. В годы войны 14 ослабевших от голода сотрудников этого института каждый день приходили на работу и делали всё, что в их силах, чтобы сохранить от мороза, сырости, зажигательных бомб, от крыс десятки тонн сортового картофеля и зерна.

Из 14 человек в живых осталось только 5. Остальные умерли от голода, но ни один из них не съел ни одного зёрнышка. Эти люди понимали, что после войны стране понадобятся семена, которые они спасли.

Ученик:

«Хлеб – дар Божий»- говорили наши предки. Пора и нам подумать: что для нас хлеб, любим мы его, бережно ли к нему относимся?»

(сценка «В школьной столовой»)

В школьной столовой шумно и тесно

Конкурс – по семь претендентов на место

Очередь весело, громко гудит

Все нагуляли большой аппетит.

- Мне 3 ватрушки!

- Булку и чай!

- Не напирайте!

- Не лезь, не толкай!

- Суп и котлету!

- Стакан молока!

- Чай мне, котлету и хлеб …3 куска!

(все жуют за столом)

Вот, наконец, опустели тарелки.

И началась, понеслась перестрелка.

В воздух летят кусочки батона,

Которые за год слагаются в тонны.

Ну, а в столовой гремит канонада

«Больно! Обидно! Ребята, не надо!

Следует твёрдо запомнить слова:

«Хлеб в каждом доме – всему голова!»

Ученик:

Корочка хлеба,

Хлебная крошка.

Что это – много или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто – то сорит этим чудом Земли.

Сердце за хлеб обливается болью

Когда он лежит в придорожной пыли.

Ученик:

На Невском замерло движенье.

Седая мать, печаль храня,

Кусок израненного хлеба

В руках натруженных несла.

Седая женщина стояла.

В её протянутых руках,

Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин,

И всё забытым равнодушьем,

А женщина держала хлеб

И с дрожью в голосе шептала:

«Кусочек этот бы тогда,

И сына б я не потеряла!»

Кто осквернил, кто позабыл

Блокады страшные года?

Забыл, как умирал сосед,

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пескарёвку кто забыл?

Там персональных нет могил.

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб –

Его вину суду погибших предаю.

Священный Ленинградский хлеб

125 священных граммов

Лежат в музее под стеклом.

Свидетель мужества по праву.

И часто я ловлю себя на том,

Что если б все куски поднять из пыли

Попали бы они голодным людям в дом,

И сколько б жизней сохранили.

Давно прошла военная пора,

Но в памяти ещё жива блокада.

Пусть знает наша детвора

Как хлеб беречь нам этот надо.

Ученик:

В музее истории в Петербурге хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей Ленинграда. И не всегда он был только из муки. В нём были и солома, и труха , и полынь.

Но это хлеб был дорог ленинградцам, так как от него зависела их жизнь.

В Санкт – Петербурге в 1988году был открыт единственный в России музей хлеба. Всего в мире таких музеев 13. А в Зеленогорске в 2003 году открыли памятник хлебу.

Ученик:

Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох.

С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар. БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!

( 4группа учеников)

Ученик: 

В нашем зале вы узнаете, как освежить хлеб, если он зачерствел, или как приготовит из него вкусные блюда.

А ещё мы познакомим вас с занимательным материалом, который мы подготовили.

Ученик: 

  • Освежить черствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпочку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку.

  • Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухарики – настоящее лакомство.

  • Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром.

  • Из хлеба можно сделать суп.

  • А если молотые сухари из пшеничного хлеба смешать с маслом, яйцом, сахаром. Потом уложить в форму и поставить на холод, то получится… хлебный торт. Его можно полить фруктовым соком.

Ученик: 

Ребята, а вы знаете, как называется хлеб других народов мира?

Хачапури – у грузинов, лаваш – у армян, багет – у французов…

У всех народов мира есть много пословиц о хлебе. Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе пословиц.

(конкурс пословиц о хлебе)

  • ХЛЕБНЫЕ РЕКОРДСМЕНЫ: самая длинная булка – 9 метров – была выпечена в городе Акапулько в Мексике в 1996 году.

  • ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ:

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Ешь пироги, а хлеб вперёд береги!
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
Хлеб в закромах – счастье в домах.

Учитель:

Наша экскурсия подошла к концу. Тысячи лет существует на Земле хлеб, и всё это время люди не перестают ему удивляться как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное.

Ещё в Древнем Египте учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, то ребёнок должен был поднять его и поцеловать. Такой обычай существует и в наши дни у жителей Закавказья, в некоторых сёлах России, Белоруссии.

Было поверье: «Если бросил недоеденный кусок хлеба, значит где – то голодает твой близкий человек. У всех народов хлеб пользуется большим уважением. У нас хлебом – солью встречают жениха и невесту, угощают гостей на свадьбе. Молодые целуют хлеб.

Ребята, каждый день, беря в руки хлеб, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал, думайте, каким великим богатством вы владеете и как его нужно беречь.

Ученица (в русском сарафане выносит каравай на подносе)

Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

Ученик:

В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.

Ученик:

Уплетай за обе щёки!
Вырастай богатырём!
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

(дети угощаются печеными изделиями)





















































































Исполняется сценка «Каравай»

К первоклашкам на машине
Каравай приехал ныне.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай.

Каравай:

Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пёк.
Пекарь, с нами поиграй.
Кого хочешь – выбирай!

Пекарь:

Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!

Мельник:

Хлебопашца!
Он в тенёчке не лежал,
А хлеб растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец:

Рабочего!
Он приехал к нам с дарами!
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.

«

Учитель: Пройдя с нами всё наше путешествие, нам хотелось бы, чтобы вы также как и мы научились беречь хлеб, поняли, как ценен он и труд людей, которые преподносят нам этот бесценный дар!

Ученица (в русском сарафане выносит каравай на подносе)

Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

Ученик:

В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.

Ученик:

Уплетай за обе щёки!
Вырастай богатырём!
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Ученик:

Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

Учитель: Новая жизнь рождается из маленького зерна, и каждый год зерно «прорастает» многими жизнями – новыми зёрнами – в хлебном колосе. И в этом самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни. И питать этой новой жизнью человека!

«Худ обед, коли хлеба нет», – говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте и одно из главных – он никогда не приедается. О хлебе написаны книги, он стал символом гостеприимства – «хлеб – соль», дружелюбия, мира.

Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Ученик:

Хлеб нелёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.

Ученик:

Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие в начальной школе "Чудо Земли - хлеб"

Автор: Дергачева Людмила Анатольевна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327428


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства