Внеклассное мероприятие в начальной школе.
Брейн-ринг
"В гостях у сказки"
Разделы: Преподавание в начальной школе
Цель: с помощью ребусов, загадок, занимательных заданий по прочитанной литературе вызвать у учащихся устойчивый интерес к чтению художественной литературы.
Задачи:
расширить и углубить знания учащихся об устном народном творчестве;
совершенствовать общеучебные умения и навыки учащихся, развивать умения работать с художественной литературой, развивать эстетический вкус;
воспитывать любовь к устному народному творчеству;
сделать досуг учащихся интересным, познавательным, формировать навыки общения.
Оборудование: плакаты с ребусами, «волшебный» сундучок, игла, мочалка, карточки с кроссвордом для каждой команды, ордена, грамоты, корона для победителя.
Предварительная работа: самостоятельное чтение учащимися русских народных сказок, пословиц, поговорок, подготовка инсценировок миниатюр по русским народным сказкам.
Класс делится на несколько команд. Выбираются капитаны, названия команд, девизы.
Команды рассаживаются за столы. Право ответа достаётся той команде, которая первая подняла свой флажок.
Выбирается жюри конкурса.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. А пригласил нас Царь - сказочник. Он очень любит загадки, задачи, кроссворды и ребусы на досуге решать. Но особенно он любит хитроумные сказки читать и сочинять.
Но проходят годы, а наш Царь - сказочник уже немолод. Настала ему пора задуматься, а кому он передаст свой трон? И решил он, что наследником будет тот, кто покажет себя лучшим знатоком сказок, загадок, ребусов и кроссвордов. Ведь управлять сказочным государством нелегко, надо много размышлять, знания нужны.
«Вот и выберу того, кто лучше других умеет думать, размышлять, но особенно сказки любит читать» - подумал Царь.
Задание №1. Как вы понимаете слово ребус? (Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.)
Отгадайте ребусы.
ПО 100 ВОЙ
5, НИЦА
3 БУНА
ПО 2 Л
ЛИ 100 ВКА
ОС 3 Ё
Задание №2. Герою какой сказки принадлежат эти слова:
«Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфов, и я всё стал видеть злым и безобразным».
(Каю, герою сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева».)
Задание № 3. Внимание! «Волшебный сундучок!»
С помощью этого предмета можно смастерить замечательные вещи, но также можно убить страшного героя русской сказки, потому что этот предмет олицетворяет его смерть.
Вопрос: Что спрятано в сундучке?
(Игла.)
Задание №4.
Слово с «заколдованной» буквой, которое никак не мог произнести правильно герой рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква».
(Шишки.)
Задание №5.
Как зовут героя русской народной сказки, который воспользовался необычным видом транспорта, чтобы попасть к царю во дворец?
(Емеля из сказки «По щучьему веленью, по моему хотенью». Он поехал во дворец на печи.)
Задание № 6. Внимание! «Волшебный» сундучок!
Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки К.Чуковского. Что спрятано в сундучке?
(Мочалка.)
Задание № 7.
Какие слова надо было сказать, чтобы цветик - семицветик исполнил все желания?
(Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли быть, по-моему, вели.)
Задание № 8.
Угадайте, какое слово нужно поставить вместо вопросительного знака, чтобы получилось много слов.
Задание № 9. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали.
На пушистых ветках
Снежною (?)
Распустились кисти
Белой бахромой.
(С.Есенин «Берёза».)
Имя старика, смастерившего из полена Буратино. (А.Н.Толстой. Повесть – сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино».)
(?) невелик, да стоять не велит. (Пословица.)
Кручусь, верчусь.
И мне не лень
Вертеться даже целый день.
(Загадка.)
По вертикали.
Имя мальчика, укравшего у Клары кораллы. (Скороговорка. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.)
Отгадавшая команда должна дружно проговорить эту скороговорку.
Задание № 10.
Тот, кому в русской народной сказке «У страха глаза велики» яблоко, упавшее от ветра с яблони угодило в лоб:
А) бабушка;
Б) внучка;
В) зайка;
Г) курочка.
Задание № 11.
Куда гуси – лебеди унесли мальчика в русской народной сказке «Гуси – лебеди»?
А) к себе в гнездо;
Б) с собой на юг;
В) к Бабе – Яге;
Г) к Кощею Бессмертному.
Задание № 12. Загадка.
Через море-океан плывёт чудо – великан, а ус во рту держит.
(Кит.)
Задание № 13.
Это животное в популярной русской народной сказке имеет кличку Сивка – Бурка.
(Конь.)
Задание № 14. Отгадайте пропущенное слово в пословице:
«Корень учения горек, да (?) его сладок».
(Плод.)
Жюри подводит итоги всего конкурса. И следующее задание выполняют ребята из команды, набравшей наибольшее количество баллов.
Задание № 15.
Это задание поможет узнать, кто же из претендентов может быть приемником Царя – сказочника. Вам надо разгадать одну запутанную задачу, над которой сказочник думает уже не один день и никак не может её разгадать.
Таня, Соня и Валя читают русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Морозко».
Таня не читает сказки «Колобок» и «Морозко». Соня не читает сказку «Колобок». Какую сказку читает Валя? (Колобок.)
3. Подведение итогов.
Жюри подводит итог: (зачитывается письмо от Царя – сказочника).
«Уважаемые претенденты! Вы очень хорошо отгадываете загадки и ребусы, хорошо знаете сказки. Спасибо, утешили старика. Есть кому царский трон оставить. Назначаю наследником престола сказочного царства – государства (имя учащегося), который быстрее всех из вас находит ответы на запутанные задания. Поздравляю победителя и вручаю ему корону сказочного царства.
А вам, уважаемые претенденты, вручаю ордена моего государства и грамоты».