Внеклассное мероприятие - проект "В гостях у матрёшки"
Внеклассное мероприятие - проект "В гостях у матрёшки"
Цель: расширять знания обучающихся о русских матрёшках; познакомить с отличительными признакми Сергиево-Посадской, Семёновской и Полхов - Майданской матрёшками.
Задачи:
Образовательные:научить выполнять изделие в технике "коллаж"
Развивающие: развивать познавательную активность детей, творческие способности через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие - проект "В гостях у матрёшки" »
Цель: расширять знания учащихся о русских матрёшках; познакомить с отличительными особенностями Сергиево-Посадской, Семёновской, Полхов-Майданской матрёшками
Задачи:
. образовательные – научить выполнять изделие в технике «коллаж»;
. развивающие – развивать познавательную активность детей, творческие способности через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
. воспитательные – воспитывать любовь к народному искусству, Родине; чувство гордости за наш народ - умельцев и мастеров; аккуратность и внимательность.
Оборудование: магнитофон с CD-проигрывателем.
Средства наглядности: русские народные игрушки - матрёшки Сергиево-Посадские, Семёновские, Полхов –Майданские
Литературный ряд: стихотворение И.Кадухиной «Русская матрёшка», русские народные частушки, загадка.
Музыкальный ряд: инструментальная мелодия «Русская душа»; Дербенко «Русская мелодия»; мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла».
Ходмероприятия
I. Организационныймомент
ПодфонограммурусскойнародноймелодииДербенкодетивходят в классирассаживаютсязастолы (3 творческие группы), на которых лежат заготовки для изготовления матрёшек (Сергиево-Посадской, Семёновской, Полхов-Майданской) из ткани в технике «коллаж»
Учитель: Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте гости наши дорогие,
Рада видеть всех вас я.
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Учащиеся: Да!
II. Сообщение темы
Учитель: А вот к кому пойдём - догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская:
(После ответа детей: «Матрёшка!»)
Учитель: Верно, это матрёшка.
Под негромкое звучание музыки к русской народной песне «Во поле берёза стояла» ученики из каждой творческой группы(3) читают стихотворение И.Кадухиной « Русская матрёшка»
Кто матрёшку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой - Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер?
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навёл зари румянец,
Неба синь вплеснул в её глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
«Ну и пой, гуляй себе по свету,
Весели себя, честной народ»,
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
Учитель: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости мы идём ( ответдетей –« кматрёшке!»)
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные!
Девочки 1 класса в костюмах матрёшек исполняют танец «Матрёшки»
Учитель: Ребята,на прошлом занятии мы с вами узнали об истории создания матрёшки.
О том, что в России существует несколько центров по изготовлению матрёшек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.
И я предлагаю на сегодняшнем занятии каждой творческой группе сделать свою матрёшку
в технике «коллаж» из ткани.
Учитель: Кто из вас знает, что такое «коллаж»?
Ответы детей.
- Коллаж (от французского слова - приклеивание, наклейка) – техника создания картины способом наклеивания плоских или объёмных материалов (цветной бумаги, газет, тканей и др.). Техника коллажа впервые использована художниками Пабло Пикассо и Жоржем Браком в 1912 году.
III. Практическаяработапо созданию проектов
Учитель:Итак, мы приступаем к работе.На столах у вас представлены образцы матрёшек, есть всё необходимое для создания проектов. При работе с ножницами, клеем будьте внимательны и осторожны. Давайте вспомним правила работы с ними. Также не забывайте правила работы в группе.
1 творческая группа создаёт проект «Сергиево-Посадская матрёшка»
2 творческая группа создаёт проект «Семёновская матрёшка»
3 творческая группа создаёт проект «Полхов-Майданская матрёшка»
Для улучшения эмоционального настроя звучит инструментальная мелодия «Русская душа».
Самостоятельная работа творческих групп.
IV. Защитапроектов
Учитель: Вот и наши матрёшки готовы.
Матрёшки русские по свету славятся
На них взгляните вы,
Чем не красавицы?
Из каждой творческой группы выходят девочки в костюмах матрёшек на защиту проектов.
Сергиево-Посадская матрешка: Я родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде. У города очень интересная история. А еще он знаменит тем, что в нем находится единственный в России Музей игрушки, где можно увидеть прошлое, настоящее и будущее игрушки.
Семёновская матрёшка: А я из города Семёнова, что в Нижегородской области – родины хохломской росписи.
Полхов-Майданская матрешка: А я приехала из села Полхов-Майдан под Нижним Новгородом. Издавна в селе изготавливали деревянную посуду и игрушки, здесь их называли «тарарушками». Матрешек у нас делают до сих пор почти в каждой семье, причем мужчины вытачивают фигурки, а женщины трижды покрывают их картофельным клейстером, сушат и расписывают. Сергиево-Посадская матрешка: Я настоящая русская красавица, на мне простой русский наряд: сарафан, кофта, передник и платок. Наряд мой неяркий, но чистенький и аккуратный. Единственное украшение на мне - это нитка красных бус. В руки мне могут дать самовар, корзинку, чайник. Форма моя - добротная, устойчивая, крутобокая.
Семёновская матрёшка: А Семёновские матрёшки одеты в светлые, яркие жёлтые и красные платки и сарафаны. Алые розы, маки, незабудки, ягоды и листья собраны в букеты, которые мы держим в руках. Полхов-Майданская матрешка: Ну, подружки, по форме и по краскам вам со мной не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная! Я тоньше, выше и стройнее вас. Голова у меня чуть-чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает мне задорный, удалой вид. И краски я люблю яркие, анилиновые: синие, алые, зеленые... Платок на мне ярко красный, юбка фиолетовая. Посмотрите на мой фартук, расцвел на нем чудо-букет: на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Хороша я - полюбуйтесь на меня! Сергиево-Посадская матрешка: И я не хуже, просто меня и моих сестер расписывали по-другому: гуашью прямо по ошкуренному дереву, а потом покрыли лаком. А еще игрушечных дел мастера наделили меня добротой, скромностью, трудолюбием и терпением.
Семёновская матрёшка: Нас расписывают на естественную золотистую фигурку. Краски кажутся необычайно чистыми, яркими. Полхов-Майданская матрешка: А мне палец в рот не клади. Я девочка озорная, бойкая, веселая и задорная! Песни люблю, пляски люблю! Все матрешки петь хотят И без музыки грустят. К музыканту побегу: Тут грустят матрешки Поиграй для них немножко! Хочу «Матрешкины частушки»!
К трём выступающим матрёшкам присоединяются ещё три ученика и исполняют «Матрёшкины частушки»
Полхов-Майданская матрёшка: 3. Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку –
Вспомнили матрёшку.
4. Шла по ягоды матрёшка,
Позабыла взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?
5. Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась!
6. Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.
V. Рефлексия
Учитель: Молодцы! У вас получились замечательные матрёшки, вы очень хорошо защитили свои проекты. Спасибо.
Звучит негромко мелодия на русскую народную песню «Во поле берёза стояла»
Учащиеся читают стихотворение: 1. Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идёт.
2 . Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!
Учитель: Матрёшка – уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской берёзкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.