Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура умственного труда, культура поведения, общения, культура речи. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.
Целью данного классного часа является формирование культуры поведения учащихся через закрепление правил культурного общения.
Также учащимся предстоит задуматься о том, как освободить свою речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по теме""Культура речи" »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
МО «город Бугуруслан»
Час общения
«Культура речи»
3 класс
Классный руководитель 3а класса
Прыткова Светлана Николаевна
2014 год
Аннотация
Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура умственного труда, культура поведения, общения, культура речи. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.
Целью данного классного часа является формирование культуры поведения учащихся через закрепление правил культурного общения.
Также учащимся предстоит задуматься о том, как освободить свою речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.
Тема: «Культура речи»
Цели: Способствовать формированию культуры поведения учащихся, культуру речи; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки со словами, памятки для учащихся.
Ход классного часа.
Самоопределение.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, садитесь.
Вступительное слово учителя. Мотивация. Формулирование цели классного часа
Культура …
- В чем проявляется культура человека? (в поступках, в одежде, в отношении к взрослым, в любви к родине)
СЦЕНКА №1.
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим . А в каком классе учишься, молодой человек?
Петя: В 3-ем «бы»
Доктор: В 3- ем «бы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор: Порядочек… Железно… Круто(берёт градусник ). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).
- Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом? Какой рецепт дал доктор?
- В чём же еще проявляется культура человека? (проявляется очень ярко в его речи, в том, как человек говорит).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о речи)
- Тема нашего классного часа: «Культура речи» (на экране)
- Это очень трудное дело – говорить ясно, четко, понятно всем. Этому мы с вами учимся в школе, и прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения.
В качестве эпиграфа мы взяли слова Ивана Васильевича Тургенева – замечательного знатока и мастера русского языка:«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»
Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?
О культуре речи.
1)
-Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)
А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?
- Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.
Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен герой сценки – Петя.
-Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.
Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.
2)
-Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.
Знакомьтесь: Петя мой сосед-
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а колидор.
Дилектор входит в кабинет,
Закрыт магазин на обед.
Хозяйка моет стаканы,
Секёт свеклу, пекёт блины.
И до меня дошёл черёд:
Портфель он портфелем зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя.
Пусть и его зовут Петя.
-Петя! – несётся со двора-
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а не дитя!
Петя обижен на ребят,
Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
-Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)
-Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.
- А теперь мы посмотрим, как вы умеете ставить ударение в словах. (Работа в парах):
Красивее Позвонишь
Звонит алфавит
Баловать Балованный
Газопровод Договор
Завидно Искра
Компас Медикаменты
Свекла Торты
Щавель Ирис (цветок)
(Самопроверка, правильный вариант на экране)
3)
- Ребята, посмотрите, а не встречались ли вы с героями следующей сценки. Она называется «Прочь с дороги».
СЦЕНКА №2.
Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мама шьет.
Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.
Мама: Что за спешка?
Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдает… Как это?.. Макулатуру.
Мама: Обед на плите.
Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?
Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?
Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает воду, пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?
Мама: Возьми пальто, еще холодно.
Юля: Хорошо, одену пальто.
Мама: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.
Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО (ребята с табличками, на которых четко прописаны эти слова) и все хором говорят:
Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, ведь неправильно употребляют нас при общении ребята.
ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж – ВРЕМЕНИ, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать: «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным. С нами вовсе не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал КИПЯЧЕНОЙ ВОДОЙ. И говорить «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК» так же нелепо, как «СЛАДКАЯ СОЛЬ».
ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я – половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!
НАДЕТЬ, ОДЕТЬ (спутанные вместе).
НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.
ОДЕТЬ: ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, одушевленный предмет. ОДЕТЬ ребенка. НАДЕТЬ НА ЧТО-ТО или НА КОГО-ТО: НАДЕТЬ кольцо на палец, НАДЕТЬ пальто.
НАДЕТЬ и ОДЕТЬ (вместе, хором): А нас путают и путают. Помогите нам распутаться.
КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы едим». И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: «Он кушает». В остальных случаях: «Он ест». Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено: «Пожалуйста, кушайте, сколько хотите».
КАК ЭТО: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!
Мама: Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. В разговоре Юли и Миши мы видели ошибки. Ребята, а вы заметили эти ошибки? Дружите ли вы с обиженными словами? Давайте скажем все вместе, дружно: «ПРОЧЬ С ДОРОГИ ВСЕ, ЧТО ПОРТИТ НАШУ РЕЧЬ!»
4) Ералаш «Почему мы так говорим?»
- Как называются такие и им подобные слова? (Сленг или жаргон).
- А что представляет собой жаргон? Можно ли эти слова назвать общеупотребительными и понятными всем?
- К сожалению, устная речь современных подростков и молодежи просто усыпана жаргонами. Жаргон – это искусственно созданный « язык», который не понятен большинству людей.
Работа в группах:
Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум. Вам будут предложены слова, которые вы часто употребляете в своей речи. Подберите к ним слова-синонимы.
Крутой – (характер) – Решительный, суровый, строгий, повелительный. Иди на фиг – убирайся, проваливай. Офигенно – хорошо, весело, великолепно, радостно, комфортно, уютно, красиво. Прикольный – (от слова – прикол т.е. свая, кол, укрепленные в земле для привязи лодки, судна). (Удивительный, интересный, своеобразный, разносторонний, веселый) Колбаситься – (весело проводить время) – куролесить (спьяну), озорничать, безобразничать (во хмелю), хулиганить. Уупс – междометие недовольства, удивления, типа «ох», «ух».
Мы с вами убедились, что в русском языке есть великое множество слов, при помощи которых можно высказать любую мысль, объяснить свои чувства.
Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика.
Около 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов.
Можно ли продолжить список «врагов» русского языка?
Проблема чистоты языка – это не только употребление жаргонов, обилие ничего не значащих, ненужных слов-паразитов, но и ругательство матом. Особенно уродливо звучит матерная брань в устах детей и молодежи.
Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.
Что же такое сквернословие – порок или болезнь?
История возникновения сквернословия.
История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.
Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.
Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?
(Слайды 16-17-18). перечислить следующие причины употребления скверных слов (см. слайд).
Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.
Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.
Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.
Скверный характер, вредные привычки.
Неуважение к окружающим.
Отсутствие внутреннего самоконтроля.
Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.
Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.
Опасно ли сквернословие?
Как влияет мат человека?
Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.
А) . В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.
Семнадцатилетнее исследование Белявского и его коллег увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на срок жизни!
Одним словом, мат способствует быстрому старению.
Не рискуя экспериментировать на людях, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них “начитывал” грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом..
Проведен был и обратный эксперимент: ученые “благословляли” семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда убитые семена ожили.
В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.
То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.
Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Глядя на фотографии на слайдах, можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.
Слова с негативным смыслом даже не способствуют образованию формы, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.
Не по этой ли причине так мало здоровых людей остается, не оттого ли так часто болеют дети, чьи родители постоянно матерятся?
Нужно ли бороться со сквернословием и как? Как борется с матом закон.
- А чтобы правильно и разумно владеть речью, что нужно предпринять? (работа в группах)
Правила «Культура речи»
1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.
2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».
3.Не спеши высказывать свои мысли.
4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.
5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.
6.Не говори быстро, не проглатывай слова.
7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.
8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.
9. Не давай кличек своим товарищам.
ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.
Итог. Рефлексия.
- А сейчас вновь вернемся к словам Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»
- Вы согласны с этим утверждением писателя? Нужно ли беречь язык? От кого или от чего? (Освобождать нашу речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему)